• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вне стен университета

Образовательные инновации 2020 года

Фото со стажировки в НИУ ВШЭ / РГУ имени С. А. Есенина

Черненко Оксана Эдуардовна

Директор по образовательным инновациям

Салтыкова Вероника Алексеевна

Руководитель проектной группы Управления образовательных инноваций

Какие проблемы обсуждались на дискуссионных площадках проекта по развитию преподавательского мастерства Teach for HSE в 2020 году? Что волнует сегодня преподавателей? Как сохранить университет и учиться в нем вне стен этого университета? Какие формы онлайн-работы зарекомендовали себя лучшим образом? Как Вышка использовала преимущества собственной развитой цифровой инфраструктуры? На вопросы «Окон роста» отвечают Оксана Черненко и Вероника Салтыкова.

– Какие проблемы обсуждались на дискуссионных площадках Teach for HSE в 2020 году? Какими методическими рекомендациями делились участники площадок? Что волнует преподавателей?

Первую дискуссионную площадку мы провели примерно через месяц после того, как весь учебный процесс перешел в дистанционный формат, это было 22 апреля. За это время преподаватели и студенты уже активно включились в процесс преподавания и обучения в новой для большинства онлайн-среде, у них успела сформироваться своего рода первичная рефлексия. И у нас как у организаторов тоже, так как я и мои коллеги, реализующие проект Teach for HSE, преподаем. Тогда прежде всего мы постарались обобщить и осмыслить уже полученный нами всеми опыт. Самый первый вопрос, который мы вынесли на обсуждение, был специально сформулирован весьма обобщающе: «Преподавание онлайн: как сделать процесс максимально комфортным и продуктивным». Нам было важно сделать акцент на комфорте преподавания, так как это первое, что страдает при резких и нежданных изменениях. И это то, что самым непосредственным образом влияет на продуктивность обучения. 

В этот раз дискуссия впервые за всю историю проекта Teach4HSE прошла в дистанционном режиме на базе сервиса Zoom, что позволило охватить значительную часть заинтересованной аудитории: зарегистрировалось более двухсот слушателей, а к онлайн-трансляции подключилось более ста участников. Для нас это стало новым вызовом, ведь изначально формат дискуссионной площадки был задуман как камерный, где на обсуждение той или иной темы собирается примерно 20–25 человек. Но онлайн внес свои коррективы, и нам пришлось быстро адаптироваться. Сейчас, спустя время, мы видим, что это сыграло в чем-то весьма позитивную роль: без потерь в коммуникации смогли включиться в диалог наши коллеги из кампусов, опыт которых чрезвычайно интересен и полезен. Существенное увеличение количества участников площадок, которое принес нам онлайн, потребовало внести некоторые изменения и в структуру самой дискуссии: она приобрела свой четкий и выверенный сценарий. Именно так, на практике, мы осознали, насколько такой сценарий необходим в условиях дистанционного взаимодействия большого количества людей. И именно тогда уже и начали формироваться новые (можно назвать их методическими) подходы к проведению мероприятий (в первую очередь обучающих, конечно) в цифровом пространстве.

Если говорить о наших преподавателях и их волнениях, то на первых порах они, по большому счету, были связаны с необходимостью выбора и быстрого освоения новых цифровых инструментов и платформ, и это логично. И самый первый этап в этом процессе – изучение функционала этих инструментов. И здесь наши коллеги из разных департаментов НИУ ВШЭ сработали оперативно и четко, что вызывает исключительно благодарность и восхищение. Буквально в считанные дни они подготовили множество инструкций, коллекций полезных ссылок и других материалов, которые были призваны помочь преподавателям освоиться в новой для них среде. Такие фундаментальные базы данных были созданы коллегами из Цифрового блока, Дирекции основных образовательных программ и Дирекции по онлайн-обучению, и они доступны всем на сайте НИУ ВШЭ. 

Мы же в рамках проекта Teach for HSE видели свою задачу в другом. Понимая важность инструкций и рекомендаций по работе с функционалом тех или иных инструментов, мы стремились сосредоточиться именно на самих преподавательских подходах и практиках, которые, что очень быстро стало очевидным, в цифровой среде необходимо менять. Какой именно инструмент выбрать и почему стоит предпочесть именно его, а не какой-то другой? Какой формат обучения проще и эффективнее реализовать на определенных платформах и с помощью определенных сервисов? На наш взгляд, именно знание преимуществ и особенностей отдельных онлайн-сервисов и платформ, а также понимание того, насколько тот или иной онлайн-инструмент отвечает задачам конкретного курса и соотносится с определенным стилем преподавания, могут помочь сделать процесс дистанционного обучения результативным и вполне комфортным. На нашу первую онлайн-дискуссию мы пригласили коллег, которые именно с этих позиций смогли рассказать о принципах работы с самыми востребованными на тот момент инструментами, в частности MS Teams, Zoom и Webinar. Директор по развитию преподавательского мастерства Андрей Викторович Дементьев обозначил спектр возможностей онлайн-сервисов для проведения синхронного тестирования и продемонстрировал, как именно работают эти инструменты, когда и для чего их стоит использовать, а также какие у них есть ограничения. Старший преподаватель факультета социальных наук Анна Валерьевна Антонова рассказала о том, как логически организовать дисциплину в онлайн-формате, какие выбрать подходы к оцениванию, задействуя при этом широкий арсенал цифровых инструментов (чат, «Google Документы», Mentimeter и многие другие). Особое внимание было уделено тому, как правильно сформировать критерии для оценки активности студентов при обучении в дистанционном режиме. Очевидно, что некоторые онлайн-инструменты оказались настолько эффективными, что весьма целесообразно продолжить пользоваться ими и после возвращения в офлайн.

В дальнейшем на дискуссионных площадках обсуждались более прицельные темы. Например, какие инструменты и каким образом можно использовать для оценивания в онлайн-формате. Также отдельно обсуждали, как подготовить и организовать письменный и устный экзамен в новых условиях и т.д. Интерес коллег вызвало выступление преподавателя Международного института экономики и финансов Олеси Кондрахиной об опыте использования онлайн-платформы peergrade.io для взаимного оценивания студентами работ своих одногруппников. Темы оценивания и экзаменов стали особенно востребованными и актуальными в контексте аттестационных мероприятий в конце учебного года, а также в связи с весенней приемной кампанией в аспирантуру. В этой связи в начале мая мы пригласили на нашу площадку коллег из аспирантских школ Вышки (начальника Управления аспирантуры и докторантуры Елену Николаевну Кобзарь, академического директора аспирантской школы по социологическим наукам Ольгу Борисовну Савинскую и начальника отдела координации работы диссертационных советов Юлию Петровну Нестерову), которые стали настоящими пионерами в этой области: их опыт организации вступительных онлайн-экзаменов оказался весьма позитивным, а системный и чрезвычайно структурированный подход к организации самого процесса впечатлил всех. Коллеги делились очень важной информацией – от общих стратегических подходов к проведению экзамена до важных практических аспектов: как лучше составить расписание, как выстроить обратную связь со всеми участниками процесса, а также обратили внимание коллег на ряд технических моментов.

Продуктивной была дискуссия о проведении письменного контроля в удаленном режиме. В ней приняли участие доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Валерьевич Щуров и начальник отдела сопровождения учебного процесса в совместном бакалавриате ВШЭ – РЭШ Наталья Борисовна Петрова. Илья Валерьевич сосредоточился на том, как противостоять существующим рискам при проведении письменного экзамена онлайн, и выделил два основных метода: принуждение студента действовать самостоятельно и мотивирующий подход. Все участники дискуссии активно включились в обсуждение плюсов и минусов каждого метода. Наталья Борисовна акцентировала внимание на необходимости правильно подбирать форматы экзаменационных заданий для онлайн-формата, а также отметила сильные и слабые стороны разных типов прокторинга.

И еще один опыт, о котором очень хочется вспомнить, – это опыт наших преподавателей иностранных языков, которые традиционно сильны в вопросах методологии. На одной из наших дискуссионных площадок Екатерина Алексеевна Колесникова, руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, совместно со своими коллегами Константином Игоревичем Хомутским, доцентом Школы иностранных языков, и Мариной Сергеевной Шевелевой, руководителем департамента иностранных языков из пермского кампуса Вышки, рассказали о том, как он готовились к проведению в онлайн-формате самого масштабного внутреннего экзамена в НИУ ВШЭ – экзамена по английскому языку.

Возвращаясь к вопросу о методических рекомендациях, хотелось бы отметить, что на нашей страничке на сайте НИУ ВШЭ мы постарались собрать все полезные советы от преподавателей в материалах наших дискуссий: foi.hse.ru/teach4hse/teachersroom

– Как сохранить университет и учиться в нем вне стен этого университета? Какие формы работы вне аудитории зарекомендовали себя лучшим образом?

Интересное совпадение, но тема нашей дискуссионной площадки, которую мы провели буквально за пару недель до того, как весь университет перешел на дистант (дискуссия прошла еще в офлайн-формате в залах Большого профессорского клуба на Покровке), звучала так «Teaching and Learning outside the Classroom / Как учить и учиться вне стен университета?». Тогда, в начале марта, мы обсуждали исследовательские полевые экспедиции, летние школы, выездные практики и разнообразные формы внеаудиторных занятий для студентов, даже не подозревая о том, что под обучением «вне стен» университета скоро будут понимать совсем иное, в первую очередь дистанционное обучение. Один из выводов той встречи на дискуссионной площадке: для обучения вне стен требуется особый преподавательский подход, и коллеги, наши преподаватели Олег Воскобойников, Сергей Медведев*, Андриан Влахов, Ксения Романенко, Вера Вишнякова, Иван Стенин, поделились своим опытом в данной области, рассказали о том, как меняется роль преподавателя, какие сложности возникают при обучении вне аудитории, но самое важное, в чем сошлись абсолютно все, – студентов необходимо тщательно готовить к такому формату обучения. Пандемия же разразилась внезапно, и у нас, у преподавателей, не было достаточно времени даже для того, чтобы подготовиться самим к тотальному переходу на дистанционное обучение, не говоря о том, чтобы подготовить наших студентов. И в этом основная сложность ситуации, которую мы переживаем с марта текущего года. Конечно, мы понимаем, что это вынужденная ситуация, но мы обязаны реагировать стремительно.

Здесь на помощь нам приходят разнообразные цифровые технологии. И чтобы быть объективными и справедливыми, необходимо сказать, что они вошли в преподавательскую практику задолго до пандемии. Многие современные подходы к обучению основаны на синтезе онлайн-компонентов и аудиторного формата работы со студентами: это и blended learning, и flipped classroom («перевернутый класс»), и небольшие онлайн-курсы, которые хорошо зарекомендовали себя в микрообучении (microlearning). В качестве примера можно привести наш курс по созданию презентаций и визуализации информации. Но главное, о чем стоит сказать в этом контексте, так это о том, что прежде всего это история про баланс – баланс между цифровой средой и face-to-face обучением. Но в эпоху пандемии соблюдать этот баланс гораздо сложнее.

Но, как показал весенний конкурс Фонда образовательных инноваций, даже в ситуации ограниченного доступа в аудитории и невозможности коммуницировать со студентами в привычном формате наши преподаватели смогли найти новые и очень интересные подходы к обучению, реализовав со своими студентами впечатляющие онлайн-проекты. И мы организовали «Преподавательский марафон победителей конкурса ФОИ» – новый для нас формат онлайн-мероприятия с очень концентрированной программой и большим количеством спикеров. Было много ярких презентаций, даже сложно выделить что-то одно. Могу для примера упомянуть разработку Виктории Олеговны Васильевой, доцента факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В своем курсе «Современное искусство» Виктория Олеговна постаралась обратить сложившуюся ситуацию в плюс, предложив студентам выполнить задание, которое, с одной стороны, было нацелено на освоение технологий виртуальной коммуникации, а с другой – связано с приобретением опыта рефлексии в отношении повседневности, потерявшей статус привычного, то есть они должны были постараться не «преодолеть» обстоятельства, а «прожить» их. Студенты должны были одновременно осуществлять самонаблюдение и самоописание, а затем выразить результаты в концепции воображаемого музея пандемии, существующего в виртуальном пространстве сети.

Коллеги – Максим Анатольевич Сторчевой, доцент школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Михаил Александрович Плаксин, доцент факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми, а также Мария Константиновна Горденко, старший преподаватель факультета компьютерных наук, – рассказали о том, как они используют онлайн-игры для обучения. По итогам этого обсуждения в рамках проекта Teach for HSE было решено провести серию мастер-классов, где бы преподаватели смогли не просто узнать об эффективности применения такого формата в обучении, но и непосредственно поиграть, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт в своей практике. Были также замечательные разработки в области проектной деятельности, организованной в дистанционном формате, и многое другое. Аннотации докладов до сих пор доступны всем желающим на виртуальной доске Padlet: padlet.com/vsaltykova/gfqocd0o7bh2kzb2

– Попробуйте оценить, как на преподавательское мастерство повлиял опыт перевода курсов в онлайн? Удалось ли Вышке использовать преимущества собственной развитой онлайн-инфраструктуры? 

Отвечая на этот вопрос, я, возможно, скажу очевидную вещь, но все преподаватели без исключения значительно развили навыки работы в цифровой среде. И безусловно, это стало возможным благодаря развитой онлайн-инфраструктуре НИУ ВШЭ и всесторонней поддержке со стороны коллег из Цифрового блока. Достаточно вспомнить проекты «Цифровой ассистент» и «Горячая линия 55555».

В то же время очень быстро пришло осознание того, что работа в цифровой среде требует от преподавателя иных способов подачи материала: более четкого выстраивания тайминга, обязательного наличия структурированного и информативного визуального контента (и здесь не обойтись без искусства презентаций) и, конечно, выстраивания надежной системы обратной связи со студентами. Последнее, на мой взгляд, самое сложное, и на сегодняшний день, возможно, именно эта тема требует особо пристального внимания. Об этом свидетельствуют и наши опросы, которые мы проводим среди преподавателей Вышки, участвующих в наших курсах повышения квалификации, мастер-классах и дискуссионных площадках.

Мы провели небольшой опрос во время наших онлайн-мероприятий и задавали коллегам два вопроса: «С какими трудностями вы столкнулись во время преподавания в онлайн?» и «Какие темы для профессионального развития вам сейчас наиболее интересны?». Наиболее частые ответы на первый вопрос – физическая (больше времени требуется на подготовку к онлайн-занятиям, устают глаза от постоянной работы на компьютере и т.д.) и психологическая усталость (отсутствие живого контакта со студентами и коллегами – «я не вижу их глаза», «студенты не видят друг друга»). И возрос интерес к организации групповой и командной работе в онлайн-формате, формам и подходам к оцениванию, как промежуточному, так и итоговому.

Экзамен по английскому онлайн
Экзамен по английскому онлайн

– Какие методические и педагогические навыки, приобретенные в 2020 году, могут стать неотъемлемой частью преподавательского ремесла в будущем?

Смотря в перспективу с долей здорового оптимизма и в то же время стараясь обобщить уже полученный опыт работы в онлайн-среде, среди преподавательских навыков будущего я бы назвала: 1) способность быстро адаптироваться к разным форматам преподавания, будь то традиционный face-to-face, полностью цифровая или гибридная (blended) среда; 2) гибкость в использовании разных цифровых инструментов, способствующих максимальному вовлечению студентов в активное обучение; 3) способность быстро оценивать свой опыт и рефлексировать опыт коллег для выбора наиболее адекватных цифровых инструментов, активно пробовать новое и внедрять в учебный процесс лучшее; 4) умение максимально эффективно и продуктивно использовать время, отведенное на непосредственное общение со студентами в аудитории, не важно – настоящая она или виртуальная.

– Важно ли перенастраивать инструменты оценивания при работе онлайн? Каким опытом делились преподаватели и эксперты?

Оценивание – это очень важная тема, которая вполне может стать сюжетом для отдельного разговора. Мы неоднократно обсуждали ее на наших дискуссионных площадках, о которых я уже упоминала ранее. «Настройка» инструментов здесь во многом зависит от задач оценивания, его вида и формата. Как правило, подбор и настройка инструментов зависит от очень конкретной частной задачи: так, коллеги из аспирантуры во время одной из наших дискуссий поделились способами оценивания вступительного экзамена, а в другой раз мы говорили о том, как составлять задание для письменного экзамена и оценивать его.

Последняя дискуссия показала, что мнения преподавателей о возможности организовать честный и объективный письменный экзамен в онлайн-режиме диаметрально противоположны. Кто-то придерживался радикальной позиции, считая, что необходимо отменить все экзамены до тех пор, пока учебный процесс не вернется в свое прежнее, офлайновое русло, а кто-то был уверен, что и онлайн-формат вполне позволяет проверить истинные знания студента. Более того, приверженцы второй позиции убеждены в том, что необходимость прокторинга на онлайн-экзамене не очевидна. Самое главное – правильно подобранные задания. Разделяю мнение коллег, которые считают, что мы должны в большей степени фокусироваться именно на творческом компоненте в заданиях, логически двигаясь в сторону open book exams.

 

* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

27 ноября, 2020 г.