Доцент департамента бизнес-информатики
Руководитель Школы иностранных языков
Старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации
доцент департамента психологии
О конкурсе «Лучший преподаватель» и о своем эмоциональном отношении к преподаванию и студентам, об изменчивом и неизменном в профессии, о человекоцентричности образования, академических свободах и их границах рассказывают победители конкурса.
Армен Бекларян, доцент Высшей школы бизнеса
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем…
Иосиф Бродский (1971)
Когда ко мне обратилась редакция «Окон» с просьбой о небольшом тексте по итогам конкурса «Лучший преподаватель», я почти сразу же (конечно, после самолюбования в зеркале) кинулся строчить свой, как мне казалось, образцовый опус на тему инновационных методик преподавания в высшей школе и тех самых выдающихся качеств преподавателя, которые неминуемо приведут к признанию и рукоплесканию со стороны замершей в восторге толпы студентов. Но ближе к середине уже прорывающейся нетленки мне на почту приходит очередная порция то ли приказов, то ли распоряжений (он же регламент, он же Гоша, он же Гога) по организации учебного процесса в период нерабочей недели (той, которая не локдаун); следом прилетает детальное препарирование по всем пунктам ПОПАТКУСа[1] только что проведенной мною контрольной работы со стороны студента, ни разу не появившегося на парах (видимо, сильно был занят изучением положений), с дополнительным апеллированием к Закону об образовании (хорошо, что не к вердиктам ЕСПЧ); а в довершение Марлезонского балета я с нескрываемой ироничной улыбкой (до этого по тексту, конечно, скрывал) узнаю о своей дополнительной нагрузке. И тут мне вспомнился 2013 год…
На этом моменте, видимо, ответственный редактор «Окон» может занести над головой свой виртуальный штамп «Отказано в печати», но, пользуясь именно этой долей секунды борьбы удовольствия от чтения живого текста и груза ответственности занимаемой должности, я спешу вас, мой милостивый государь, успокоить: в конце все будет хорошо, и, может, все-таки стоит дать шанс этой дерзкой выскочке?
Итак, если предыдущий абзац завершился утвердительным ответом (будем объективны, шансы не велики), то я продолжу…
В 2013 году я пришел в Вышку и следующие три года не мог насытиться преподаванием, пропадая на Кирпиче[2] (канувший в Лету корпус Вышки) днями и ночами, консультируя студентов, редактируя ВКР и бизнес-планы очередной порции изначально обреченных на провал студенческих стартапов, – одним словом, пребывая единым целым и со студентами, и с вузом, да еще и получая от этого истинное удовольствие. Далее –старожилы помнят – начались все те процессы реформации, в которые окуналась Вышка, сам образовательный процесс и мы, преподаватели, с ними заодно. Вышел из этого нырка я уже другим – с полным непониманием происходящего вокруг и с явно подкошенным энтузиазмом. Тем не менее продолжал отдавать себя ребятам, ибо ощущение сакральности процесса передачи знания никуда не делось (немного пафоса не помешает).
И тут настает самое время для рождения ярого оппозиционера (спокойно-спокойно, не в этом смысле, читаем до конца) к новым правилам игры на факультете, мегафакультете, департаменте и, наконец, все-таки в школе, который имеет собственное (безусловно, единственно верное) видение развития образовательной программы и способа организации образовательного процесса. Довольно быстро розовые очки с видом на кисельные берега бесплатного образования разбились о жесткие скалы бесконечных проформ и служебок. Вдобавок пошатнулось самое незыблемое, что у меня оставалось, – признание студентов. Пользуясь своими знаниями о ПУД, РУП, БУП и прочих трехбуквенных фантастических тварях и о том, где они обитают, им удалось понемногу превратить мою подготовку к парам в подготовку к судебным прениям о правах и (в основном) обязанностях ППС (опять три буквы).
В этой ситуации я нахожу, пожалуй, самый популярный в наших суровых краях выход из положения – винить менеджмент (читай – руководство). Надо сказать, с этой задачей я справился на отлично, и даже в условиях нынешней борьбы с инфляцией оценок (ну и СОП здесь тоже где-то рядом) я бы поставил себе 10 за выдающуюся работу.
Будучи ограниченным в площади печатной поверхности, а на самом деле сознательно отправляя в монтаж, как может показаться, самую интересную часть про смену восприятия, сразу перейду к обещанному счастливому финалу.
В данный момент я по собственной инициативе стал академическим руководителем образовательной программы, сохранил полную нагрузку преподавания, мало сплю, сталкиваюсь все с теми же бюрократическими проблемами, что и раньше, только в десятикратном объеме, осознал бесполезность жалоб (не необоснованность, а именно бесполезность) без дальнейших активных действий, но при этом в седьмой раз признан лучшим преподавателем, и впервые с 2016 года ко мне вернулся тот же азарт преподавания и желание сделать Вышку лучше.
Может быть, к концу года все изменится, может быть, я опять ошибся, но выход из нашего положения (не будем уточнять какого) один: преподавателям – ставить свое призвание выше рутины (очень сложно, знаю), критикам – брать на себя ответственность и нырять в эту пучину менеджмента (здесь весело, присоединяйтесь), студентам – сменить чтение ПОПАТКУСа на учебник, а руководству – вернуть преподавателей во главу угла. Тогда все вроде получится (но это не точно).
П.С. По сабжу конкурса «Лучший преподаватель» надо все-таки для приличия что-то написать. Я знаю, что с этой номинацией связано много скепсиса и критики, в том числе и за методику расчета, но я одно знаю точно: действительно лучшие преподаватели становятся лучшими – и это самое главное.
Екатерина Колесникова, доцент, руководитель школы иностранных языков
Предложение «Окон роста» поделиться своим пониманием концепта «Лучший преподаватель» помогло найти время, чтобы постараться ответить на вопрос, который я задаю себе с июля 2021 года: что не поменялось в моем преподавании за последние пять лет?
Я присоединилась к команде университета в 2016 году. За это время преподавала разные дисциплины студентам бакалавриата и магистратуры; работала онлайн, офлайн и в гибридном формате; внедряла новые курсы. Нагрузка при этом всегда была разной и многоаспектной. Единственной неизменной переменной в моей преподавательской деятельности за эти пять разных лет является статус лучшего преподавателя. Почему? Что не меняется, когда мир вокруг так быстро меняется?
Первое, как мне видится, – человекоцентричность университетского образования. Оно всегда о молодых людях и их устремлениях. Принимая решения о содержании дисциплин, подходах к оцениванию, форматах заданий, важно исходить из понимания мотивационных установок студентов и стараться показать, как эти установки коррелируют с имеющимися возможностями для профессионального становления.
Второе, на мой взгляд, – значимость коммуникации. Для преподавателя сейчас критически важно донести смыслы поставленных задач, достичь нужной степени вовлеченности или, наоборот, намеренно создать для студентов ситуацию вызова и неопределенности, в которой они научатся не бояться нового, просчитывать риски и находить собственные способы действий.
Третье – умение использовать образовательные ресурсы и материалы. Технологии не заменят университетских преподавателей, но серьезно потеснят тех, кто не научится их методически грамотно использовать. Работа преподавателя всегда требовала понимания того, как применять тот или иной образовательный ресурс или инструмент. Только если раньше это были распечатки, сделанные на принтере, аудиокассеты, бумажные дидактические материалы, сейчас это гораздо более удобные и интересные функциональные системы, поддерживающие разные виды взаимодействия. Например, MS Teams и SmartLMS комплементарны, они замечательно дополняют друг друга, понять это можно, только активно используя их в профессиональной деятельности.
Четвертое: ведущие преподаватели всегда неизменно отличаются лидерским потенциалом. Теория лидерства сейчас оперативно реагирует на высокий интерес к своему объекту изучения, предлагая новые контекстно обусловленные концепции. Преподаватели, зачастую не обладая этим теоретическим знанием, в своей ежедневной практике, требующей искреннего желания построить доверие с аудиторией, организовать студентов под задачу, отладить отношения в группе или трансформировать эту группу в проектную команду, приобретают и реализуют ценный лидерский опыт. Мне видится, что преподаватели всегда являлись людьми с глубоким интуитивным пониманием принципов теории лидерства.
Пятое: преподавателей отличают жизнелюбие и энергия, причем их должно хватать и на себя, и на других. Университетское занятие – это по своей сути интереснейшая ситуация академического взаимодействия, в которой создается новое знание, устанавливаются взаимоотношения, развиваются личностные и профессиональные качества участников. Пару можно отработать или провести, а можно интересно прожить, приобретая и передавая опыт.
Шестое: хотела бы добавить, что чувство юмора, но, боюсь, это не мой случай. Мне здесь еще много над чем работать.
Анна Алмакаева, доцент факультета социальных наук
Используемые обучающие методики и инструменты преподавания. Во-первых, я всегда старалась использовать современные технологии и размещать максимальное количество материалов онлайн. Раньше я работала в LMS, потом был Zoom и «Гугл-документы», теперь переключилась на MS Teams. Презентации, записи лекций, домашние задания, ответы к ним, дополнительные материалы – это все размещено там, к этим ресурсам есть доступ 24 часа в сутки. Кроме того, MS Teams дает возможность интерактивной коммуникации. Если кто-то не успел задать вопрос на лекции или не понял какие-то нюансы, он может сделать это в общем чате. Другие студенты видят и вопрос, и ответы преподавателя, что экономит время и увеличивает эффективность. Во-вторых, я стараюсь не просто показывать методы и приемы анализа данных в социологии, я даю возможность применить эти навыки на практике. Все студенты сдают эссе, которое представляет собой небольшое исследование, и каждый в обязательном порядке получает обратную связь с указанием основных недостатков.
(Не)значимость иерархии «студент – преподаватель». Совсем избавиться от иерархии в отношениях студент – преподаватель нельзя, как нельзя избавиться от неравенства и иерархии в реальной жизни. Так или иначе, студенты должны понимать, что преподаватель имеет чуть больше прав. В частности, он имеет право задавать домашнее задание, проводить экзамен и выставлять оценки. Если этот фундаментальный принцип будет постоянно оспариваться, учебный процесс станет невозможным. Однако я пытаюсь сделать отношения преподаватель – студент более равными, партнерскими. Я всегда открыта к конструктивному диалогу, стараюсь чему-то научиться у студентов. В этом смысле они никогда меня не разочаровывают. У них часто бывает другая точка зрения, и это позволяет по-новому посмотреть на старые проблемы.
Образ идеального студента. Безусловно, для успешного обучения важны такие качества, как внимательность, интеллект и мотивация. Тем не менее мы часто забываем про такую важную черту, как смелость. Смелось не бояться делать ошибки и задавать вопросы, которые могут показаться другим глупыми, смелось идти на диалог с преподавателем, открыто и конструктивно высказывать свое мнение. Это очень значимый источник профессионального и личностного роста для всех сторон образовательного процесса. Кроме того, стоит обратить внимание еще на один аспект. Это активная позиция самого студента. В современном постоянно изменяющемся мире нельзя просто быть пассивным реципиентом информации и перекладывать на преподавателя ответственность за конечный результат. Студент должен это осознавать и быть готовым к самостоятельному поиску информации и к самостоятельной работе. Преподаватель может ему помочь, но пройти этот путь – задача обучающегося.
Набор качеств, которыми должен обладать преподаватель, для того чтобы достигнуть успеха среди студентов. В первую очередь это такие универсальные качества, как искреннее желание передать свои знания, терпение, смирение и эмоциональный интеллект, позволяющий далеко не на 100%, но хоть в какой-то мере, поставить себя на место другого человека. Во-вторых, это ориентация не на достижение успеха у студентов, а на воспитание профессионалов. Даже если студенты очень талантливые, они в силу своего жизненного и профессионального опыта не видят всей картины, следовательно, далеко не все решения будут позитивно восприняты. Надо быть к этому готовой и помнить, в чем твоя цель. В-третьих, для моей сферы очень важно наличие практического опыта. Есть огромное количество нюансов, которые не описаны в учебниках, а познаются в процессе проведения реального исследования.
Елена Горбунова, доцент факультета социальных наук
На мой взгляд, лучше всего объяснять сложные вещи на простых примерах из жизни, желательно ещё и с юмором. Важно не просто «впихнуть» в студентов как можно больше информации, а научить их пользоваться тем, что они изучат, в дальнейшей работе – не важно, будет ли она академической или в индустрии. Поэтому если курс направлен на получение навыков, я стараюсь давать практические задания, в которых студенты смогут напрямую применить то, что они узнали на лекциях и семинарах. Мне также кажется, что сейчас теряют свою актуальность многие «классические» способы контроля знаний вроде длинных эссе – всё больше контента потребляется в форме видео. Поэтому в этом году по одному из моих курсов студенты снимают ТикТоки, в которых нужно кратко и общедоступным языком рассказать о части материала. Это не только весело, но и позволяет им лучше понять материал, о котором они рассказывают в своих видео.
Важно иметь изначально чёткий план – когда какую тему проходим, когда дедлайн, сразу же объяснить, зачем всё это вообще нужно, иначе студенты начинают дезориентироваться и возникает непонимание. Но при этом намного важнее относиться к студентам как к живым людям, например, не токсичить, объяснить что-то по второму разу или на другом примере. Во время дистанционного обучения невозможно не отвлекаться, многие вещи приходится повторять, и это нормально.
Все студенты очень разные, и мне они все нравятся, сложно говорить об «идеальных». Особенно мне нравятся вовлеченные студенты, которые задают сложные вопросы, пытаются не просто воспроизвести материал, а понять, дополнить его своими примерами. Если честно, у меня нет каких-то конкретных советов по преподаванию, я нигде специально этому не училась. На парах я веду себя почти так же, как и всегда, может быть, только слежу за шутками, чтобы они не были чересчур. Так что, наверное, можно назвать какие-то базовые принципы вроде «хорошо объяснять», но главное – просто быть собой. Ещё я слышала, что студентам нравятся мои мемы – у меня даже есть свой тематический паблик, так что, вероятно, чувство юмора тоже важно.