• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расширяя горизонты науки

Российские постдоки – о своем академическом пути и решении принять участие в программе

С 1 сентября к работе в Вышке приступили 56 российских постдоков. С каждым годом география участников программы расширяется. Ученые приезжают работать в Вышку из разных городов России – от Владивостока до Астрахани. Исследовательские темы постдоков также становятся еще разнообразнее – от стратегий декарбонизации до принятия решений по предупреждению кризисных ситуаций.

Программа привлечения российских постдоков открылась в Вышке в 2018 году, став одной из первых постдок-программ в отечественных университетах. Программа ставит перед собой несколько целей. Во-первых, она направлена на развитие межуниверситетского общения и интеллектуального обмена. Региональные университеты отличаются друг от друга, и их подходы к исследованиям также отличаются. Это позволяет постдокам внести свой вклад в проект или в работу подразделения, предлагая новые идеи и новое видение исследовательских проблем. Постдоки, в свою очередь, знакомятся с подходами, используемыми учеными в Вышке, и начинают применять их в работе. Во-вторых, программа нацелена на преодоление инбридинга, свойственного многим университетам. Участие в программах мобильности придает динамику академическому сообществу и усиливает работу исследовательских групп.

Участие в программе предполагает привлечение ученого к работе в научно-исследовательском проекте подразделения. Одним из несомненных преимуществ программы, по мнению ее участников, является возможность сосредоточиться на исследованиях. Постдоки могут, но не обязаны преподавать, что позволяет сконцентрироваться на написании статей, выступлении на конференциях, участии в грантовой деятельности. Позиция постдока во многом предполагает желание и готовность рискнуть, сменив место работы и попробовав себя в новых условиях. Но, как считает большинство молодых ученых, прошедших этот путь, участие в программе оправдывает все риски и даже превосходит ожидания.

О своем решении стать постдоком, академическом пути до Вышки и ожиданиях от участия рассказали российские постдоки, которым предстоит первый год на программе.

Эдуард Галимуллин
Эдуард Галимуллин

Эдуард Галимуллин, Центр комплексных европейских и международных исследований

Проект «Внешняя политика США и российско-американские отношения в контексте трансформации мирового порядка на современном этапе»

Впервые о Программе российских постдоков я узнал в 2018 году в аспирантуре. Мне тогда казалось, что степень кандидата наук уже совсем близко, но прошло еще три года, прежде чем я ее получил. Выполнив это обязательное для постдока условие, я дождался очередного набора, подал заявку и с огромным восторгом встретил новость о том, что я – постдок!

Я родился и вырос в Республике Татарстан, в небольшом городе Бугульма. В 2011 году поступил в РАНХиГС и там прошел долгий и тернистый путь от бакалавра до кандидата наук через магистратуру и аспирантуру.

Практически с самого момента поступления в университет меня заинтересовала тематика российско-американских отношений. Я подробно изучал историю этих отношений – от установления первых дипломатических контактов до периода «перезагрузки» времен президентства Барака Обамы и Дмитрия Медведева, а в кандидатской диссертации провел сравнительный анализ государственной политики России и США в Арктике. Решение сфокусироваться на самом северном регионе мира было принято исходя из соображений возрастающей значимости Арктики для России, а также понимания необходимости анализа зарубежного опыта и поиска решений для повышения эффективности государственной политики в регионе.

Программа российских постдоков – исключительная возможность посвятить все свое время изучению интересующего предмета, возможность общаться с коллегами, получить опыт работы в исследовательском подразделении университета.

Алексей Попов
Алексей Попов

Алексей Попов, Центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий

Проект «Советские социальные, политические и культурные практики в транснациональном контексте»

Я планировал принять участие в программе российских постдоков с 2019 года, но только в этом году, после завершения проекта РНФ, у меня появилась возможность подать заявку. Эта программа дает возможность поработать в одном из сильнейших исследовательских центров в моем научном поле, полностью сосредоточившись на научной деятельности, в том числе больше внимания уделив работе с архивными фондами.

Мой академический путь формально был связан с Челябинском. После обучения в Челябинском государственном педагогическом университете я защитил диссертацию по истории социально-экономической трансформации польских регионов в постсоциалистический период в Челябинском государственном университете. Работал сначала в Южно-Уральском государственном университете, затем в Челябинском государственном университете. Мне повезло несколько лет сотрудничать и дружить в Челябинске с крупными исследователями советской и социалистической истории.

Сейчас я сфокусировался на изучении истории внешнеторговых отношений СССР и стран соцлагеря, прежде всего Польши и Чехословакии, а также истории Совета экономической взаимопомощи. Кроме того, меня интересуют сюжеты заимствования и адаптации западных технологий и идей для задач советской экономики.

Я рассматриваю участие в программе как отличную возможность сконцентрироваться на научной работе, познакомиться с сильными исследователями и значительно усовершенствовать свои навыки, работая рядом с выдающимися историками.

Екатерина Прошина
Екатерина Прошина

Екатерина Прошина, Центр нейроэкономики и когнитивных исследований

Проект «Когнитивный контроль в норме и при тревожных расстройствах»

Постдок – это хорошая возможность роста для молодого специалиста, недавно получившего кандидатскую степень. Программа хороша тем, что ты знакомишься с новыми людьми, имеющими опыт работы в разных научных организациях, и это обогащает тебя как специалиста. Появление постдок-программы в НИУ ВШЭ дает возможность сменить место работы, а зачастую и город проживания. Смена обстановки связана с небольшим стрессом, но стресс этот положительный и ведет к профессиональному и личностному росту.

После получения психологического образования я поступила в аспирантуру НИИ нейронаук и медицины (г. Новосибирск, Академгородок), где занималась изучением биологических маркеров аффективных психических расстройств. Время обучения в аспирантуре и работы младшим научным сотрудником в лаборатории дифференциальной психофизиологии прошло насыщенно: я обучилась методам обработки ЭЭГ-данных, научилась самостоятельно проводить эксперименты, посетила несколько конференций, смогла съездить на стажировку за границу, выиграла несколько конкурсов.

В настоящее время я продолжаю заниматься изучением биологических маркеров аффективных психических расстройств. Тема, которая меня больше всего интересует, – это депрессия. Депрессия – распространенное психическое заболевание, и количество людей, страдающих ею, растет. Я считаю, что в изучении депрессии существует множество пробелов, и надеюсь, что в будущем мы научимся более эффективно справляться с этой проблемой.

Я думаю, что смогу сосредоточиться на научной деятельности и углубиться в нее, стать более самостоятельным ученым. Кроме того, рассчитываю, что в рамках программы смогу продолжить преподавательскую деятельность, в которой у меня есть небольшой опыт.

Наталья Цаценко
Наталья Цаценко

Наталья Цаценко, Центр исследований производительности

Проект «Производительность, рост и межотраслевой анализ»

География университетов, где я училась и работала, обширна. При этом мне всегда хотелось поработать в НИУ ВШЭ. Я очень рада предоставленной возможности участия в Программе привлечения российских постдоков.

Сфера моих исследовательских интересов лежит на пересечении экономики развития, экономического роста, предпринимательства и производительности труда. В прошлом году я защитила диссертацию в Университете Зиген (Германия) на тему «Развитие малого бизнеса, структурные изменения и экономический рост в Субсахарской Африке». Имела опыт работы в междисциплинарной команде на позиции постдока, исследователя-аналитика в Центре исследований сельскохозяйственного ландшафта имени Лейбница (Германия). Занималась вопросами, связанными с открытыми инновациями, принципами «умной специализации» и четырехзвенной модели инновационной деятельности в сельском хозяйстве, применением концепций «живых лабораторий» как нового подхода к взаимодействию науки и конечного потребителя. Поработав в данном проекте, носящем более прикладной характер, я захотела погрузиться в более фундаментальные вопросы экономики.

Для меня большая удача поработать в команде Ильи Воскобойникова – продолжить заниматься исследованиями вопросов реаллокации труда и обогатить свой опыт новыми знаниями и навыками в данном направлении. В рамках проекта планируется публикация научных статей в журналах, входящих в международные базы данных. Уверена, что моя исследовательская деятельность и имеющийся опыт работы позволят мне внести вклад в совместную научную работу университета.

Елена Сологуб
Елена Сологуб

Елена Сологуб, департамент маркетинга

Проект «Доверие потребителей как фактор развития цифровой экономики»

У меня преимущественный опыт работы в компаниях реального сектора экономики в противовес позициям, связанным с образовательной и научной деятельностью. Это обстоятельство позволило мне определить диапазон своих жизненных приоритетов в карьерном плане и убедиться в желании заниматься в первую очередь научной деятельностью. Реализуя задачи прикладного характера, я постоянно использовала научный базис. Узнав о позиции постдока в НИУ ВШЭ, я поняла, что это отличный задел и шикарная возможность для продолжения моей карьеры ученого.

Я родилась во Владивостоке и высшее образование получала в родном городе в различных учебных заведениях, но регулярно приезжала в Москву для повышения квалификации, участия в конференциях, посещения научных и общественных мероприятий. В последнее время я работала в Дальневосточном федеральном университете, на базе которого защищала кандидатскую диссертацию.

В рамках работы в качестве постдока в НИУ ВШЭ я буду изучать доверие потребителей в условиях развития цифровой экономики, подверженной глобальным кризисам, экономической трансформации. Данное направление исследований более чем актуально, поэтому я очень заинтересована в его реализации, в решении конкретных задач и буду работать, используя не только уже приобретенные знания и навыки, но и, что особенно значимо, новые методы, подходы к проведению исследований.

Убеждена, что благодаря участию в программе я смогу максимально реализовать себя в научно-исследовательском поле, раскрыть свой потенциал, развить профессиональные компетенции, используя широкие возможности, предоставляемые НИУ ВШЭ, чувствуя помощь и поддержку коллег по научному сообществу.

Айгуль Ханова
Айгуль Ханова

Айгуль Ханова, Центр языка и мозга

Проект «Нейрональные основы речевой функции»

В первый раз я познакомилась с коллегами из Центра языка и мозга (тогда еще лаборатории нейролингвистики) в 2014 году на их летней школе. Позже мы реализовали пару совместных проектов, благодаря которым у меня появилась возможность получить новые компетенции в сфере экспериментальной лингвистики. Единственное, что осложняло более тесное взаимодействие, – это территориальная отдаленность. Поэтому Программа привлечения российских постдоков – это прекрасная возможность работать в команде Центра языка и мозга, находясь территориально в лаборатории в Москве, и принимать непосредственное участие в экспериментальных проектах.

Я родом из небольшого исторического города Елабуга Республики Татарстан. В 2007 году я окончила Елабужский государственный педагогический университет, а потом работала в Камской государственной инженерно-экономической академии в городе Набережные Челны. Я занимаюсь исследованиями билингвизма. Кроме этого, мне хочется развивать татарский язык в контексте психолингвистики. Мы сейчас продолжаем работу над базой стимулов для называний объектов и действий на татарском языке, это позволит включить в дизайн экспериментов различные психолингвистические параметры. Сопоставительные исследования позволят в будущем получить ответ на вопрос латерализации татарского и русского языков у билингвов.

Мои ожидания от программы самые оптимистичные: обучиться методу регистрации движения глаз, провести эксперименты с носителями татарского языка и понять, отличаются ли паттерны чтения на татарском языке от паттернов чтения на русском. Но самое важное ожидание от программы – это завершить работу над Татарским афазиологическим тестом, провести стандартизацию, клиническую апробацию и внедрить его в клиники Республики Татарстан.

 

21 сентября