• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Книга динамична и живет вместе с тобой»

Евгения Опфер, Наталия Станкевич и Евгения Шлягина о любимых книгах

Unsplash / Guzel Maksutova (фрагмент)

Художественная книга

Евгения Опфер, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Мои отношения с литературой наладились не сразу. В школе «Войну и мир» (1865–1869), «Преступление и наказание» (1866) и другие длинные серьезные книги я не читала, ограничиваясь кратким содержанием. Но в университете ситуация кардинально поменялась. На первом курсе преподаватель по зарубежной литературе дала нам длинный список книг, рекомендуемых к прочтению в течение года. Я решила начать с популярного в те годы романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831) и не смогла остановиться. С тех пор я читаю без остановки. Больше всего мне нравится классическая проза, но по рекомендации друзей и коллег я с большим удовольствием иногда читаю книги других жанров.

Институт образования, в котором я работаю, расположен в Потаповском переулке – место с богатой историей, счастливой и не очень… Как раз напротив института находится дом, в котором жила Ольга Ивинская, подруга и муза Бориса Пастернака. Совсем недавно мне в руки попала книга под названием «Легенды Потаповского переулка» (1997). Эту книгу написала дочь Ивинской, Ирина Емельянова. В ней описаны события 40–60-х годов XX века, которые происходили с семьей Ирины и их ближайшим другом Борисом Пастернаком в годы репрессий и гонений, связанных с романом «Доктор Живаго» (1957) и присужденной Нобелевской премией. Ирина очень искренне и глубоко описывает свои детские впечатления от знакомства с Пастернаком, о переживаниях своей матери, об обысках и ссылках, которым поверглись практически все члены ее семьи, включая саму Ирину.

Описанные события происходят не только в Потаповском переулке, но и на даче Пастернака в Переделкино. Под впечатлением от прочитанного мы с коллегами из Инобра, которые порекомендовали мне книгу, посетили эту дачу в писательском поселке Переделкино. Поездка произвела на меня большое впечатление, помогла дорисовать в воображении образы и сюжеты, описанные в книге.

expositions.nlr.ru

Следующим шагом стало чтение романа Пастернака «Доктор Живаго». В разные периоды своей жизни я преступала к чтению этого романа. В школьные годы мне не удалось прочитать его до конца, отсутствие жизненного опыта просто не позволило оценить глубину сюжета и переживания героев. Теперь же, когда я узнала историю романа и его автора, побывала в местах, где он был написан, чтение романа произвело на меня большое впечатление и, конечно, заставило о многом задуматься, отрефлексировать современную жизнь, в том числе свою собственную.

Наталия Станкевич, доцент кафедры фундаментальной математики, старший научный сотрудник Лаборатории топологических методов в динамике факультета информатики, математики и компьютерных наук нижегородского кампуса НИУ ВШЭ

Одной из моих любимых книг с детства является повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943). У меня в школе был необычный учитель по русскому языку и литературе. Во-первых, это был мужчина, что для того времени было редкостью, а во-вторых, он был очень творческий человек, он писал рассказы и стихотворения. Как многие творческие личности, он игнорировал требования школьных программ и на уроках литературы практиковал чтение вслух, то есть ученики просто сидели и слушали его. И вот одной из первых книг, которую он нам прочитал, был «Маленький принц». Я с трудом могу сказать, что на тот момент я поняла из этой книги, но она очень заинтриговала меня и запала в душу. Потом я неоднократно перечитывала эту книгу и каждый раз находила в ней что-то новое для себя. Я уверена, что в будущем перечитаю ее еще не один раз. Самое главное для меня в этой книге, и это также важно для меня и как для ученого, – это то, что в одной и той же истории можно увидеть много всего разного. Книга не статична, она динамична и живет вместе с тобой. Ну и, конечно: «Все мы родом из детства».

nlb.by

Евгения Шлягина, академический руководитель ОП «Юриспруденция» (НИУ ВШЭ – Нижний Новгород), доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса

Юрист – это профессия, которая основана на чтении. Законы, судебная практика, доктрина – изучение этих источников сопровождает мою жизнь ежедневно. Именно любовь к чтению в определенной степени предопределила выбор этой профессии и ее академическое направление. С детства очень люблю читать. Изначально это была школьная программа – русская и зарубежная классика, Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Булгаков, Даниель Дефо, Оскар Уайльд и другие. Очень быстро определился любимый жанр – детективы. Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Эдгар Аллан По – их книги я проглатывала стопками. Запомнилась и Дафна дю Морье – автор книг в жанре психологического триллера, одним из наиболее известных романов которой стало произведение «Ребекка» (1938).

Книг за свою осознанную жизнь я прочитала не так много, как хотелось бы, но достаточно, чтобы серьезно озадачиться вопросом о самой любимой из них.

В рамках данного интервью я хотела бы рассказать о книге, которая действительно произвела на меня особенное впечатление. Я прочитала ее в студенчестве, но до сих пор в сложные периоды жизни возвращаюсь к этому тексту. Это книга «Сказать жизни “Да!”: Психолог в концлагере» (1946), написанная австрийским психиатром Виктором Франклом в период заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау. Она небольшая, но там скрыты очень важные смыслы. Это история о том, что у человека можно отнять все – близких людей, дом, еду, комфорт, даже тело, но если есть внутренняя опора на самого себя, то можно выстоять против любых ударов судьбы. Рекомендую эту книгу к прочтению абсолютно всем. Тем, кто столкнулся с трудностями и готов опустить руки, тем, у кого все хорошо, но есть потребность лучше понять, как устроен этот мир. Данная книга точно не оставит читателя равнодушным.

Виктор Франкл (слева)
Виктор Франкл (слева)
homsk.com

Академическая книга

Евгения Опфер

Мне трудно выделить одну книгу, которая предопределила выбор профессии или направление научного исследования, в этом основную роль сыграли другие факторы. Но первая серьезная (нехудожественная) книга, которую я прочитала, бросила мне вызов, дав понять, что чтение научной литературы требует дополнительных усилий и компетенций. Речь о книге «Закат Европы» (1918) Освальда Шпенглера, которую мне довелось прочитать в 18 лет. В то время мое знакомство с длинными текстами только начиналось, хотя чтение художественных романов с сюжетной линией уже давалось вполне легко. С длинным философским текстом, требующим знания многих исторических и прочих фактов, дела обстояли сложнее. Первой мыслью было, конечно, бросить чтение – текст никак не давался. Но в то же время это было для меня вызовом: неужели я не могу вчитаться и понять основную идею Шпенглера? Прочитав большой пласт дополнительной литературы по философии и истории, а также рецензии на книгу, я справилась с задачей. Этот опыт дал понимание того, что научная идея должна быть описана в рамках какого-то подхода и теоретической рамки, что идеи автора должны быть доказательны – обязательные требования к научной работе.

Я изучаю российское магистерское образование в составе исследовательской группы проекта «Ландшафт российской магистратуры». Мы, сотрудники вузов, знаем не понаслышке, что изменения в системе высшего образования происходят перманентно. Для того чтобы научно осмыслить происходящие процессы и изменения, нужно, с одной стороны, быть в курсе последних научных исследований, с другой стороны – знать классические теории и концепции.

Недавно мы с коллегами организовали научный книжный клуб, в котором раз в месяц (пока) тесным кругом обсуждаем интересные книги и статьи, посвященные высшему образованию. На предыдущем собрании мы обсуждали книгу Вадима Радаева «Преподавание в кризисе», которая вышла в 2022 году. В книге через призму поколенческой теории описаны вызовы, стоящие перед университетами в целом и преподавателями в частности. Проблемы, на которые обращает внимание Вадим Валерьевич, актуальны для преподавателей независимо от вуза. Прочтение книги позволяет отрефлексировать свой собственный преподавательский опыт и наметить точки роста. Мне кажется, особенно интересна эта книга будет начинающим преподавателям, которые пока еще ищут свой подход к современным студентам и не в полной мере прониклись вузовской культурой.

livelib.ru

Наталия Станкевич

Книга, которая оказала влияние на становление меня как ученого, – это была книга моего первого научного руководителя Дмитрия Трубецкова «Колебания и волны для гуманитариев» (1997). Я окончила уникальный факультет в мире – факультет нелинейных процессов, создателем которого и был Дмитрий Иванович. Как он говорил на занятиях, основная цель нашего обучения – это формирование мировоззренческой картины мира. И та картина, которую нам помогали сформировать, базировалась на самоподобии: мир устроен по одним законам, которые работают в самых разных областях. И в книге как раз и было это показано на различных примерах. Я впервые открыла ее еще школьницей, и уже тогда мне стало интересно, как так получается, что в разных областях мы можем прийти к одним и тем же моделям и, самое главное, к одним и тем же эффектам и явлениям. Оказывается, практически в любой области самое главное – это разобраться, какие переменные анализировать и какой параметр менять. Помимо идей, книга была очень хорошо проиллюстрирована, и до сих пор, когда я ее открываю, я понимаю, что значит делать что-то с любовью. Когда Дмитрий Иванович читал лекции, он читал их слово в слово с книгой, и это было потому, что в каждое слово в этой книге он вложил себя. Оказаться среди таких людей – мне кажется, это большое счастье. И конечно, это сильно повлияло на меня именно в становлении как ученого. Помимо широкого взгляда на мир, который позволяет мне работать в междисциплинарных направлениях с биофизиками, геофизиками, химиками, это также мне показало, что значит любить свое дело.

Фёдор Плевако
Фёдор Плевако
wi-fi.ru

Евгения Шлягина

Есть книги, которые сыграли определенную роль в моем становлении как юриста, преподавателя и исследователя. Как я уже говорила ранее, в школе меня чрезвычайно интересовали детективы, расследование преступлений и поиск истины в самых запутанных спорах. В очередной раз придя в библиотеку, я наткнулась на книгу «Судебные речи» дореволюционного русского адвоката Федора Плевако. Нетривиальный и эмоциональный характер речи, умение спикера подчеркнуть детали и сделать акценты на определенных аспектах дела не оставят равнодушным даже того, кто очень далек от юриспруденции. При чтении ты как будто бы становишься участником того судебного процесса, в котором Федор Никифорович выступает защитником, начинаешь сопереживать его клиенту и с волнением ждать решения суда. Я помню, что подумала тогда, как классно и захватывающе быть юристом.

Периодически в рамках различных тренингов для студентов факультета права я предлагаю ознакомиться с данной книгой и забрать из нее некоторые секреты ораторского мастерства настоящего профессионала своего дела.

По профессии я не только юрист, но еще и социолог. В этой сфере хотелось бы отметить труды французского социолога Пьера Бурдьё, в частности статью «Формы капитала» (1983). Его концепция социального поля и различных форм капиталов послужила теоретической основой для моего диссертационного исследования, в котором анализируется эффективность и перспективы работы органов внутренних дел в России.

В заключение мне хотелось бы еще рассказать об авторе, с которым я познакомилась совсем недавно, во время летнего отдыха. Хотелось на какой-то период отвлечься от наукоемких текстов, поэтому я выбрала рекомендуемую во многих пабликах книгу Фредрика Бакмана «Вторая жизнь Уве» (2012). Простой слог, но очень тонко в этой книге написано о самом главном – о людях и жизни среди людей. Многие отмечают, что после прочтения этой книги начинаешь внимательней смотреть на окружающих, ведь они могут быть совершенно не такими, какими нам кажутся.

28 декабря, 2022 г.