• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Траектории роста

Интервью с Вадимом Радаевым

ЕУСПб

В Вышке вводятся три типа трудовых договоров, в основе которых лежит гибкая система профессиональных траекторий с особыми механизмами отбора, стимулирования и оценивания работников: академическая, образовательно-методическая и практико-ориентированная. Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, рассказал «Окнам роста» об институционализации профессиональных траекторий, новых карьерных возможностях и процедуре перехода на траектории.

Радаев Вадим Валерьевич

Первый проректор ВШЭ

Расскажите, пожалуйста, о новых траекториях. Какие задачи решает их институционализация?

Проблема в том, что сложившаяся система отбора, стимулирования и оценивания научно-педагогических работников в Вышке была выстроена применительно к академическим работникам, имеющим научные достижения в виде публикаций. А задачи университета становятся все сложнее и разнообразнее, ему требуется все больше практиков неакадемического профиля, в том числе для растущих практико-ориентированных направлений (дизайн, реклама, менеджмент, компьютерные науки). Кроме того, сохраняется потребность в привлечении квалифицированных преподавателей, которые не всегда имеют научные достижения. В результате широкие категории работников оказываются вне нашей базовой критериальной системы, которая очень развита и эффективна, но ориентирована на академиков.

Поэтому наряду с академической траекторией предложено ввести еще образовательно-методическую траекторию для привлечения и оценки работников, преподающих учебные дисциплины на высоком уровне, ведущих активную учебно-методическую и/или проектную работу со студентами, осуществляющих методическую поддержку учебных курсов (в том числе онлайн-курсов), а также ввести практико-ориентированную траекторию для привлечения и оценки работников, имеющих опыт неакадемической деятельности, для привнесения инноваций из прикладных сфер, организации проектной работы и разработки новых продуктов. Дифференциация подходов к разным категориям призвана легитимировать статусы работников, выбирающих образовательно-методическую и практико-ориентированную траектории, создать для них дополнительные возможности.

Имеет ли вводимая система какие-то аналоги в мировой академии?

Не думаю, что где-то она реализована буквально в таком же виде. Но во многих университетах существует так называемый преподавательский трек (Teaching track), сходный с нашей образовательно-методической траекторией. И конечно, в университетах работает множество практиков, к которым предъявляются другие требования, нежели к академикам.

Для каждой профессиональной траектории выстраивается свой карьерный путь. Как происходит карьерный рост в рамках каждой траектории?

Карьерный рост в рамках каждой траектории может достигаться по трем направлениям. Первое: можно расти в должности, как и раньше, но просто у каждой траектории будет своя линейка. При этом позиции академика, практика или методиста не превратятся в отдельные должности с фиксацией в трудовом договоре. Данные позиции вводятся как профессиональные статусы, добавляемые к обычным преподавательским должностям. Кстати, поскольку термин «методист» многим не нравится, обсуждается возможность его замены на другой термин (например, «педагог») с заменой образовательно-методической траектории на педагогическую траекторию.

Второе: в рамках каждой траектории можно получать почетные статусы, к которым относятся, например, такие статусы, как ординарный профессор, заслуженный профессор, профессор/доцент-исследователь, профессор/доцент-консультант.

И третье: можно продвигаться по административной линии, если взять на себя обязательства, скажем, по руководству подразделением или программой.

Какие возможности сохраняются для всех работников, независимо от принадлежности к профессиональным траекториям?

Таких общих возможностей великое множество. Помимо гарантированной оплаты труда, у всех коллег, для которых университет является основным местом работы, есть возможность повышать свою квалификацию за счет средств университета, получать тревел-гранты, участвовать и побеждать в разного рода конкурсах (например, конкурсах ФОИ и др.), иметь социальный пакет, включая программы добровольного медицинского страхования, получать разного рода премии и награды, каждый год бороться за звание лучшего преподавателя и в случае успеха получать соответствующую стимулирующую надбавку, иметь учебных ассистентов, получать длительные отпуска и пр.

Как будет организована процедура перехода на три траектории и процедура перехода между траекториями?

Мы отказались от форсированного варианта перехода – сразу для всех работников – и выбрали постепенный вариант, когда коллеги будут переходить на три траектории по мере истечения срока трудовых договоров. И процесс перевода уже начался в рамках зимнего конкурса ППС 2021 года, работа идет. Оценка кандидатов по всем трем профессиональным траекториям проводится едиными профильными кадровыми комиссиями, в которые должны входить ведущие профессора, научные работники, практики и методисты, руководители ключевых подразделений.

Важно, что коллеги, выходящие на конкурс, вправе самостоятельно выбирать одну из трех профессиональных траекторий. Далее профильные кадровые комиссии подтверждают или не подтверждают принадлежность работника к той или иной траектории, но при этом учитывают выбор самого работника.

Что еще важно, между тремя траекториями можно будет переходить, они не закрепляются навечно. Делаться это будет в рамках очередного конкурса ППС или научных работников, но возможен будет и досрочный выход на конкурс для смены траектории.

Отдельной задачей является сближение в перспективе конкурсных процедур для ППС и научных работников. Но ситуация с научными работниками еще требует обсуждения, разработки процедур и критериев оценки, и в отношении научных работников новая система первоначально будет запускаться в пилотных подразделениях.

 

3 февраля