• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Хватать "синицу" и исследовать, исследовать, исследовать!»: истории «Учеников»

Рассказывают первые участники проекта Вышки «Учитель – Ученики»

Вот уже более пятнадцати лет Высшая школа экономики оказывает поддержку коллективным исследовательским проектам, которые до 2011 года были известны под символичным названием «Учитель – Ученики», а позже стали называться научно-учебными группами, или просто НУГами. Главная отличительная черта таких проектов – это возможность объединить под одной «исследовательской крышей» коллег с самым разным опытом – от студентов-бакалавров до ведущих профессоров с многолетним опытом. Неудивительно, что для многих студентов и молодых ученых работа в этих исследовательских коллективах стала началом большой академической жизни. «Окна роста» собрали истории первых участников проекта «Учитель – Ученики».

Чулок Александр Александрович

Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний

Александр Чулок

Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний

Проект «Модернизация российских предприятий: стратегии, динамика, факторы успеха» (руководитель С.Б. Авдашева, 2006-2007 академический год).

С начала современной России вопросы модернизации предприятий и инновационного развития экономики не выходили из актуальной повестки и научных исследований, и государственной политики. В далеком 2007 году под руководством блестящего ученого и научного руководителя профессора Светланы Борисовны Авдашевой группа молодых перспективных ученых взялась за решение этой нетривиальной задачи. Мы использовали различные эмпирические данные по российским предприятиям и продвинутый эконометрический инструментарий для того, чтобы понять, что движет инновациями в России, какие барьеры возникают на пути тех, кто решил ими заняться, как они могут быть решены на уровне компаний и государства.

Момент для проведения этого исследования был выбран очень удачно. С одной стороны, расцвет мировых эконометрических исследований, изучающих взаимосвязь инновационной активности и конкурентоспособности на микроуровне, дал колоссальный фундамент для многоаспектного библиометрического анализа и постановки гипотез. С другой стороны, растущий интерес российского бизнеса и представителей профильных министерств и ведомств к научно обоснованному подходу по формированию стратегий инновационного развития и разработке мер и инструментов научно-технической политики.

Результаты, которые мы получили, были весьма любопытны. Мы подтвердили часть выдвинутых гипотез о том, что уровень конкуренции и эволюция спроса оказывают положительное влияние на склонность к инновационной активности российских компаний, тем самым подтвердив на ландшафте мировых эмпирических исследований, что наши экономические агенты ведут себя схоже со своими зарубежными коллегами в рамках так называемой «U-образной» кривой зависимости между уровнем конкуренции и инновациями. Однако уровень и глубина этой активности у отечественных компаний оставались крайне низкими, и в основном она была направлена на адаптации современных зарубежных технологий к российским реалиям. Кроме традиционных причин, сдерживающих рост расходов на исследования и разработки, – финансов – мы выявили и более глубинные, связанные еще с отпечатком советского наследия. Опросив представителей науки и бизнеса по так называемой зеркальной анкете, мы выявили ряд типовых «претензий» с обеих сторон: неготовность слышать друг друга, идти на диалог. Частично это было связано с отсутствием в то время большого числа коммуникационных площадок, где спрос и предложение могли бы договариваться.

В дальнейшем поиски ответов на эти вопросы привели меня к форсайту – процессу систематической научно обоснованной оценки перспектив будущего науки, экономики и общества с учетом глобальных трендов, внутренних заделов и вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее. Как раз в рамках нашей деятельности как центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ мы, используя результаты эмпирических исследований науки и бизнеса, не только формулируем и проверяем академические гипотезы и пишем научные статьи, но и выступаем той коммуникационной площадкой, мостом, сводящим растущий спрос наших компаний на прорывные научные разработки и технологии и предложение со стороны ведущих российских исследователей. Гипотезы, заложенные в научном проекте более десяти лет назад, не потеряли своей актуальности, но стали частью чего-то большего.

Бацын Михаил Владимирович

Доцент факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Михаил Бацын

Доцент факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Проект «Разработка системы индексов влияния, учитывающих предпочтения участников по созданию коалиций» (руководитель Ф.Т. Алескеров, 2006-2007 академический год).

Наша группа занималась задачей определения того, какое влияние на результат голосования имеет каждый из его участников в зависимости от веса его голоса и правил голосования. Здесь иногда приводят пример голосований Европейского экономического сообщества в 1958–1972 годах. В сообщество входило 6 стран: Франция (4 голоса), Италия (4 голоса), Западная Германия (4 голоса), Бельгия (2 голоса), Нидерланды (2 голоса) и Люксембург (1 голос). Некоторым казалось, что Люксембург с крошечным населением имеет слишком большой вес в голосовании – всего лишь в 2 раза меньший, чем у Нидерландов или Бельгии. Однако для принятия решений по серьезным вопросам требовалось 70%, или 12 голосов «за». В итоге Люксембург никак не мог повлиять на результат голосования из-за того, что 12 – это четное число и все другие страны имели четное число голосов. Так что они либо набирали 12, 14 или 16 голосов «за», и решение принималось, либо набирали только 2, 4, 6, 8 или 10 голосов «за», и решение отвергалось независимо от того, как голосовал Люксембург.

Степень этого влияния измеряется так называемыми индексами влияния. Мы изучали свойства существующих индексов, строили модели, способные описывать разные индексы влияния, их общие и различающиеся характеристики, а также разрабатывали системы аксиом, которым должны удовлетворять индексы влияния.

Работа в этой группе была увлекательной в первую очередь благодаря отличному руководителю: профессор Фуад Тагиевич Алескеров не только талантливый ученый, но еще и очень интересный человек с широким кругозором и богатым жизненным опытом. Он всегда выбирает актуальные прикладные задачи, связанные с реальной жизнью. Мне нравилось приезжать из Нижнего Новгорода в Москву, обсуждать наши задачи и просто общаться с такими интересными людьми.

Вообще мне везет на руководителей, потому что в этом проекте я работал под непосредственным руководством не менее талантливого и интересного человека – профессора Валерия Александровича Калягина. В это время я как раз учился в аспирантуре под его руководством. Работать в кругу таких людей – это действительно счастье для любого молодого исследователя. Объективность моих слов подтверждает то, что оба моих руководителя получили звания ординарных профессоров ВШЭ, а сейчас они заслуженные профессора Вышки. Это действительно неординарные люди, поэтому любой проект с такими руководителями обречен быть успешным и интересным.

Насколько я помню, это был первый грант, в котором я участвовал. Нам удалось получить хорошие результаты в виде вероятностной модели для широкого класса индексов влияния, а также аксиоматики, описывающей основные свойства индексов влияния. Эту аксиоматику я считаю одним из самых ярких результатов в моей научной деятельности. И это была моя первая статья в серьезном журнале – «Автоматика и телемеханика».

Благодаря этому проекту я получил хороший опыт работы над интересными и сложными задачами, научился смотреть на прикладные задачи «сверху», с «фундаментальной» стороны. Мы не просто старались научиться вычислять влияние участников голосования наиболее правильно и точно – мы исследовали фундаментальные свойства, которыми должны обладать метрики влияния, формулировали базовые аксиомы, которым должны удовлетворять индексы влияния. Дальше из базовых свойств выводились уже неочевидные характеристики мер измерения влияния.

Лежнина Юлия Павловна

Доцент факультета экономических наук

Юлия Лежнина

Доцент факультета экономических наук

Проект «Социокультурные предпосылки экономической модернизации России: субъектный подход» (руководитель Н.Е. Тихонова, 2006-2007 академический год).

Я участвовала в работе проекта «Учитель – Ученики» во время учебы в магистратуре. Мой научный руководитель Наталья Евгеньевна Тихонова тогда собрала в рамках НУГ тех, кто готовил свои ВКР под ее началом, причем среди нас были студенты и бакалавриата, и магистратуры. Впоследствии мы все защитили кандидатские диссертации, один из нас – PhD. Три четверти команды теперь работает в Вышке: на ФЭН, ФСН, в Институте социальной политики...

До проекта наши индивидуальные темы были в одном предметном поле: мы изучали вопросы социальной структуры, что было понятно, так как именно этот факт и собрал нас под крылом одного профессора. Но тем не менее мы не пересекались в предмете интересов. Проект, который назывался «Социокультурные предпосылки экономической модернизации России: субъектный подход», задал несколько новую для всех нас тему, которая впоследствии стала призмой, которую сегодня все мы активно используем в профессиональной работе.

Это была достаточно актуальная тема на тот период (а речь идет о 2005–2007 годах). Специалисты из разных наук пытались ответить на вопрос о том, что поддерживает и стимулирует экономическое развитие, и обращались в том числе к социокультурным особенностям населения. Тема, с одной стороны, не новая, а с другой стороны, не перестающая быть актуальной. Именно в тот период Вышка стала сотрудничать с такими учеными мирового уровня, как Р. Инглхарт и Ш. Шварц, которые работают именно с проблематикой ценностей и социокультурных особенностей населения.

Наша группа фокусировалась на теории модернизации и ее потенциале для изучения общественной динамики. При этом в фокусе была модернизированность сознания населения и ее связь с теми или иными практиками, особенно с теми, которые можно назвать продуктивными для экономической жизни страны. Сначала мы много читали, еще больше обсуждали друг с другом прочитанное, систематизировали разные подходы к анализу. Впоследствии участвовали в подготовке инструментария для опроса, разрабатывали методику для измерения этой самой модернизированности сознания и поведения. Далее искали интересные для себя срезы эмпирического анализа и проводили его. Достаточно быстро появились выступления на конференциях и совместные публикации, которые вышли еще в тот период, когда мы учились в магистратуре. Таким образом, за период реализации проекта мы реально прошли все стадии исследования – от формулирования предмета изучения до публикаций. Ни один шаг не обходился без нашего активного участия. Мы не только учились вести научную работу, но и осваивали азы ее организации, так как нас вовлекали в написание заявок, отчетов, заключение договоров и так далее. Пожалуй, определенная институционализация исследовательского проекта способствовала нашему закреплению как в Вышке, так и в науке в целом: мы быстрее вошли в роль исследователя, приняли ее.

Стоит отметить, что всё это во многом заслуга нашего научного руководителя Н.Е. Тихоновой, и переоценить ее вклад в наше становление и то, чем для нас стал тот проект, просто невозможно. В целом я с большим теплом вспоминаю этот период: многочасовые посиделки за обсуждениями без зумов и живые споры в гостиной у Натальи Евгеньевны (для перемирия порой требовалась чайная церемония), циркулирование книг из ее личной библиотеки (с особым трепетом мы относились к отдельным томам собрания сочинений Маркса и Энгельса), сотни страниц наших текстов с ее правкой (ее почерк и сейчас я понимаю даже лучше, чем свой собственный) и изучение спецсимволов, используемых для редактирования... Наш руководитель вложила в нас очень много как до, так и после этого проекта. Но «Учитель – Ученики» был якорным в этом взаимодействии. Именно тогда у нас сформировалось ядро команды, которая и сегодня продолжает работать вместе: мы участвуем в научных проектах при поддержке разных фондов, пишем вместе как статьи, так и монографии, в прошлом году как коллектив получили премию Правительства Москвы. Да, со временем мы несколько расходимся в разных направлениях и реализуемся в различных профессиональных активностях, но та связь, которая возникла более 15 лет назад, сохраняется и в работе, и в жизни.

Немало воспоминаний этого периода связаны не только с командой и исследованием, но и с университетом в целом. Вышка тогда проводила различные мероприятия для групп «Учитель – Ученики». Помню, однажды мы выезжали в подмосковный пансионат для презентации наших результатов, обсуждали их с приглашенными экспертами, знакомились с проектами других команд и, кстати, видели, как живут другие коллективы, как выстроено их взаимодействие и общение. Это имело отдельную ценность, ведь проекты типа «Учитель – Ученики» – это не только и не столько воспитание компетенций у будущих профессионалов, а скорее история про школу отдельного ученого, который передает своим ученикам свои ценности как в профессии, так и в жизни, открывает свой взгляд на мир.

Пеникас Генрих Иозович

Доцент факультета экономических наук

Генрих Пеникас

Доцент факультета экономических наук

Проект «Подготовка комментария по базовым математическим моделям, используемым в Новом соглашении по оценке достаточности капитала, разработанным Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель II). Анализ применимости этих моделей в российских банках» (руководитель П.К. Бондарчук, 2006-2007 академический год).

Это был 2007 год. Только было принято новое соглашение по регулированию банков. Оно называлось Базель II. Оно пришло на смену правилам 1988 года. Заменило так называемое соглашение Базель I. Например, соглашение Базель I внедрили в России в 1996 году. Поэтому выход соглашения Базель II в 2006 году сразу сделал актуальным вопрос, как, когда и в каком формате его внедрять в России.

У меня остались самые позитивные впечатления от проекта. Как сейчас помню, я только перешагнул порог библиотеки на Мясницкой/Кривоколенном. У меня раздался звонок сотового. Это был Павел Кузьмич Бондарчук, который читал курс по банковскому делу. Он был идеологом и главным двигателем проекта. Поэтому он в курсе всех банковских регуляторных новаций. Для меня оказалось почетно, что молодого студента приглашают в такой серьезный научный проект. Благодаря Павлу Кузьмичу в рамках проекта я познакомился с двумя профессионалами: по банкам – с Василием Михайловичем Солодковым, по математике – с Фуадом Тагиевичем Алескеровым. Благодаря нашим регулярным встречам с этими людьми у меня накопились богатые знания на стыке математики и банков.

Мои первые публикации связаны с деятельностью проекта. Благодаря Павлу Кузьмичу я познакомился с Кириллом Кучинским. Он тоже был членом проекта. Мы поняли, что у нас есть общий исследовательский вопрос в рамках нашего коллектива. Так у меня появилась первая совместная публикация с ним в журнале «Банковское дело». Вторая значимая публикация у меня появилась по предложению Фуада Тагиевича Алескерова. Это наша совместная монография «Анализ математических моделей Базель II» в издательстве «Физматлит».

Оцениваю опыт работы в проекте «Учитель – Ученики» позитивно. Поэтому студентам настоятельно рекомендую активно присоединяться к таким инициативам! Ведь сегодня кажется, что выбор предложений велик, что он всегда таким будет. Часто такие размышления приводят студентов к тому, что они ждут какого-то специально для них предназначенного «журавля». Он всё не прилетает. Точнее, прилетает, да всё в нем как-то не так. А нужный не прилетает. На самом деле, не нужно его ждать. Надо хватать «синицу» и исследовать, исследовать, исследовать! В итоге с такой синицей и таким подходом вы взлетите выше любого журавля.

Данный проект сыграл, наверное, определяющую роль в моей академической карьере. У меня сейчас 111 публикаций всего, около 50 работ на английском, более 20 статей в международной библиотеке Scopus. Большая часть из них посвящена вопросам математического моделирования и регулирования деятельности банков. Четыре статьи опубликованы в журналах уровня Q1–Q2. Все они посвящены разным аспектам соглашения Базель II. Тогда, стоя на пороге библиотеки в 2007 году, я бы никогда не подумал, что результатом звонка Павла Кузьмича станет такое количество моих работ по моделированию рисков банков. Эта та незаметная синица, которая взмыла выше многих журавлей!

Хрешкова Виктория Валентиновна

Заместитель начальника отдела Международного института экономики и финансов

Виктория Хрешкова

Заместитель начальника отдела Международного института экономики и финансов

Проект «Место и значение экономических инструментов в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (руководитель Т.Н. Трошкина, 2006-2007 академический год).

Перед нами стояло много задач, в частности мы должны были проанализировать организационные основы механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, ход их формирования в России с учетом кардинальных изменений, влияния на него как внутренних, так и внешних факторов, имевших место в предшествующие годы в практике таможенного и внешнеторгового регулирования, и в целом разработать авторскую концепцию механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Была также задача выявить причины, обусловливающие необходимость его модернизации.

В нашем коллективе в качестве учеников было два аспиранта и два студента. Руководитель определил для каждого свое направление. Мне, аспирантке первого года факультета права, с учетом имеющегося на тот момент научного задела (у меня было четыре научные публикации по таможенно-правовой проблематике) доверили исследование структуры ввозной и вывозной таможенной пошлины, основные элементы импортного и экспортного таможенного тарифа. Я подготовила к публикации научную статью, посвященную таможенно-тарифным льготам.

Результаты нашего исследования были интегрированы в учебный процесс. Мы создали программы учебных дисциплин «Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: федеральный и региональный аспект» и «Экономические инструменты в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности». На финальной стадии проекта нам также удалось подготовить учебно-методический комплекс пособия «Экономические инструменты в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и материалы для учебного пособия «Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: федеральный и региональный аспект».

Результаты работы были также представлены на научном мероприятии, где принимали участие другие коллективы преподавателей и учеников. Было очень приятно поделиться своими успехами, получить живую обратную связь и поучаствовать в научной дискуссии.

У меня уже было несколько индивидуальных публикаций, а также участие с докладами на конференциях. Мое диссертационное исследование было связано с темой проекта. Конечно, коллективная работа в проекте позволила мне продвинуться в дальнейшей публикационной активности, расширила мой кругозор и научный аппарат. Я получила навыки ведения исследовательской деятельности от более опытных коллег.

В частности, приобретенные навыки работы в творческом коллективе помогли в будущем успешно участвовать в проектах по другим исследовательским направлениям. Так, в 2011/12 году мне посчастливилось работать в коллективном исследовательском проекте «Леса России – сбережение через рациональное использование и охрану: совершенствование правового регулирования» («Учитель – Ученики»). В рамках этого проекта мы проводили полевые исследования в Вологодской и Архангельской областях, ездили на лесозаготовки и посещали охотничьи угодья.

Это был мой первый опыт участия в групповой работе над большим исследованием. До проекта коллективная работа ограничивалась взаимодействием с научным руководителем при написании выпускной квалификационной работы. Было очень важно ощутить атмосферу и протестировать свои навыки работы в коллективе, когда от тебя или от твоих соратников и ваших совместных усилий зависит достижение результата.

Тема проекта коррелировала с моим основным исследованием в рамках обучения в аспирантуре. Это благотворно повлияло на ход работы над моей диссертацией, посвященной вопросам правового регулирования таможенно-тарифных льгот в России (в то время еще не было Таможенного союза ЕАЭС).

Во время работы над проектом я получила опыт составления программ учебных дисциплин и подготовки учебного пособия, что мне как будущему преподавателю кафедры финансового, налогового и таможенного права НИУ ВШЭ очень пригодилось в начале моей преподавательской карьеры.

 

24 декабря, 2020 г.