С каждым годом становится сложнее найти область науки, в которой бы не работали участники Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ. В этом учебном году к работе в научных подразделениях Вышки приступили 59 ученых со всей России – от Южно-Сахалинска до Архангельска. О своих научных проектах и ожиданиях от программы рассказали российские постдоки из подразделений московского, питерского и пермского кампусов Высшей школы экономики.
Станислав Ли, школа иностранных языков
Проект «Языковое сознание как основа обучения иностранным языкам» под руководством профессора Татьяны Барановской
Для меня участие в Программе привлечения российских постдоков, реализуемой в НИУ ВШЭ, – это возможность полностью погрузиться в научное исследование, с вдохновением и удовольствием работать над интересным проектом.
Основной областью моих исследований является когнитивное моделирование языковой картины мира разных народов (русских, англичан, китайцев и тюрков). В своих исследованиях я стараюсь ответить на вопросы взаимосвязи языка и мышления, найти и применить способы сохранения языков малочисленных народов России, находящихся на грани исчезновения. Кроме того, я на высоком уровне владею китайским языком, занимаюсь разработкой пропозиционально-фреймовой методики его преподавания. По окончании проекта «Языковое сознание как основа обучения иностранным языкам» будет издано учебное пособие «Языковая картина мира во фразеологизмах» для студентов, изучающих английский и китайский языки; опубликована научная статья в журнале, входящем в международные базы данных.
Надеюсь, что достигнутые в ходе проекта научные результаты и собранный материал станут основой для написания моей докторской диссертации.
Лилия Пантелеева, социально-гуманитарный факультет НИУ ВШЭ – Пермь
Проект «Data Science в гуманитарных исследованиях» под руководством Динары Гагариной
Занимаясь исследованиями современной культуры, я постепенно стала приходить к мысли, что предмет моего анализа требует разноаспектной методологии. В одной из групп в социальных сетях я увидела рекламу программы постдоков НИУ ВШЭ и по характеру исследовательских тем поняла, что пермский кампус – это то место, где можно прокачать свои скилы в области цифровых методов обработки текстов культуры. Решение о подаче заявки было принято одномоментно и без всяких сомнений.
Я занимаюсь исследованиями культуры в широком смысле, т.е. в культурологическом и антропологическом ключе. В настоящее время меня интересует специфика разнообразных проявлений городской культуры: виды, жанры, интертекстуальность. За время участия в программе я бы хотела теоретически сформулировать свое видение предмета городской антропологии (феномены которой функционируют как в офлайн-, так и в онлайн-пространстве).
С первых дней появления в пермском кампусе я почувствовала большой интерес к своей деятельности со стороны новых коллег. Наши интересы едины, но угол зрения на одни и те же проблемы часто не совпадает. Меня очень радует эта возможность посмотреть на свой материал с другой позиции и критически оценить эффективность собственного пути. Я не сомневаюсь, что наше научное взаимодействие в рамках программы выльется в долгосрочное общение или сотрудничество после ее завершения. Пожалуй, обретение единомышленников или крепких оппонентов – это главное, чего бы мне сейчас хотелось в научной работе.
Анна Девениш, Научно-учебная лаборатория экономики изменения климата факультета мировой экономики и мировой политики
Проект «Оценка влияния сокращения выбросов парниковых газов на экономический рост и перспективы решения проблем бедности и неравенства: аспект глобального регулирования»
Программа привлечения российских постдоков в Вышке открывает для молодых ученых исключительные возможности для развития академической карьеры. Лично меня программа заинтересовала возможностью сфокусироваться на научной работе. Я очень рада провести год в динамичной среде и иметь доступ к многочисленным ресурсам Вышки.
Мои исследования лежат в сфере экономики изменения климата. Я уверена, что совместная работа с ведущими российскими учеными в этой сфере поможет подготовить и опубликовать научные статьи в высокорейтинговых российских и международных журналах. Я планирую представить результаты своих исследований на специализированных научных конференциях, а также поделиться ими с более широкой аудиторией, в том числе посредством комментариев в СМИ.
Надежда Муращенкова, Центр социокультурных исследований
Проект «Установки межкультурного и социально-экономического взаимодействия: межстрановой и межпоколенный анализ»
Желание принять участие в программе возникло у меня в 2020 году после продуктивной научно-исследовательской стажировки в Центре социокультурных исследований Высшей школы экономики. Тогда я поняла, что это именно то место, профессиональное сообщество и научное пространство, в котором я хотела бы работать. Сомнений не было никаких, было большое желание реализовать запланированное.
В силу того что я одновременно и психолог-практик, и психолог-исследователь, условно есть два направления профессиональных интересов и сфер, которыми я занимаюсь уже на протяжении многих лет. Как психолога-практика меня интересует семейная психология (психология супружеских и детско-родительских отношений), системное семейное консультирование, профориентация и карьерное консультирование, организация и проведение психологических тренингов, групповая психотерапия. Как направления мне близки позитивная и экзистенциальная психология (проблематика психологии счастья и благополучия, зрелости личности).
Как исследователь я изучаю молодежь, в том числе и в методологии кросс-культурного анализа. Проводя свое диссертационное исследование, я анализировала содержание и социально-психологические предикторы представлений молодежи об экстремизме и патриотизме. Параллельно с этим работала в рамках нескольких научно-исследовательских проектов, связанных с изучением социально-психологической адаптации мигрантов, факторов формирования этнической идентичности у детей.
На данный момент я руковожу научным коллективом, работающим по проекту РФФИ «Социально-психологическое пространство эмиграционных намерений молодежи: кросс-культурный анализ». В рамках же программы НИУ ВШЭ было принято решение обратиться к такому актуальному направлению научного поиска, как выявление психологических факторов сдерживания распространения коронавирусной инфекции и сохранения здоровья и благополучия населения разных стран. Тема проекта: «Взаимосвязь ценностей, социальных аксиом и доверия со страхом перед COVID-19: кросс-культурный анализ на примере молодежи России, Беларуси и Казахстана».
Я очень рада, что стала участником программы, это для меня очень ценный опыт. И речь идет скорее не об ожиданиях, а о планах. Я ориентирована на качественную работу, на профессиональное общение, обмен опытом, на решение профессиональных задач, которые передо мной стоят, в частности такой новой для меня задачи, как подготовка публикации результатов исследований в авторитетных международных журналах.
Константин Иванов, Международная лаборатория квантовой оптоэлектроники Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук
Проект «Разработка микродисковых и микрокольцевых резонаторов, оптически связанных с планарным волноводом, для полупроводниковых микролазеров систем оптической связи»
Должен сказать, что решение принять участие в Программе привлечения российских постдоков я принял случайно. Слишком долго я не раздумывал, и вот почему. Так вышло, что за время работы над кандидатской диссертацией мне захотелось поменять место работы. Это не значит, что на прежнем месте было плохо, просто разным людям подходят разные стили организации труда. Научного руководителя Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники Алексея Евгеньевича Жукова я знал со студенческих лет и даже чуть-чуть взаимодействовал с ним в рабочем порядке. Мне очень хотелось поработать в группе, которой руководит он и Наталья Владимировна Крыжановская (заведующая лабораторией), но я не знал, чем могу быть им полезен. О программе НИУ ВШЭ я узнал от своего (на тот момент) научного руководителя, Михаила Алексеевича Калитеевского, он и порекомендовал мне поучаствовать. Это было очень неожиданно и выглядело подарком судьбы, так что после очень непродолжительных консультаций с Алексеем Евгеньевичем и Натальей Владимировной я тут же начал собирать необходимые документы.
Лично я занимаюсь моделированием и теоретическими исследованиями в области оптики и оптоэлектроники наноразмерных структур. Структуры бывают разными, на их основе можно делать разнообразные удивительные приборы, которые совершенно незаметно трудятся вокруг нас. Это разнообразные лазеры, светодиоды и детекторы излучения. Конкретно лаборатория квантовой оптоэлектроники занимается в числе прочего разработкой новых типов микролазеров для применения в оптоэлектронных интегральных схемах. Когда-нибудь такие схемы появятся в вычислительных устройствах, и они станут еще быстрее, но это уже другая история, которую лучше расскажут другие люди. Я надеюсь, что моя работа поможет другим сотрудникам лаборатории, которые, собственно, и создают эти невероятные наноструктуры, понять, как их усовершенствовать. И хотя сейчас они это знают намного лучше меня, я надеюсь, что за время участия в программе я тоже смогу рассказать им что-то интересное. Именно эта часть науки мне и нравится (вне зависимости от предметной области) – когда пытаешься проникнуть мыслью, с помощью математического аппарата и вычислений, туда, куда не достают приборы.
Я очень рассчитываю на плодотворную совместную работу и надеюсь, что своими исследованиями смогу принести пользу лаборатории и университету в целом.
Елена Другова, Центр социологии высшего образования Института образования
Проект «Трансформация труда преподавателей высшей школы»
Сочетать два университетских трека – управленческий и исследовательский – весьма сложно, но можно, и я всегда старалась удерживать в своей деятельности и погружение в глубину исследований, понимание того, что происходит на переднем рубеже знания в интересующих меня областях, и практические проекты в этих областях, меняющие образовательную реальность в университете к лучшему. Будучи директором НОЦ «Институт передовых технологий обучения» в Томском государственном университете, я реализовала ряд проектов в сфере передовых технологий обучения, цифровизации, педагогического дизайна. Программа привлечения российских постдоков, я уверена, позволит мне еще больше углубиться в исследования, обрести более широкое сообщество для совместной работы.
Я уже более года занимаюсь проектами в области педагогического дизайна, на разработанной мной программе повышения квалификации обучилось более 500 человек более чем из 25 университетов России, и я очень хочу продолжать усиливать свою экспертность в этой теме. Поэтому я намерена проанализировать современную исследовательскую повестку в области педагогического дизайна в высшем образовании в России и в мире, зафиксировать наиболее изученные и новые области исследований, выявить и описать формы институциональной поддержки практики педагогического дизайна в ведущих российских и мировых университетах, как существующие, так и дефицитные. В конце первого года участия в программе мне бы хотелось сформулировать рекомендации по внедрению и усилению практики педагогического дизайна в российских университетах как области трансформации преподавания в цифровой среде.
Я надеюсь встретить единомышленников и соратников, оказаться в открытой демократичной среде, поддерживающей инициативы, а также обозначить четкие горизонты для движения дальше, после окончания программы постдоков как важной ступеньки в моем исследовательском треке.
Александра Касаткина, Центр исторических исследований Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств
Проект «Социальная антропология институтов позднего СССР»
Я защитила диссертацию о том, как в исследовательских интервью можно увидеть устойчивые коммуникативные практики, связанные с определенной культурой и историческим периодом. Я работала в двух направлениях одновременно: анализировала свои интервью с постсоветскими дачниками и изучала их историко-культурный контекст, то есть историю советских и постсоветских садовых товариществ. Защищалась я по этнографии, поэтому акцент в диссертации делала на методе анализа интервью, ведь полевые беседы – один из основных этнографических методов. В результате осталось много неясного и интересного в исторической части. Методологическую часть свою еще немножко подтянула на постдоке в Университете Цюриха, там коллеги-историки интересовались именно анализом устных источников. А тут мои коллеги в НИУ ВШЭ организовали проект «Социальная антропология институтов позднего СССР». И стало понятно, что здесь и мои наработки с анализом интервью пригодятся, и в архивах можно посидеть. Сомнений было много, потому что пришлось уволиться с основного места работы – из академического института, где я работала много лет и откуда спокойно можно было уехать на год поучиться за границей и потом вернуться на работу. Решение было очень сложным.
Мое исследование в рамках проекта посвящено институциональному дизайну советского любительского садоводства горожан. Хочу узнать, кто, как и почему принимал решения об организации садоводства в целом, а на примерах отдельных товариществ посмотрю, как процессы выглядели «на земле». Дело в том, что любительское садоводство преследовало стратегические цели – решало проблему продовольственного снабжения горожан. Поэтому в его организации была задействована целая гроздь серьезных учреждений: ЦК КПСС, Министерство сельского хозяйства, профсоюзы всех уровней, а позднее еще и ведомство гражданской обороны, ведь загородные садоводства по планам ГО должны были принять горожан в случае ядерного удара. Интересно все было и на местном уровне. Городское предприятие запрашивало землю для садоводства в соседнем административном субъекте. Например, ленинградский завод должен был обращаться в Исполком Ленинградской области. И потом надо было продолжать как-то строить и поддерживать эти связи. Очень интересно, как это делалось и как территориальная принадлежность взаимодействовала с ведомственной. Обо всем этом надеюсь узнать в архивах.
Светлана Аверина, Центр языка и мозга
Проект «Язык и мозг: предотвращение, диагностика и коррекция речевых расстройств»
При подаче заявки на участие в Программе привлечения российских постдоков моей целью было сотрудничество с Центром языка и мозга НИУ ВШЭ. Мне нравится концепция научной работы в качестве постдока, особенно на ранних этапах исследовательской карьеры, когда можно с относительной легкостью фокусироваться на одном-двух наиболее интересных проектах и доводить их до логического завершения. К тому же, на мой взгляд, позиция постдока является более заточенной под экспериментальную работу, и я рада, что в России молодые ученые теперь тоже получили возможность пойти по этому пути. Ценной особенностью этой программы для меня также была гибкость в определении моего плана работы. Например, мне всегда было интересно попробовать себя в качестве преподавателя, и мой руководитель предоставил мне такую возможность без ущерба для моей основной запланированной исследовательской работы.
Я занимаюсь исследованиями в сфере нейролингвистики и афазиологии. Меня интересуют процессы нарушения языка и речи в результате различных поражений головного мозга. Изначально моей целью было завершить большой международный проект, начатый еще во время моего обучения в аспирантуре. Он посвящен изучению нейрональных коррелятов восстановления речи после инсульта, и я надеюсь подготовить несколько публикаций за время моей работы в качестве постдока в Вышке. Однако сейчас в Центре языка и мозга меня также привлекли к подготовке и участию в нейрохирургических операциях с пробуждением, и это одно из самых увлекательных занятий за все время моей карьеры. Поэтому одним из желаемых результатов моей работы является и приобретение новых навыков в этой сфере.
Мне хотелось бы выйти из этой программы более опытным и самостоятельным ученым. Я думаю, что работа в Вышке обогатит мой опыт (и резюме) по ряду важных направлений, так что ожидания у меня самые оптимистичные.