• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономисты

Интервью с профессором Владимиром Автономовым

Владимир Автономов (слева)

Автономов Владимир Сергеевич

профессор факультета экономических наук

– Как складывалась ваша академическая карьера? Можно ли назвать ее типичной для экономиста вашего поколения?

– Я бы не назвал свою карьеру типичной. Но, может быть, она типична в том смысле, что, когда я выбирал свой жизненный путь, я исходил из того, что наука – это такое престижное, приятное, интересное занятие. Мне кажется, что отношение к науке в этом смысле у нас за минувшие полвека поменялось. В моей семье науку уважали, моя старшая сестра занималась и занимается сейчас научной деятельностью, она философ, мой дядя филолог. И, в общем, я не мыслил себе другого рода занятий. Помню, когда мне в студенческие годы предложили пойти работать в «Интурист», я очень удивился: как можно работать в «Интуристе»? Есть гораздо более интересные вещи – наукой заниматься. Наука воспринималась тогда как само собой разумеющийся путь, по которому может пойти хорошо успевающий, разносторонний молодой человек. И мое отношение к науке было таким же. Но у меня не было каких-то ярких пристрастий, я был золотым медалистом, мне, в общем, все предметы давались довольно легко. И то, что я выбрал экономику, в известной мере случайность.

Тут я хотел бы сказать в порядке пожелания нашим молодым читателям, что, по-моему, есть два главных фактора, которые нужно учитывать при выборе профессии. Первое – созвучно ли тебе это дело, твоим наклонностям, ценностям, интересам. А второе – нравится ли тебе тот человек, который будет тебя этому делу обучать. В моем случае решающую роль сыграл сначала второй фактор, а первый потом. Когда надо было после 10-го класса выбирать, куда поступать, я ходил на разные дни открытых дверей и наткнулся на объявление ЭМШ – Экономико-математической школы при экономическом факультете МГУ. Когда я попал на день открытых дверей ЭМШ и увидел людей, которые там преподают, я понял, что хочу у них учиться, хочу быть рядом с ними, хочу, может быть, стать таким, как они.

Всероссийская олимпиада школьников

Одним из основателей этой школы был Леонид Маркович Григорьев, теперь профессор Высшей школы экономики, он преподает на факультете мировой экономики. Он создал эту школу в 1967 году, – представляете, как давно это произошло, и до сих пор она живет и здравствует. В этой школе уникальным было то, что там преподавали студенты. Студенты учили школьников, причем учили не тем предметам, которые надо будет сдавать на вступительных экзаменах, а тому, что было интересно им самим. Каждый студент мог подать заявку: я хочу прочесть спецкурс про современное польское кино, например. И эту заявку рассматривали, и если ее утверждали, то можно было записаться на курс польского кино, или на эконометрику, или еще на что-то. В общем, были разные возможности выбирать образовательную траекторию. Так что ЭМШ сыграла ключевую роль в моей профессиональной ориентации. Я увидел хороших, интересных людей и решил, что если экономика – то, чем они занимаются, то, наверное, это интересно. И поэтому пошел на экономический факультет МГУ.

Надо сказать, что мои надежды оправдались не полностью. Когда я начал учиться на экономическом факультете МГУ, таких преподавателей, как в ЭМШ, там было немного. Но все-таки были, и именно они сыграли определяющую роль в том, какой путь я выбрал потом. Главная моя находка в МГУ – это Револьд Михайлович Энтов, человек, к которому я на 2-м курсе пошел писать курсовую. С тех пор мы с Револьдом Михайловичем не расстаемся. Сначала я у него учился, потом я у него работал, потом он у меня работал, теперь мы просто друзья. И, в общем, это мой главный в жизни учитель. Он во многом способствовал тому, что я выбрал себе ту карьеру, которую выбрал.

Другим моим учителем был Владимир Петрович Шкредов, который вел у нас спецсеминар по «Капиталу». Казалось бы, скучная и догматическая наука, но Владимир Петрович вел ее как раз антидогматически. Он спорил с Энгельсом, на факультете шли серьезные дискуссии. В конце концов его выгнали с факультета за то, что он нам проповедовал ересь. Но в действительности это был честный подход к науке: мы учились внимательно читать того же Маркса и спорить с его авторитетными толкователями. А это очень важный навык для того, чтобы в дальнейшем обрести научную самостоятельность, собственный научный голос.

1 сентября 1987 года на экономическом факультете МГУ
1 сентября 1987 года на экономическом факультете МГУ
letopis.msu.ru

Третьим моим учителем в МГУ стал, как ни странно, преподаватель по военному переводу с немецкого Валерий Александрович Золотов, интеллигентный, хороший человек. Он научил нас хорошо переводить, чувствовать язык. Он любил повторять: «Воспарите над текстом». Представляете, приходит военный, в форме, капитан, и говорит вам: «Воспарите над текстом». И мы воспаряли. С тех пор я полюбил переводить и продолжаю заниматься переводами по сей день.

Надо сказать, что те предметы, которым нас учили в МГУ как основополагающим, на меня впечатления не произвели. Политэкономия Маркса была интересной, а политэкономия социализма явно к науке отношения не имела. История экономических учений, которой я потом стал заниматься и до сих пор занимаюсь с большим увлечением, – я возглавляю центр по изучению истории и методологии экономической науки – в МГУ не прозвучала. Там читали скучные, догматичные лекции о том, кто прав, кто виноват, рассказывали, что правильная точка зрения высказана в журнале «Большевик». В общем, слушать это не хотелось. Но позже я поступил на работу в ИМЭМО, в сектор экономического цикла, которым руководил Револьд Михайлович, и это стало очень важной ступенью в моей карьере.

Институт мировой экономики и международных отношений был совершенно особой, уникальной институцией, тем более в 1970-е годы. Его основали в 1956 году, в одно время с XX съездом КПСС, для того чтобы говорить власти правду о том, как развивается западная экономика. Потому что стало ясно, что впереди мирное существование двух систем; Сталин умер, пришли Хрущев и Микоян, по инициативе которого, кстати, этот самый ИМЭМО и был основан. Нам давали возможность свободно читать западные источники. А в то время, хочу напомнить, это было редкой привилегией. У нас был спецхран, был зал западной периодики, где мы могли читать газеты, журналы, книги западных экономистов. Сначала я поступил туда стажером-исследователем, а позже – в заочную аспирантуру. Но главной учебой была именно работа в секторе. Даже на фоне уникального института, каким был ИМЭМО, сектор экономического цикла выделялся высоким уровнем своих трудов и требований к своим сотрудникам. Средний срок защиты диссертации в нашем секторе составлял не менее 10 лет. Потому что, что бы мы ни писали, Револьд Михайлович морщился и говорил: нет, знаете, вы почитайте еще вот то, возьмите еще вот это. Иногда, не для широкой публики, так сказать, он нам говорил, что в принципе мы должны стремиться к тому, чтобы нашу работу напечатали в American Economic Review. В стенах советского института это звучало крайне необычно. Слушая его, мы тоже становились максималистами, предъявляли высокие требования друг к другу, критиковали друг друга самым ожесточенным образом. Я помню, как в первый раз обсуждали мою кандидатскую диссертацию, и меня там так потрепали, что я на полгода отложил свою работу, думая, что вообще никогда ничего не напишу и уж точно никогда не выйду на защиту; казалось, не получился из меня исследователь. И далеко не сразу удалось снова поверить в себя и начать двигаться дальше.

В институте нас побаивались, считали эдакими умниками, которые все знают, все раскритикуют. Но мы жили в своеобразной нише. Револьд Михайлович прикрывал нас собой от внешнего мира, многочисленные записки, которые нужно было писать по разным поводам для начальства в ЦК партии или Совет министров, писал он сам, а мы должны были заниматься наукой, свободно творить. Это было непросто, потому что это свободное творчество нередко начиналось с бросания в воду не умеющего плавать: «Вот вам такая-то тема, начните с такой-то статьи, а дальше идите сами, куда она вас выведет». Многие мучились, уходили из сектора, многие пережили душевный кризис. И я тоже пережил. В какой-то момент я усомнился в том, что правильно выбрал профессию. Экономическая наука стала казаться мне бездушной, особенно та наука, которой мы занимались в секторе. А мы строили эконометрические модели. В Советском Союзе про эконометрику никто не слыхивал, кроме отчасти ЦЭМИ и нашего института. В университете на «зарубежке», где я учился, никто никакой эконометрикой не занимался, и мне пришлось осваивать ее с нуля. И в это время Револьд Михайлович решил силами нашего сектора создать большую эконометрическую модель экономики Соединенных Штатов, которая предсказывала бы экономические циклы и давала какие-то прогнозы. То есть сделать то, чем в Америке с переменным успехом занимались крупные научные центры с большими коллективами сотрудников: Институт Брукингса, Центр Пенсильванского университета под руководством Л. Клейна. А нас было всего человек 10–12. Поделили всю экономику на сегменты и раздали каждому по сегменту. Я в этой сводной модели отвечал за инвестиции в основной капитал, то есть должен был моделировать эти инвестиции. И в какой-то момент мне моя деятельность начала казаться странной. Инвестиции зависят от ВВП и процентной ставки. И вот делаю я уравнение, и вдруг мне становится очень неуютно от того, что в этом уравнении совершенно отсутствует какое-то пространство человеческой субъективности, человеческого выбора. Каким-то образом из ВВП получаются инвестиции, из одной переменной получается другая, и все это происходит помимо людей. И мне стало казаться, что в такой бездушной науке я себя не найду, надо, видимо, менять сферу деятельности. И тут меня выручил мой старший товарищ по сектору Анатолий Филиппович Кандель. Он дал мне прочесть книжку американского экономиста Джорджа Катоны Psychological Economics – «Психологическая экономика», прочитав которую я открыл для себя новый мир. Оказалось, что такими же сомнениями терзались до меня многие, в том числе Джордж Катона. Он тоже предположил, что такое моделирование, когда из одной переменной вырастает другая, недостаточно и нуждается в дополнении какими-то факторами человеческих состояний, которые он называл промежуточными переменными. Он проводил опросы: спрашивал людей, как они себя чувствуют, чего они ждут, какие у них настроения, хотели бы они в будущем купить такой-то товар и т.п. По результатам опроса он рассчитывал некий индекс и уже при помощи этого индекса предсказывал экономические циклы. Мне это понравилось, и с тех пор я интересуюсь поведенческой экономикой, к которой принадлежал Катона. Сейчас это вполне респектабельный и почтенный раздел экономической науки, а тогда, в начале 1980-х, это был такой «еретический» раздел. Экономисты не любили, когда психологи им указывали, как надо исследовать экономические проблемы. Но меня это сразу увлекло. И я выбрал себе темой диссертации психологические теории экономического цикла. В то время работа советского ученого не могла быть беспристрастным исследованием западных теорий, обязательно должна была присутствовать критика. Поэтому моя диссертация называлась «Критика буржуазных психологических теорий экономического цикла».

Уже в ходе работы над диссертацией открылись новые перспективы. Выяснилось, что какие-то представления о человеке присущи любой экономической теории. Любой экономист, когда создает свои экономические теории, исходит из какого-то представления о природе человека. Это называется модель человека в экономической науке. С тех пор я этой темой и занимаюсь, написал уже две книжки, сейчас вышла третья, состоящая из предыдущих публикаций, и, наверное, буду заниматься до конца, потому что этот подход к экономической теории со стороны человека кажется мне очень интересным и плодотворным. Из него можно много чего извлечь и применить. И в Вышке я читаю курс под названием «Модель человека в экономической науке». По моему мнению, совершенно необходимый, потому что он дает противоядие от такого догматического понимания экономической науки, когда можно решить, что вся экономическая наука заключена в учебниках микро- и макроэкономики. А важно понять, на чем основаны описанные в них теоремы и аксиомы, потому что, когда вы будете отдавать себе отчет в том, на каком представлении о человеке базируется ваша экономическая теория, вам будет легче подвергнуть ту или иную аксиому сомнению, пересмотреть ее и, возможно, подправить. Вот про это мой курс, про это я пишу и достиг в этом определенного успеха: защитил кандидатскую, написал книжку, за которую получил премию имени Варги в Академии наук, защитил докторскую, был избран членкором. То есть я нашел тему, которая оказалась мне созвучна и интересна.

Бизнес Новости в Кирове

Меня часто спрашивают: какое направление выбрать, какая тема сейчас перспективна? Я отвечаю так: ребята, перспективно то, что вам нравится. Если вы будете изучать что-то только потому, что за это вам могут дать большую зарплату, зарплату вы, может, и получите, и все равно жизнь у вас не сложится. Так что обязательно прислушивайтесь к себе, ищите то, на что отзовется ваша душа. Это очень важно. А второе, что важно, – ищите человека, у которого вам будет интересно учиться. Это главное.

Вторым моим большим увлечением на всю жизнь стала история экономических учений. Когда я стал изучать модель человека у экономистов разных эпох, увидел, как эта модель человека менялась со временем, я почувствовал, что на самом деле история экономической мысли – это захватывающе интересная вещь, совсем не то, чему нас учили на экономическом факультете МГУ. Когда-то мне, поскольку я знал немецкий язык, предложили поучаствовать в переводе книжки Йозефа Шумпетера «Теория экономического развития», и я заразился этим автором. С тех пор все его книги, которые издавались на русском языке, а их 4 или 5, выходили в моем переводе либо под моей редакцией, я стал проводником Шумпетера к российскому читателю. Это экономист с очень парадоксальными, иногда новаторскими мнениями, часто идущими вразрез с господствующими установками, очень эрудированный. Его «История экономического анализа» – это 1200 страниц очень плотного английского текста. И эту книгу, которую мы переводили много лет, я сейчас рекомендую студентам, которые пишут у меня курсовые: посмотрите, что по вашей теме есть у Шумпетера, наверняка что-то есть, какая-то зацепка, от которой вы сможете оттолкнуться и пойти дальше. И так оно и бывает. И я сам, когда начинаю новую тему, всегда смотрю, а есть ли что-нибудь про это у Шумпетера. Это увлечение историей экономической мысли привело к тому, что в настоящий момент я являюсь президентом Европейского общества истории экономической мысли. Каждые два года избирается новый президент, и в этом году меня официально избрали. Это самая авторитетная ассоциация экономистов в Европе и одна из двух таких ассоциаций в мире. Это очень большая честь. Так что и эта часть моей биографии тоже увенчалась успехом.

– Чем отличается Вышка как институция экономического образования?

– Вы знаете, я начал преподавать, когда еще работал в ИМЭМО. Читал спецкурс в МГУ, потом в ГУГНе – Государственном университете гуманитарных наук, и в какой-то момент Ярослав Кузьминов позвал меня в Вышку. Я согласился и никогда об этом не жалел. Здесь я нашел, во-первых, огромное количество своих единомышленников и людей, с которыми мне интересно. Кузьминову удалось собрать вместе квалифицированных честных экспертов во всех областях с высочайшим академическим этосом. Здесь действительно правит гамбургский счет, нет никаких дутых величин, и это очень благоприятная, стимулирующая обстановка. Во-вторых, у нас замечательные студенты. Я очень люблю преподавать, не сразу полюбил, но теперь мне без этого уже трудно представить свою жизнь. И в принципе я доволен тем, как устроено преподавание в Вышке.

– Что именно в Вышке способствует высокому уровню студентов и качеству преподавания?

– С самого начала, когда нас звали на работу, было ясно, что зовут для того, чтобы работать на переднем крае мировой науки. Это от нас требовалось всегда: мы должны быть частью мирового исследовательского сообщества, не замыкаться в своих местных играх, в своих карьерных устремлениях, а ориентироваться на мировой уровень. И эта линия, которая с большой энергией проводилась Кузьминовым на протяжении всего периода его руководства Вышкой, была, как мне кажется, наиболее важной. Это стремление быть на уровне мировой науки, безусловно, ощущается ребятами. Когда мы к ним приходим с лекциями по своей статье или по статье нашего коллеги, они видят, что имеют дело с учеными, которые рассказывают им о результатах собственных научных разработок, а это всегда воспринимается совершенно иначе. Я знаю, что во многих вузах преподаватели просто пересказывают учебники, иногда даже читают их с листа. В Вышке такое совершенно немыслимо. Мы делимся со студентами результатами своих исследований. И я им честно говорю: вот, ребята, обратите внимание на такой-то вопрос, у меня на него ответа нет, но он интересный, может быть, вас он в будущем заинтересует. Наши преподаватели обращаются к студентам как к младшим коллегам, менее опытным, но коллегам, и мне кажется, мы заражаем ребят своим отношением к науке, к познанию вообще.

23 января, 2023 г.