• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Soft skills для учёных

Юлия Фалькович и Анна Правдюк о программе профессионального развития российских постдоков

Завершился первый цикл мероприятий Программы профессионального развития российских постдоков. Программу разработала и запустила в сентябре 2020 года команда Центра научной интеграции вместе с Активом российских постдоков. Координаторы программы Юлия Фалькович и Анна Правдюк рассказывают, как возникла идея запуска программы, какие мероприятия прошли в этом учебном году и какие планы они строят на будущее.

Фалькович Юлия Валериевна

Центр научной интеграции: Директор центра

Правдюк Анна Сергеевна

Центр научной интеграции: Менеджер

Ежегодно в Вышку по Программе привлечения российских постдоков приезжают молодые амбициозные исследователи со всей России. Они активно участвуют в программах академической мобильности, представляют результаты своих исследований на семинарах и конференциях, публикуют их в высокорейтинговых журналах и работают в рамках грантовых проектов.

Однако, попадая в Вышку, они встречают не только возможности, но и трудности: времени на адаптацию и долгое самостоятельное изучение устройства университета у них практически нет. К тому же, учитывая максимальный срок участия в программе – два академических года, исследователи находятся в постоянной тревоге из-за того, что их дальнейший карьерный путь неясен. В результате часть времени, которую они могли бы потратить на проведение исследований, они вынуждены проводить в поиске нового места работы.

С 2020 года мы вместе с участниками Актива российских постдоков исследуем постдок-программы и особенности позиции постдока в России и за рубежом. Мы подготовили тематический выпуск журнала Higher Education in Russia and Beyond “From Invisible Scholar to a Change Driver” («Постдок: от невидимого ученого к драйверу изменений»), несколько раз обсудили с коллегами особенности позиции постдока в рамках внутрироссийских и международных круглых столов, погрузились в теорию и практику постдок-программ в мире. Оказалось, что в ведущих мировых вузах постдоки не только проводят исследования, но и часто участвуют в «курсах повышения квалификации»: улучшают преподавательское мастерство, развивают лидерские и предпринимательские качества, осваивают научный менеджмент, чтобы в будущем открыть собственные научные лаборатории и так далее.

Запускать подобную программу в Вышке, слепо копируя западный опыт, было бы опрометчиво, поэтому мы обсудили эти идеи с коллегами из Актива российских постдоков и провели мониторинг профессиональных потребностей и перспектив участников программы. Оказалось, что большинство опрошенных постдоков собирается продолжить карьеру в университете и хочет улучшить свои профессиональные навыки в области научной коммуникации, популяризации науки, стратегий поиска работы и составления профессиональных резюме, чтобы чувствовать себя увереннее по окончании Программы российских постдоков.

При создании Программы профессионального развития мы ставили перед собой две задачи. С одной стороны, ускорить адаптацию коллег на новом месте работы, а с другой – помочь их профессиональному развитию. Российские постдоки становились не только слушателями вебинаров программы, но и ее активными разработчиками. Как действующие участники, так и выпускники предлагали идеи мероприятий и сами проводили их.

Учебный год мы начали с адаптационных сессий. В октябре Андрей Федоров, главный аналитик отдела информационных систем и электронных ресурсов библиотеки Вышки, провел консультацию по использованию электронных ресурсов библиотеки. Это помогло коллегам в подключении к необходимым базам данных и поиске научной литературы, что было особенно актуально в условиях частично удаленного режима работы. В ноябре Екатерина Каширская, постдок первого года, организовала и провела авторский вебинар-практикум «Адаптация без стресса», на котором дала рекомендации по борьбе со стрессом на новом месте работы и синдромом самозванца.

Следующий тематический блок программы был посвящен развитию навыков коммуникаций у ученых. Ульяна Захарова, выпускница Программы российских постдоков, в ноябре провела семинар по использованию социальных сетей для исследователей. Ульяна на своем опыте рассказала, как разные социальные сети и ведение собственного блога помогли ей в научном нетворкинге. На семинаре-практикуме по научным коммуникациям в декабре постдоки узнали, что такое научный питч и как представить результаты своего исследования, чтобы о нем написали СМИ. Спикерами практикума стали Ольга Добровидова, старший копирайтер пресс-службы Сколтеха, врио президента Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), и Людмила Мезенцева, начальник отдела научных коммуникаций Дирекции по связям с общественностью НИУ ВШЭ, координатор программ ИГИТИ имени А.В. Полетаева.

Во втором семестре мы перешли к более сложным форматам. В феврале российские постдоки приняли участие в двухдневном карьерном интенсиве «Life after Postdoc: профессиональные траектории и навыки в карьере ученого». Специалисты из сфер индустрии, бизнеса и рекрутинга рассказали, как ученому построить карьеру вне академической среды. Какие карьерные возможности открыты перед исследователем вне университета, какие навыки могут понадобиться, чтобы открыть свое дело или построить карьеру в индустрии, участники обсудили в первый день интенсива с Евгенией Хорошевой, кандидатом биологических наук, биохимиком и молекулярным биологом, в прошлом – постдоком Калифорнийского института технологий, и предпринимателем Владимиром Ладыгиным. Второй день интенсива – «Ученый ищет работу: взгляд рекрутера» – был посвящен общим вопросам поиска работы. Экспертами стали Лидия Леонова, HR-партнер R&D-компании BIOCAD, и начальник отдела подбора и оценки персонала в Высшей школе экономики Марина Ничипоренко. Российских постдоков интересовало, как найти баланс между интересными личными проектами, например направленными на популяризацию науки, и научной деятельностью, могут ли исследователи-гуманитарии найти работу в сфере IT, какую стратегию поведения необходимо выбрать во время переговоров о зарплате, чем отличаются русскоязычное и англоязычное резюме.

В апреле ведущие исследователи Высшей школы экономики рассказали участникам Программы российских постдоков, как открывали собственные научные подразделения в университете. Спикерами встречи стали Валерий Александрович Калягин, заведующий Лабораторией алгоритмов и технологий анализа сетевых структур, Эдуард Дмитриевич Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта, Владимир Львович Щур, заведующий Международной лабораторией статистической и вычислительной геномики, и Алексей Владимирович Белянин, старший научный сотрудник Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики. Ученые рассказали, как открыть исследовательскую лабораторию, организовать работу команды, развивать подразделение и оценивать эффективность его работы. Все подразделения активно развивают международную деятельность и привлекают к работе студентов. Зачастую именно эти факторы определяют дальнейший успех научной работы.

Pixabay

В мае Дарья Гвоздева, аналитик Центра научной интеграции, расскажет о том, как сделать презентацию запоминающейся. Она представит принципы и приемы создания емкой и эффективной презентации, тренды и тенденции в создании презентаций для представления исследований, а также инструменты и ресурсы, которые позволят сэкономить время на разработку презентации. Этим воркшопом завершится работа программы в 2020/21 учебном году.

У программы амбициозные планы на следующий учебный год. Помимо традиционных форматов вебинаров и мастер-классов, мы планируем расширять направление дискуссий и больше обсуждать важные направления развития ученых: популяризацию науки, научную коммуникацию, вопросы академической мобильности в России и за рубежом.

  • О мероприятиях Центра научной интеграции по исследованию постдок-программ можно узнать на сайте центра в разделе «Изучение постдок-программ». На странице собраны репортажи и видеозаписи.
13 мая