• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спроси постдока

Российские постдоки отвечают на вопросы о программе и о работе в Вышке
Опфер Евгения Анатольевна

Институт образования: Научный сотрудник

Руднова Наталья Александровна

Департамент иностранных языков: Научный сотрудник

Шарипова Алия Маратовна

Научно-учебная лаборатория процессно-ориентированных информационных систем (ПОИС): Научный сотрудник

Участие в Программе привлечения российских постдоков можно сравнить с прыжком в неизвестность, ведь по условиям Программы ее участники не могут иметь опыта работы, учебы в аспирантуре или защиты диссертации в Высшей школе экономики. Это значит, что нередки случаи, когда будущие постдоки знают о Вышке только понаслышке.

Для того чтобы избавить участников от лишнего стресса и заранее рассказать о возможностях программы, условиях участия в ней и академической среде Вышки, в 2021 году был запущен сервис консультаций с российскими постдоками. На консультациях участники могут задать будущим коллегам все интересующие вопросы. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо оставить заявку на участие в консультации на сайте «Российские постдоки НИУ ВШЭ». Онлайн-встречи проходят по четвергам в 12.00 по московскому времени. Консультируют кандидатов участники Актива российских постдоков.

Мы спросили российских постдоков, работающих в Вышке, о том, что они спросили бы у самих себя, будь у них такая возможность год назад, и как сейчас они отвечают на эти вопросы.

IIASA Postdocs

Евгения Опфер, постдок Института образования (НИУ ВШЭ – Москва)

Вопрос: Что Высшая школа экономики ждет от меня, кроме выполнения плана постдока?

Ответ: Я попала в программу привлечения российских постдоков через участие во всероссийском проекте «Рождение российской магистратуры», реализуемого Институтом образования при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина. Другими словами, подавая заявку на конкурс, я имела представление о своем потенциальном руководителе и о том, в чем будет состоять моя исследовательская работа.

Однако, становясь сотрудником Вышки, я понимала, что моя деятельность не будет замыкаться только на задачах одного проекта. И это прекрасно, ведь Вышка – это непрерывно развивающийся организм, который дает множество возможностей для всех его сотрудников. И тогда у меня появился вопрос: а что же Высшая школа экономики ждет от меня, кроме выполнения плана постдока?

Ответ: кооперации и активной позиции. Взаимодействия с другими постдоками, с исследователями из других подразделений, публикации научно-популярных статей и презентации результатов научной деятельности для широкой аудитории. Другими словами, чтобы организм Вышки продолжал развиваться, каждый сотрудник (а постдоки – это не стажеры и не студенты!) должен занимать активную профессиональную позицию.

Поэтому я бы посоветовала будущим постдокам настроиться на очень насыщенный график работы (тем более, что скоро мы все выйдем в офлайн режим после длительного перерыва). И как только вы настроитесь на эту волну, то заметите стремительный прогресс в своем профессиональном развитии.

Наталья Руднова, постдок департамента иностранных языков (НИУ ВШЭ – Пермь)

Вопрос: Есть ли в научной среде Вышки жесткая профессиональная конкуренция?

Ответ: Когда я узнала, что могу попасть в Программу привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ, то подумала, что это возможность «стажировки на Луне». Казалось, что вместе с невероятными возможностями самореализации появится жестко конкурирующее профессиональное сообщество и напряженная рабочая атмосфера с очень высоким темпом работы.

Сейчас, спустя шесть месяцев работы, я могу сказать, что многое реализовалось совершенно неожиданным образом. Представляемые мной возможности оказались намного объёмней. Конечно, работа в дистанционном формате их несколько ограничивает, но даже при этом остается значительная их часть.

Я активно пользуюсь доступом к библиотеке и ее ресурсами – создается ощущение, что весь научный мир как на ладони. Курсы на Coursera помогают мне разобраться в малознакомых областях, да и просто расширить кругозор. При поддержке Academic Writing Center я поняла, что могу писать статьи на английском – это вдохновило меня на взаимодействие с зарубежными коллегами.

Если говорить о сообществе, то мои ожидания о высоком профессионализме коллег реализовалось более чем на 100%, а вот о жесткости и конкуренции нет и речи. Мне приятно работать в научном коллективе, который создали Марина Сергеевна Шевелева и Татьяна Михайловна Пермякова. Задачи разделяются «каждому по способностям и по возможностям», все вопросы и проблемы открыто обсуждаются, члены группы прислушиваются друг к другу. Особенно приятно, что коллеги относятся к науке еще и как к творческому процессу, в котором иногда важно оставить идею в покое, чтобы она созрела. Так, сейчас я приступаю к исследованию, которое не торопили, и оно, наконец, как пазл, сложилось.

Последнее, что кардинальным образом отличается от моих ожиданий – это темп работы. Если до проекта этот темп задавался внешними факторами – расписанием занятий, аудиторной нагрузкой, какими-то собраниями и совещаниями, то сейчас все это ушло на второй план. Я во многом сама ставлю себе цели и устанавливаю дедлайны. Наконец-то у меня получается «не торопиться, но успевать»: внимательно и медленно читать, осмысляя содержание; постепенно писать свои тексты, конструируя их, расширяя и внося изменения; наслаждаться общением и дискуссиями с коллегами.

Подобная «slow life» – неожиданный и очень роскошный бонус от Программы, опыт участия в которой не только качественно изменил содержание научных процессов, но и повысил уровень моего личного благополучия.

SMART Университет

Алия Шарипова, постдок научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем (НИУ ВШЭ – Москва)

Вопросы: 1) Как узнать мои научные идентификаторы?

2) Должны ли российские постдоки преподавать?

Ответ: Имея опыт зарубежной научно-исследовательской стажировки, я заинтересовалась программой привлечения российских постдоков одного из ведущих университетов страны. Могу отметить достаточно простую и понятную форму подачи заявки на участие в программе. Однако, есть ряд вопросов, которые все же возникли при подготовке необходимых документов.

1) Во-первых, возникла техническая сложность предоставления своих ID в базах цитирования. В моем случае необходимо было устранить дубли в Scopus ID. На все вопросы я получала оперативные ответы от координаторов программы, и это поддержка чувствуется как на этапе подачи заявки, так и в дальнейшем.

Инструкция по поиску научных идентификаторов Scopus Author ID, Author ID в РИНЦ и Researcher ID есть на странице «Центра научной интеграции». Координаторы программы предлагают участникам конкурса ознакомиться с этой информацией перед подачей заявки на участие в Программе и заранее найти информацию о своих идентификаторах.

Указание научных идентификаторов – важный элемент конкурсной заявки.

2) Во-вторых, возник вопрос о количестве времени на преподавательскую деятельность. В данной программе у вас будет возможность полностью сконцентрироваться на научных исследованиях и участии в интересующих семинарах и конференциях. При этом у вас есть возможность преподавать.

На все вопросы, возникшие в начале участия в программе, я получила ответы в ходе первой встречи с участниками программы и координаторами. Достаточно мотивирующими на дальнейшую плодотворную работу были советы постдоков второго года.

Участие в Программе, возможно, кардинально изменит вашу привычную профессиональную жизнь. Могу сказать, что следует использовать эту возможность по следующим причинам:

  • работа над новым проектом в ведущих научных лабораториях российского университета позволит перейти на качественно новый уровень проведения исследований и представления их результатов;
  • большое количество интересных мероприятий: от курсов повышения квалификации по английскому языку (Центр академического письма) до мероприятий в самых различных областях;
  • возможность повысить свой профессиональный уровень как научного сотрудника, а также качество публикаций;
  • возможность сосредоточиться на научной работе и полностью использовать ресурсы, предоставляемые программой в виде семинаров, конференций и доступа к библиотечным ресурсам.

 

17 марта, 2021 г.