Декан факультета географии и геоинформационных технологий
Вышка за последнее десятилетие так выросла, что новости «в НИУ ВШЭ открылся новый факультет» (или центр, или институт, или школа) стали почти привычными. Но что стоит за этой новостью, что происходит до ее появления и особенно после, когда новый факультет начинает работать? В своей колонке я хотел бы поделиться личным опытом участия в открытии нового факультета. Уверен, что в Вышке это не последнее новое направление, создаваемое с нуля, и надеюсь, что этот опыт поможет будущим участникам таких проектов.
Наш факультет географии и геоинформационных технологий – самый молодой в Вышке, ему нет еще и двух лет. В таком возрасте ребенок уже умеет ходить, но обычно еще только начинает разговаривать. Мы растем быстрее и уже провели первый набор, первый учебный год, первую полевую практику. Но нам еще очень многое предстоит сделать.
Начну с того, что каждый факультет, школа, образовательная программа – это уникальная история. Наш факультет – не первый естественно-научный факультет в Вышке: чуть раньше были созданы факультеты биологии и биотехнологии, химии, еще раньше – физики. Как и факультет географии, они созданы на основе партнерства с институтами Российской академии наук. Казалось бы, принципиальное сходство тематики и организационной модели налицо, а на самом деле все разные, и чем больше я общаюсь с коллегами, тем сильнее проступают глубокие отличия. Причин много: это и разные традиции базовых институтов, и разное видение задач факультета (одни ориентированы на фундаментальную науку, а у других сильная прикладная составляющая), и, конечно, разная специфика самой предметной области. Например, наш факультет – полевой, и огромную роль в обучении студентов-географов играют полевые практики, а на старших курсах – и участие в научных экспедициях.
Написал про сходства и различия с естественно-научными факультетами и сразу же поправляю себя: география не относится к естественным наукам в чистом виде. По самой своей сути она развивается на стыке двух миров: физическая география – часть наук о Земле и работает в естественно-научной парадигме, а общественная география – часть мира социально-экономических и социогуманитарных исследований. Не говоря уже о науках о данных, которые сейчас стали сквозными и проникают в любую предметную область, в географию – в первую очередь в виде геоинформатики и цифровой картографии. Мы стоим на этом перекрестке и так или иначе взаимодействуем со многими факультетами Вышки.
Но все-таки у нас есть важное сходство с химиками, физиками, биологами – это молодость всех факультетов: коллеги старше нас на 2–4 года. А любое новое дело – это неизбежные трудности роста. Новый факультет – это отсутствие выстроенных процессов внутри факультета и одновременно необходимость включиться в общеуниверситетские процессы. Это режим фантастической многозадачности, когда несколько человек, образующих ядро факультета, занимаются буквально всем – от программ учебных дисциплин и проблем оценивания до планирования практик, от научных проектов до развития инфраструктуры, от приемной кампании до отчетности (куда же без нее), не говоря уже о поисках сотрудников и стратегии развития факультета.
Новый факультет – это необходимость осваивать Вышку изнутри, а это целая вселенная, и во всех существующих возможностях и инструментах поначалу трудно разобраться, глаза разбегаются между разными вариантами. И одновременно это притирка друг к другу Вышки и базовых академических институтов, которые резко отличаются по корпоративной культуре, традициям, стилю общения, размерам, наконец.
Факультет географии Вышки возник потому, что в географическом сообществе накопилась критическая масса людей, не удовлетворенных существовавшим в стране географическим образованием. Мы с самого начала стремились создать географическое образование нового поколения – с современной структурой, содержанием, методами. Мне кажется, у нас это получается. В первую очередь благодаря той среде для развития и творчества, которая существует в университете и дает свободу в выдвижении и реализации инициатив. Главное условие успеха нового дела – это то, что ключевые стратегические идеи и решения не спускаются откуда-то сверху, а рождаются внутри команды.
Новый факультет – это постоянный дефицит ресурсов, не столько финансовых, сколько интеллектуальных и кадровых. Людей, не просто являющихся профессионалами, но и способных взять на себя ответственность за проекты развития, в любом сообществе не много, а те, что есть, уже заняты на 100%. К счастью, критически необходимое количество таких людей в нашем географическом сообществе нашлось – они и возглавили ключевые направления нашего факультета.
Новый факультет – это также постоянная ситуация «это нужно было сделать вчера» и «утром стулья – вечером деньги»: ресурсы выделяются под процессы, процессы еще не запущены, но, чтобы их запустить, уже нужны ресурсы. И это несмотря на многоплановую поддержку факультета, которую университет оказывал и оказывает по многим направлениям и через разные инструменты. Одно только освоение всех используемых в Вышке информационных систем и связей между ними – это отдельная история, достойная особого рассказа.
С другой стороны, новый факультет – это очень весело. Это непрерывный управляемый кризис, похожий на езду на велосипеде: равновесие удерживается только в движении, а еще «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать вдвое быстрее!». Это постоянные новые вызовы и необходимость решать новые задачи и учиться.
И самое главное – это результат нашей работы, явленный «весомо, грубо, зримо»: десятки студентов, которые на наших глазах становятся профессионалами. Это восхитительное чувство – «удовольствие быть причиной», когда понимаешь, что наша работа уже оказала определяющее влияние на профессиональную траекторию и всю последующую жизнь множества людей, которым можно посмотреть в глаза. Наверное, это самая сильная мотивации к работе в образовании.
Сейчас уже можно сказать, что географическое образование нового поколения на уровне бакалавриата в Вышке состоялось. А это значит, что можно и нужно переходить к следующим этапам – к открытию магистратуры, к созданию собственного научного потенциала и инфраструктуры, развитию прикладных исследований и экспертных работ. Через несколько лет все это будет создано – мы знаем, как это сделать, а в университете есть для этого условия и поддержка, а значит, поставленные задачи можно и нужно решать.