Какие методики используют лучшие преподаватели Вышки? Важно ли сохранять в аудитории строгую иерархию? Как выстраивать коммуникацию со студентами? Есть ли образ идеального студента? Об этом рассказывают победители конкурса «Лучший преподаватель» НИУ ВШЭ.
доцент Института классического Востока и античности
Всякий раз, когда меня спрашивают о методике преподавания, я впадаю в ступор. Наверное, у людей, которые обучают языкам, существует какая-то методика, у преподавателей естественных наук она, вполне вероятно, имеется. Главный образовательный принцип, которого я стараюсь придерживаться, был сформирован арабскими и персидскими литераторами еще тысячу лет назад: «обучать, развлекая». Разумеется, каждое занятие не должно превращаться в стендап и нужно соблюдать баланс между образовательной и развлекательной составляющими, но когда речь идет о каких-то сложных или неочевидных сюжетах вроде мусульманской философии, то лучшего рецепта для того, чтобы удержать внимание аудитории, я не вижу.
Такой подход иногда критикуют из-за того, что он может негативно сказаться на дисциплине в аудитории или нарушить отношения в иерархии «студент – преподаватель». Очевидно, такое случается, но ведь авторитарный преподавательский стиль вряд ли способен создать здоровую атмосферу. Есть разные методы поддержания дистанции между преподавателем и студентами (слово «иерархия» в этом контексте не совсем уместно, на мой взгляд), и мне кажется, что наиболее эффективными являются те, когда студенты сами понимают, где пролегает граница между ними и преподавателем. Понятное дело, что именно этот преподаватель будет в конце курса ставить им оценку, но ведь не может его авторитет основываться только на этом. Я считаю, что преподаватель не должен просто возвышаться с кафедры, а должен в какой-то момент быть наставником, в какой-то – немножко родителем; понимать, когда нужно сказать, а когда – промолчать и выслушать. Вот на этом, как мне кажется, и должен строиться его авторитет, а в иерархиях студенты еще успеют поучаствовать в своей жизни.
Умение слушать и слышать студента, как мне кажется, чрезвычайно важно для преподавателя. Убедить студента в том, что его мнение важно и ценно, что это мнение необходимо правильно и аргументированно излагать; предупреждать об опасности априорных суждений и напоминать о важности критического мышления. Окружающий мир сложен и разнообразен – мы не можем научить студентов всему ни в относительно узкой области нашей специализации, ни тем более в широком научном направлении, но должны дать им инструменты для самостоятельного постижения. Нужно стараться делать так, чтобы студент выходил из аудитории, осознавая, что он не напрасно провел полтора часа своей жизни, что эти знания нужны ему, что сам он нужен именно здесь и сейчас. Понимаю, это звучит как пропаганда общеизвестных принципов гуманизма, но не стоит забывать, что часто нужно просто быть хорошим человеком.
Насчет идеального студента не знаю, но мне кажется, что лучший студент – это тот, которому что-то непонятно. Такой студент постоянно задает вопросы (в отдельных случаях это саботирует план занятия), пытается осмыслить, интересуется, что еще можно почитать. Нередко студенты по той или иной причине боятся задавать вопросы – из стеснения или от самомнения, не берусь судить. На мой взгляд, самое печальное для преподавателя – это услышать после занятия, что вопросов нет и все понятно. Вот это действительно заставляет задуматься, все ли ты делаешь правильно.
доцент Школы лингвистики
В последние месяцы и недели я особенно ясно осознаю, что для меня в университете главное – это сообщество, солидарность и доверие. Наука и знание могут передаваться от человека к человеку только в спокойной и свободной атмосфере, частью которой хочется быть. Вышка замечательна в том числе и потому, что она дает студентам возможность быть частью и большой корпорации, и отдельных небольших сообществ внутри нее: лабораторий, центров, школ, маленьких проектных групп. И преподаватель тоже является частью этих сообществ, и семинарист на занятии в группе входит в эту группу как полноценный участник. Поэтому личность преподавателя мне кажется очень важным фактором обучения. Если студенты решат, что я как человек заслуживаю доверия, что я добросовестная и серьезная в обращении с данными, умею признавать ошибки и прислушиваться к их предложениям, они смогут верить и в мои суждения о науке. Сейчас я преподаю теоретическую фонетику, латинский язык, курсы о русском языке и культуре народов России. Я очень люблю все мои дисциплины и стараюсь совершенствоваться в них, но я уверена, что то, какой я человек на занятиях, как я отношусь к студентам, какая атмосфера складывается на парах, не менее, а то и более важно, чем мои знания. В этом смысле, как кажется, преподаватель не может предложить студентам больше того, что есть у него. Нельзя понравиться всем, и я просто стараюсь быть на занятиях самой настоящей собой. Я люблю свою область и бесконечно радуюсь общению со студентами, ценю их как людей – я стараюсь показать это. Если им понадобится еще и моя человеческая поддержка, я бы хотела, чтобы они могли и с этим прийти ко мне, потому что университет должен быть человечным. Университет должен быть предан своим студентам.
Поэтому мне трудно говорить о том, что называется иерархией «студент – преподаватель». Мои студенты – мои коллеги, разница между нами только в ответственности. Моя ответственность как преподавателя такая: организовать безопасную, принимающую, живую среду и дать знания. Я прошу студентов обращаться ко мне по имени и предлагаю им любую внеучебную помощь, потому что это делает среду более дружелюбной и свободной для всех. Но чрезмерное сближение со студентами и построение тесных дружеских отношений может нарушать безопасность среды и свободу, поэтому некоторые границы я чувствую очень четко и не готова их перемещать, если тот или иной человек у меня учится.
Сейчас я совсем не чувствую себя лучшим преподавателем, потому что недостаточно времени уделяю методике. Филфак МГУ, на котором я училась, дал мне отличную академическую подготовку, но от преподавателя требуется намного больше, чем от ученого. Вышка позаботилась об этом, создав кадровый резерв и программы по развитию преподавательского мастерства. Осталось только найти на это время, а времени у преподавателей Вышки обычно отрицательное количество.
Мне кажется особенно важным уметь принимать студенческую критику, показывать словом и делом, что предложения студентов важны и к ним прислушиваются. Мне особенно нравятся этим наши студенты, отличающиеся, как мне кажется, от моего поколения, моего курса: студенты Вышки сейчас не согласны на нормальное, сносное, терпимое, они хотят самого удобного, самого разумного, они хотят лучшего. Хотя этот максимализм не всегда применим в реальности, он напоминает о том, что всегда можно постараться и сделать что-то разумнее. Трудно переделывать снизу доверху курс, к которому привык, неприятно отвергать удобную для преподавателя систему отчетности, но иногда это необходимо. Я тоже чувствую это сопротивление и борюсь с ним, потому что в тот момент, когда я сдамся и оставлю как есть, закрывая глаза на мнение студентов, я перестану быть преподавателем. И упорное стремление наших студентов не приспосабливаться к жизни, а менять ее, видеть на горизонте ее лучшую реализацию – это наш шанс сделать лучше и нашу Вышку, и нашу страну. Это меня вдохновляет бесконечно.
доцент Школы исторических наук
Что такое хороший преподаватель? Несмотря на то что студенты меня неоднократно избирали лучшим преподавателем, я боюсь, что не смогу однозначно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что преподавание, равно как и занятие наукой, – дело весьма индивидуальное. Нет никаких специфических технологий, стратегий или приемов, которые обязательно и всегда сработают у каждого преподавателя и гарантируют ему успех. Пожалуй, единственное ключевое качество, обязательное для каждого преподавателя, – это то, что он должен быть самим собой, вести себя аутентично и не следовать слепо каким-то абстрактным педагогическим стратегиям или технологиям.
Для меня быть самим собой – это значит отталкиваться в моем преподавании от моего собственного представления об истории. Для меня история всегда конкретна. Это конкретные события, это конкретные люди, это конкретные источники или документы эпохи. В своем преподавании я пытаюсь передать эту конкретику студентам. Например, все мои лекции начинаются с демонстрации портретов конкретных исторических личностей, которые имеют прямое отношение к теме лекции. В моем курсе «Политические проекты ХХ века» лекцию об истории деколонизации, например, я начинаю с фотографий лидера Исламской революции в Иране Рухоллы Хомейни и британского певца Фредди Меркьюри, жизнь которых самым разным образом, но все же тесно связана с процессом деколонизации. Я обычно не называю имена этих «героев» студентам, но, как правило, они сами их быстро угадывают и могут установить связь этих людей с темой лекции. Такая игра в угадайку не только сразу придает абстрактным историческим процессам конкретные, живые лица, но и представляет собой в начале лекции своеобразную разминку, которая позволяет студентам быстрее включиться в работу.
Конечно, я использую и другие возможности «конкретизировать» исторические события. Например, интересно бывает время от времени принести на занятие и показать студентам исторические артефакты по истории ХХ века, например оригинальную банкноту 1923 года – времен гиперинфляции в Германии – номиналом в один миллиард марок! Или же американскую акцию времен биржевого краха 1929 года, в одночасье превратившуюся тогда в простую бумагу. Мне всегда нравилось собирать подобные документы разных эпох. Сейчас же эти документы позволяют студентам буквально вживую прикоснуться к изучаемому предмету: на занятии я не просто показываю их слушателям с расстояния, но пускаю их по рядам, чтобы студенты сами могли их потрогать и рассмотреть поближе.
Наконец, мне нравится рассказывать студентам разные эпизоды из моей собственной жизни или же из жизни конкретных людей, которых я лично знал или встречал и чьи истории помогают лучше понять известные исторические события. Это может быть, например, история моей бабушки, которая, как я недавно узнал из ее трудовой книжки, найденной случайно в семейном архиве, во время Первой мировой войны в возрасте 17 лет была привлечена к производству снарядов для армии имперской Германии. Или это может быть моя короткая, но впечатляющая встреча с бывшим канцлером ФРГ Вилли Брандтом в конце 1980-х годов.
Я не знаю, насколько эти попытки «конкретизировать» историю делают меня лучшим преподавателем, но я уверен, что из-за них мои занятия становятся более разнообразными и существенно более увлекательными, чем если бы я просто зачитывал студентам текст лекции, перечисляя события и факты.
В конце концов, есть еще много, казалось бы, простых и очевидных моментов, которые способствуют хорошим отношениям между преподавателем и студентами: например, умение своевременно отвечать на письма студентов и не опаздывать на занятия, искреннее стремление уважать их мнения и аргументы, вежливое и внимательное отношение к другим и многое другое. Это все кажется само собой разумеющимся, но об этих моментах никак нельзя забывать.
Что касается меня, то я стараюсь особенно не подчеркивать мой статус преподавателя, который якобы для себя уже все научные вопросы решил и лишь передает студентам готовое знание. Мне намного более интересно вместе со студентами пытаться лучше понять исторические события, например изучая на семинарах различные документы и размышляя о возможных разных оценках источников. Мне нравится вместе со студентами смотреть на исторические события и известных личностей с разных точек зрения, избегая по возможности слишком однозначных интерпретаций. Иными словами, успех преподавания – это совместное дело и совместный успех и преподавателя, и студентов. Поэтому я всегда осознанно говорю о «нашем» курсе, а не о «моем». Конечно, нет идеальных преподавателей, как и нет идеальных студентов. Мы все разные, конкретные индивидуальные личности, как наши исторические «герои», и в осознании этого факта, мне кажется, кроется одна из важных предпосылок успешного преподавания.