• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дуг ДеКарло, Джонатан Сафран Фоер и Антон Чехов, Умберто Эко, Дмитрий Лихачев и Даниэль Канеман

Преподаватели Института медиа ВШЭ об интересных книгах

Unsplash / Gülfer ERGİN

Художественная книга

Владимир Сыченков, доцент Института медиа факультета креативных индустрий

Поскольку мне всегда были интересны и художественная привлекательность, и полезность литературы, то как-то так получилось, что я запал на бизнес-романы. Мне это близко по методической траектории развития в Вышке, когда автор книги и дает технологии, и упаковывает это в увлекательную историю. Первая вещь, которая меня зацепила, – «Экстремальное управление проектами» (2005) Дуга ДеКарло. Он в прошлом журналист, и его произведение посвящено гибкому, квантовому мышлению и управлению «человеческим фактором». С этой книги началось мое увлечение проектным менеджментом и конкретно медиапроектированием. Книга вышла в 2005 году, в 2015-м я дистанционно познакомился с ДеКарло и едва не нанял его в нашу лабораторию медиакоммуникаций.

Еще пара бизнес-романов – Элияху Голдратта, в которых увлекательно преподносится поиск решений проблем в антикризисном менеджменте («Цель», 1984) и управлении сроками проектов («Критическая цепь», 1997).

Алексей Джура, доцент Института медиа факультета креативных индустрий

Джонатан Сафран Фоер “Here I am” («Вот я», 2016). Впервые я прочел эту книгу еще до того, как она появилась на русском языке. Я знал Фоера по “Extremely loud and incredibly close” и “Everything is illuminated” и ждал нового романа с нетерпением. Фоера уже сейчас относят к большой американской литературе, и недаром. Он магическим образом соединяет бытовой уровень событий с уровнем глобальным, его язык – всегда точный и многослойный, а проблемы, которые он поднимает, злободневны. Это и секстинг, и отношения в современном браке, и конфликт традиционализма с новой реальностью, и конфликт культур (в данном случае – американской и еврейской). Автор пишет с искрометной иронией, углубляется в порой кажущиеся лишними детали, алхимически преобразуя их затем в яркие примеры и остроумные образы.

Владимир Сыченков
Владимир Сыченков
sociumin.com

Так, в конце романа он живописует фантастически красивую картину: если бы можно было перенестись во времена динозавров и посмотреть в небо в момент, когда сквозь атмосферу прорывался метеорит, который сотрет их с лица Земли навсегда, дыра в атмосфере, которую проделал метеорит, на мгновение была бы видна как кусочек ночи при свете дня (голубой цвет, создаваемый атмосферой). И динозавры умирали, в последние секунды своей жизни наблюдая невозможную, невиданную красоту. Я впечатлился и сразу написал знакомым, разбирающимся в данных вопросах, и мы долго спорили, возможно ли то, что описал Фоер, с точки зрения науки.

Рекомендую книгу к прочтению в оригинале. Игра слов, изящные двусмысленности, сколь курьезные, столь и восхитительные, – то, чем наполнена эта книжка. Вспомнить хотя бы пароль на компьютере, который установил главный герой, Джейкоб: this2shallpass (отсылка к надписи на кольце царя Соломона и к слову password). В целом чтение в оригинале на английском языке (или другом доступном) очень развивает, советую всем студентам!

Виктор Борзенко, доцент Института медиа факультета креативных индустрий

Я бы сказал не о конкретной книге, а в целом о творчестве писателя. Разумеется, это Антон Чехов, который всегда под рукой и всегда – как хлеб. Заглянешь в поисках любимой цитаты и… затянуло, зачитался.

Благодаря Чехову ты понимаешь, что счастье, конечно же, существует, но мы приучены за него бороться. Хотим затянуть счастье к себе и заколотить двери, чтобы оно жило с нами вечно. Но так не бывает. И потому обижаемся, что счастье проходит мимо…

«Вишневый сад» (1904), «Три сестры» (1901), «Дядя Ваня» (1897), «Чайка» (1896)… О чем бы ни говорили персонажи, у каждого из них свои тревоги и беды, но скрыты они подчас так глубоко, что сразу не разглядеть. В момент тяжелых переживаний, когда жизнь ломает через колено, Астров, посмотрев на карту, говорит, казалось бы, совершенно неуместную фразу: «А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища – страшное дело!» И ты вспоминаешь себя в дискомфортных ситуациях. Как все знакомо. Нет ни положительных, ни отрицательных персонажей, нет ни трагедий, ни запредельных радостей, а есть жизнь со всеми ее противоречиями.

Виктор Борзенко
Виктор Борзенко

У Шекспира в пяти актах все погибают, но в финале наступает справедливость, воцаряется гармония. Шестой акт должен быть, конечно, о том, как жить в этой гармонии, но Вильям его никогда не писал. Главное для него, как и для Чехова, – путь. Может быть, цель недостижима. Но счастье в том, что ты в пути.

Всем кажется, будто красота – это что-то яркое, что сделать довольно легко. Но, как показывает опыт, легко сделать только китч… Через красоту нужно идти к гармонии: как бы нас ни унижали и ни мучили, люди должны гармонизировать если не жизнь, то хотя бы друг друга. Чтобы достичь истины.

Сегодня многочисленные маркетологи, пиарщики, бизнес-коучи и продюсеры часто повторяют: «Ищите боль своей аудитории. Поймите, где у нее болит».

Снижение боли, по идее, приведет к радости, к достижению удовольствий, а для производителей – к получению прибыли. И этот устоявшийся механизм отлично работает, но не всегда подразумевает собой красоту.

Красота – не только в природе. Она во всем, где разум стремится к истине и гармонии. А для научного мира движение к красоте и вовсе единственная задача.

Академическая книга

Владимир Сыченков

В школе большое влияние на выбор профессии оказала Виктория Ученова с ее «Беседами о журналистике» (1978). У нее впервые встретил ссылку на исследователя творчества Герцена Андрея Роота, моего будущего научного руководителя.

Как на ученого больше всего повлияли узкоспециализированные книги. В период защиты кандидатской диссертации по интервью-портрету мучительно искал способы доказать гипотезу самостоятельности жанра портретного интервью от старшинства портретного очерка, который навязывался практикой. Помогли исследования Михаила Черепахова, Марата Барманкулова и Льва Кройчика, которые смотрели на проблемы шире и использовали междисциплинарный подход. Работать на стыке наук, искать ответы на границе отраслей с тех пор – мое исследовательское правило.

Алексей Джура
Алексей Джура
gestaltclub.com

Алексей Джура

В свое время на меня оказала существенное влияние одна из теоретических работ итальянского ученого и мыслителя Умберто Эко – «Отсутствующая структура» (1972). Я прочел ее, будучи студентом факультета психологии и философии, 15 лет назад. Задумывались ли вы, что все вокруг содержит в себе более или менее устойчивую констелляцию элементов, а связи между элементами тех или иных объектов среды повторяются? Тело человека, химическое соединение, лекция, архитектурный объект, естественный язык – все имеет структуру. Более того, каждая упомянутая структура и входит в состав структур более высокого порядка, и содержит в себе более локальные структуры.

В своей книге, выросшей из курса лекций по семиологии архитектуры, Эко выступает с критикой модного в те времена структурализма (восходящего к Фердинанду де Соссюру, родоначальнику структурной лингвистики, и развивавшегося, в частности, Жаком Лаканом и Роланом Бартом). Он изящно вскрывает ключевую проблему структурализма: если все сущее есть иерархия структур, то все они должны восходить к некоей праструктуре высшего порядка. Эко приходит к мысли, что такого рода структура может существовать лишь в виде «инобытия» структуры как таковой, и, чтобы быть по-настоящему исходной структурой, она может быть дана нам лишь в форме отсутствия какой бы то ни было структуры. Эко, блестящий энциклопедист и непревзойденный мастер научного мышления, сумел в своей работе показать, как связан такой абстрактный разговор с конкретным сущим, в которое каждый из нас погружен. Он использовал элементы языка архитектуры для семиологического анализа, обнаружил структуры этого языка и, говоря о семиологических аспектах эстетики архитектуры, изящно обосновал свою ключевую идею.

Умберто Эко известен широкой публике как талантливый романист, литератор. Меня же тогда впечатлило его умение изящно и просто, будто играючи, доказывать нетривиальные гуманитарно-научные гипотезы, при этом привлекая солидный контекст – огромный объем научной литературы, а также эмпирического материала. Разносторонность, глубина и легкость – те качества ученого, которые сближают науку с творчеством и делают ее заманчивой областью для приложения усилий. Именно такой портрет ученого сделал научную деятельность для меня заманчивой.

Ролан Барт
Ролан Барт
stuki-druki.com

Виктор Борзенко

Дмитрий Лихачев «Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет» (1989). У Дмитрия Сергеевича было удивительное качество: он мог емко формулировать сложные мысли. Причем так, что эти мимолетные наблюдения, непритязательные заметки надолго врезались в память, превращались в настоящий интеллектуальный инструментарий, который выручал в трудную минуту.

Ну например: «Я неоднократно говорю в своих выступлениях, что человеческий мозг обладает колоссальными резервами для развития своих способностей, приобретения знаний и т. д. Иными словами, возможности человечества для развития культуры неограниченны. Если эти возможности не используются по “назначению”, то возможности направляются по ложному пути: отсюда всякие терроризмы, развраты, наркомании и пр.

Сегодня я встретил на прогулке Н.В. Черниговскую, и она мне сказала по этому поводу следующую важную мысль. Мы не замечаем работу органов нашего тела, когда они работают правильно (сердце, легкие и пр.), и это для того, чтобы мозг мог работать свободно. Автоматизм – для выполнения низших функций. Мы “замечаем” только большую работу мозга.

Автоматизм присущ всему, кроме мысли, кроме творчества».

Или еще из любимых цитат: «Нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец (особенно если цедить слова, попыхивая трубочкой), но интеллигентным – никогда».

В самом деле, доброта, щедрость, глубокомысленность, мудрость – все это качества, которые несложно имитировать на краткосрочных дистанциях. Интеллигентность имитировать невозможно.

Влияние этой книги объяснить легко: она ненавязчива, но, на какой бы странице ни открыл, всегда дает живительную интеллектуальную пищу.

Кстати, о ненавязчивости книг блестяще сказал Михаил Жванецкий: «Жизнь коротка. И только книга деликатна. Снял с полки. Полистал. Поставил. В ней нет наглости. Она не проникает в тебя без спросу. Стоит на полке, молчит, ждет, когда возьмут в теплые руки. И она раскроется. Если бы с людьми так. Нас много. Всех не полистаешь. Даже одного. Даже своего. Даже себя. Жизнь коротка. Что-то откроется само. Для чего-то установишь правила. На остальное нет времени. Закон один: уходить, бросать, бежать, захлопывать или не открывать! Чтобы не отдать этому миг, назначенный для другого».

Михаил Жванецкий
Михаил Жванецкий
Театр "Эрмитаж"

Книги и студенты

Владимир Сыченков

Одной книги, которую мы используем на разборах со студентами, не существует. Но я считаю совершенно фантастическим учебник коллег из Вышки Ильи Кирии и Анны Новиковой «История и теория медиа» (2017), где впервые различные теории коммуникаций рассмотрены через призму медиа, выстроена сбалансированная система восприятия, которая способствует развитию медиакоммуникационной науки и практики. Отмечу, что авторы – не первые, кто брался за задачу, но ранее книги так и оставались теориями коммуникаций, распадаясь на отдельные подходы, а здесь впервые появляется целостность.

Алексей Джура

Я часто обращаюсь к работе нобелевского лауреата Даниэля Канемана и Амоса Тверски «Думай медленно… решай быстро» (“Thinking, fast and slow” (2011)), а также новой работе Канемана с соавторами «Шум. Изъяны человеческого суждения» (“Noise: a flaw in human judgement” (2021)) в работе со студентами.

Канеман – весьма плодовитый ученый (опубликовал в виде книг результаты более 10 крупных самостоятельных исследований), и его зрелые работы, касающиеся психологии принятия решений и ошибок мышления, восхищают масштабом: каждая из работ открывает поле для новых научных изысканий, приглашает к сотрудничеству сотни и тысячи других исследователей из разных областей экономики, психологии, социологии, философии. Канеман (разумеется, с соавторами, важную роль которых он всегда подчеркивал) – образец научного мышления в социальных науках, и прорывные открытия в области механизмов человеческого мышления вызывают у студентов неподдельный интерес, особенно когда им удается заметить описанные в книге «Думай медленно… решай быстро» когнитивные искажения у себя.

К примеру, побуждая студентов мыслить и удерживаться в исследовательской позиции, я периодически рассказываю об искажении, которое раньше носило название «предвзятость подтверждения» (“Confirmation bias”), а сейчас чаще заменяется более широким понятием «мотивированное рассуждение» (“Motivated reasoning”). Его суть состоит в том, что мы склонны упорно подыскивать аргументы к позиции, которая уже и так у нас есть и оттого кажется более близкой и подходящей. Мы склонны делать и обратное: игнорировать или не принимать во внимание доводы, не согласующиеся с нашей точкой зрения. Этот эффект особенно выпукло виден в эпоху фейков: так, студенты на курсе по фактчекингу часто выбирали для анализа кейсы, которые уже неосознанно (и необоснованно) маркировали как фейки, и затем дело оставалось за малым – найти как можно больше доводов в пользу того, что перед ними фейк. Как говорил Декарт, если нет твердых оснований, доказать можно все что угодно.

Даниэль Канеман
Даниэль Канеман
Большие идеи

Сохранять исследовательскую, или критическую, позицию непросто, поскольку склонность к искажениям – конститутивный элемент нашей психики. Но тренировка в осознавании собственных мыслительных процессов (привычка задаваться вопросом «Каким образом я сейчас мыслю?») точно помогает развить критическое мышление и культуру научной деятельности в широком смысле.

Работа Д. Канемана и А. Тверски – отличное подспорье в этом. Знакомство с ней хотя бы в диалоге увлекает студентов и пробуждает интерес к чтению сложных исследовательских текстов. Методологические находки Канемана включены в некоторые из моих занятий, а в планах есть и курсы, построенные, в частности, на его идеях.

Виктор Борзенко

Для разборов нам нужны книги глубоко специализированные, теоретические. Они меняются в зависимости от учебной программы, и потому прямой взаимосвязи между личными пристрастиями и рабочим материалом у меня нет.

Но что значит любимые книги? Они всегда с тобой – как друзья, как носители правды. И неизбежно вспоминаешь о них даже там, где совершенно того не ожидал. Как в замечательных стихах Александра Володина…

Правда почему-то потом торжествует.
Почему-то торжествует.
Почему-то потом.
Почему-то торжествует правда.
Правда, потом.
Ho обязательно торжествует.
Людям она почему-то нужна.
Хотя бы потом.
Почему-то потом.
Но почему-то обязательно.

 

23 ноября, 2022 г.