Студенческая оценка преподавания (СОП) – это опрос студентов, в котором они могут выразить свое мнение об организации учебного процесса на образовательной программе, оценить качество преподавания, высказать свои предложения по конкретным учебным дисциплинам.
Своим мнением о студенческой оценке преподавания делится:
старший преподаватель Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения ВШЭ
В очень известной буддийской притче говорится о том, что человек, которому пальцем показывают на луну, должен обратить взор на луну, а не на палец, поскольку единственная цель указания – обратить внимание на небесное светило.
Я часто вспоминаю эту притчу, когда веду занятия и особенно, когда читаю комментарии в разделе «студенческая оценка преподавания». Ключевая задача преподавателя – дать студенту знания. Профессорско-преподавательский состав университета формируется из тех, кто лучше всех знает, где луна, посвятил много времени изучению вопросов техники указания на луну, знает, с каких точек луна видна лучше всего и как именно она выглядит в разное время года.
Как обращаться с тем, что многие студенты смотрят не на луну, а на палец, каждому приходится разбираться самостоятельно. Я решаю для себя эту проблему следующим образом: во время занятий я, в целом, неплохо чувствую настроение группы и могу в определенных пределах управлять им. В конце каждого занятия я отмечаю, что большинство студентов выглядят радостными и удовлетворенными. Вместе с тем, я понимаю, что каким бы ни было моё занятие, оно не может понравиться на десять из десяти всем членам группы в силу межличностных различий. Я так же осознаю, что возможность анонимного комментирования даёт голос именно недовольным.
Когда я читаю едкие анонимные комментарии о себе и своей манере преподавания, мне бывает очень обидно – как же так, почему я не сумела ответить чаяниям этого человека? Почему он так резко и грубо отозвался обо мне и моих занятиях? И вместе с этим я осознаю, что студенту нужен какой-то механизм, чтобы сбросить напряжение перед сессией, и в условиях сложной учебы, высокой конкуренции и стресса он выбирает анонимную агрессию в адрес не самого любимого преподавателя.
Когда я размышляю о своей роли нелюбимого преподавателя (а для кого-то я, несомненно, именно нелюбимый преподаватель, увы!), я подбадриваю себя тем, что для кого-то это может быть важный опыт: уметь увидеть луну, даже если палец, который на неё указывает, не очень хорош.
Единственное, что я пока для себя не смогла определить – нужно ли мне читать раздел «комментарии по преподавателю» в СОП. С одной стороны, там всегда много добрых и приятных слов, написанных от сердца. С другой – можно наткнуться на неприятные и оскорбительные комментарии, которые очень расстраивают. И прекрасно понимая, что не всем симпатична моя подача, внешность или что-то ещё, я не уверена, что хочу детально узнать, что конкретно пришлось не по вкусу.
И это совсем не проявление пренебрежения к своим профессиональным задачам: я тщательно готовлюсь к занятиям, стараюсь улучшать свои курсы, создавать дружелюбную атмосферу на занятиях и внимательна к вопросам этики, но думаю, что проверять себя на прочность даже небольшими порциями яда из СОП – не лучшая идея.
Мне хочется надеяться, что антипатия к преподавателю, личная обида, огорчение из-за недостаточно высокой оценки, стресс и напряжение во время учебы не помешают студенту реализоваться в профессии. Потому что «когда достигают взором луны, забывают про палец».
Смотрите также:
«Инструмент обратной связи, работающий на весь университет»: Сотрудники Вышки о студенческой оценке преподавания;
«Мне не больно» – авторская колонка Андрея Стародубцева о студенческой оценке преподавания.