• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный блок

Интервью с проректором Иваном Простаковым

Как изменилась деятельность международного блока Вышки в 2020 году? Какие ключевые точки взаимодействия с внешними партнерами оказались наиболее чувствительными к текущей ситуации? Какие трансформации претерпели сервисы по поддержке иностранных граждан – студентов и сотрудников университета, а также организационное обеспечение академической мобильности. О задачах и вызовах, стоящих перед международным блоком, «Окнам роста» рассказал проректор Иван Простаков.

 

Как изменилась деятельность Международного блока Вышки в 2020 году? Какие ключевые точки взаимодействия с внешними партнерами оказались наиболее чувствительными к текущей ситуации? Опишите, пожалуйста, главные вызовы.

Все изменения в международной деятельности Вышки произошли в соответствии с глобальным сценарием развития событий: она полностью ушла в онлайн. Все наши партнеры оказались в аналогичной ситуации, и отмена или перенос заранее запланированных совместных мероприятий и сворачивание программ мобильности происходили с полным пониманием трудностей с обеих сторон. Именно то, что связано с физическим перемещением людей, оказалось под ударом в университетах всего мира. Так, мы были вынуждены отменить нашу ежегодную «Партнерскую неделю» и «Саммит молодых университетов Times Higher Education», запланированные на июнь. Но что-то мы смогли спасти, переведя в онлайн: например, Апрельскую конференцию и Международный летний университет. Аналогичным образом действовали многие наши партнеры. Университет Гронингена (Нидерланды) провел в июле свою «Партнерскую неделю» в онлайн-формате, и мы в ней приняли участие. Начало лета вообще было очень богатым на международные партнерские онлайн-мероприятия, и надо отдельно отметить работу Управления международного сотрудничества и Управления по организации и сопровождению мероприятий, которые оперативно поддержали эти процессы. Они продолжаются в полном объеме и сейчас. Из наиболее значимых можно отметить наше участие в крупнейшем европейском форуме по вопросам высшего образования EAIE (октябрь), семинар Ассоциации по региональным исследованиям (ноябрь), к которой мы присоединились в феврале, и онлайн-саммит eSTARS, который пройдет на базе Вышки совместно с Coursera.

Конечно, осознание того, что ситуация меняется, причем довольно быстро и непредсказуемо, приходило не сразу. В начале марта мне пришлось убеждать наших немецких партнеров из DAAD в том, что семестровую программу «Россия на практике» для группы немецких студентов, начало которой было запланировано на конец марта, лучше отменить. Решение принималось очень тяжело, потому что ребята прошли конкурсный отбор, было выделено финансирование, и наша позиция вначале встретила недоумение немецких коллег. Но в итоге программа остается в состоянии standby, а сама Германия проводит сейчас жесткую ограничительную политику в области студобменов.

Отдельная тема – это прием иностранных студентов. Уже в феврале, в самый разгар работы на зарубежных рынках, нам пришлось свернуть все выездные мероприятия (выставки, Дни Вышки) и перейти в онлайн. К счастью, инструменты онлайн-маркетинга у нас уже активно использовались и до этого, и вся технология по дистанционному отбору и зачислению иностранных абитуриентов у нас работает с 2017 года. Но, во-первых, сильно возросла нагрузка и на технику, и на людей, а во-вторых, далеко не во всех странах онлайн-маркетинг и отбор абитуриентов так же эффективны, как офлайн. И все-таки благодаря усилиям коллег из Дирекции по привлечению иностранных студентов нам удалось увеличить набор на 11% по сравнению с прошлым годом. В условиях глобального сворачивания рынков образования из-за пандемии это отличный результат.

Какие трансформации претерпели сервисы по поддержке иностранных граждан – студентов и сотрудников университета, а также организационное обеспечение академической мобильности?

Здесь мы столкнулись с целым клубком проблем, связанных и с визовыми и миграционными правилами, и с проживанием иностранных студентов в общежитиях, и со сворачиванием программ мобильности для наших студентов. Оперативно были созданы механизмы компенсации финансовых потерь для наших студентов и сотрудников, которые не смогли выехать за рубеж, но уже понесли какие-то издержки. Были случаи, когда наши студенты были вынуждены срочно возвращаться в Россию. Надо было решать вопросы проживания иностранных студентов, которые летом закончили учебу, но не могли вернуться к себе домой. Стандартных ситуаций не было, все приходилось решать в индивидуальном и зачастую пожарном порядке, за что особые слова благодарности коллегам из Дирекции по интернационализации, Дирекции по управлению общежитиями, а также руководству факультетов.

Некоторые вопросы носили, конечно, разовый характер, но часть потребует изменения или корректировки системного характера существующих инструментов области интернационализации, и прежде всего международной мобильности. Например, нам надо подумать о создании некоего «страхового фонда» на случай невыезда или досрочного завершения программы.

 

Самое главное – это то, что в условиях пандемии международная проблематика университета ярко проявилась как общеуниверситетская, требующая взаимодействия широкого круга подразделений.

 

Оцените, пожалуйста, успешность продвижения образовательных онлайн-продуктов, созданных в Вышке, на глобальный рынок образовательных услуг. Какие изменения произошли в 2020 году?

Вышка давно и прочно занимает лидирующие позиции в области онлайн-образования, но безусловный успех этого года – первая ООП Master of Data Science. В 2020 году прошло два набора: в первом иностранные студенты составили порядка трети, во втором – половину. Эта программа носит, по существу, пилотный характер, но здесь действительно открываются интересные перспективы. Кроме того, как я уже сказал, в этом году в онлайне прошел Международный летний университет (МЛУ). Запуск его в новом формате представлял немалые риски, но эксперимент удался, и курсы МЛУ прослушали более 40 студентов из самых разных стран Европы, Азии и Америки. Это был первый вышкинский опыт виртуальной международной мобильности, над которым предстоит сейчас много работать. В осеннем семестре программы обменов резко свернулись: большинство наших партнеров либо (предварительно) перенесли их на весну, либо вообще отменили в этом году. Из 250–300 наших студентов, которые обычно уезжали осенью по программам мобильности, уехать получится, наверное, примерно у 100. Иностранных студентов из университетов-партнеров практически не будет, хотя входящая мобильность обычно у нас была примерно на таком же уровне. В осеннем семестре будет порядка 80 виртуальных мобильных студентов, которые прослушают наши курсы онлайн. Академическая программа будет дополнена курсами и активностями, позволяющими немного компенсировать отсутствие включенности иностранных студентов в реальную среду нашего университета и повседневную жизнь в России. Собственно говоря, именно эти элементы и являются одним из важнейших стимулов для студобменов. Таким образом, международная академическая мобильность сейчас стоит перед серьезным вызовом: как в условиях эпидемиологических ограничений не потерять этот важный инструмент интернационализации и получения студентами навыков межкультурной коммуникации; как сделать так, чтобы содержательно и нормативно онлайн-мобильность стала полноценным элементом образовательных программ.

Какие прогнозы есть у Международного блока Вышки на текущий академический год? Ставятся ли задачи, не связанные с проблематикой настоящей ситуации? Пришлось ли скорректировать или отложить реализацию международной части Программы развития университета до 2030 года?

К сожалению, делать какие-либо прогнозы пока рано, я был бы очень осторожен. Все будет зависеть не только от того, как будут сниматься действующие везде ограничения, но и от экономических последствий пандемии, которые пока неясны. Несмотря на то, что у коллег во всех наших партнерских университетах есть большое желание вернуться к прежним форматам работы, подразумевающим живое общение, вряд ли в этом академическом году мы вернемся к полноценному проведению офлайн-мероприятий и восстановлению программ мобильности. Скажу, например, что, несмотря на запуск сбора заявок на Апрельскую конференцию 2021 года, мы пока не объявляем о ее формате – офлайн или онлайн. Довольно успешный набор иностранных студентов в этом году отнюдь не означает, что этот результат удастся повторить или превзойти в будущем году. Точно так же пока рано говорить о коррективах Программы развития.

Однозначно лишь то, что пандемия дала нам возможность более предметно и активно заняться тем, о чем мы лишь задумывались или где мы делали первые шаги: это и онлайн-маркетинг с перспективой электронной торговли, и онлайн-мероприятия, и виртуальная мобильность. Где-то мы синхронны с нашими партнерами, где-то они нас опережают, где-то Вышка идет впереди. Так, если мы сейчас принимаем виртуальных студентов из зарубежных университетов-партнеров, то практически никто из них не готов принимать таким же образом наших. Многие исходят из того, что пандемия пройдет и все вернется на круги своя. Пандемия, безусловно, пройдет, но наша главная задача заключается не просто в том, чтобы как-то пережить это время, а в том, чтобы полученный опыт обратить в наши конкурентные преимущества. И прежде всего в глобальном масштабе.

5 ноября, 2020 г.