В современном мире интеллектуальная собственность – один из основных локомотивов развития экономики. Университеты по «поставкам» интеллектуальной собственности практически сравнялись с крупными корпорациями, входящими в наукоемкие отрасли. В ведущих университетах по всему миру сформирован настоящий конвейер: знания трансформируются из области теоретических исследований в оформленные результаты интеллектуальной деятельности. 2020 год обогатил академическую жизнь огромными объемами онлайн-продукции. О практиках и инструментах защиты интеллектуальной собственности на онлайн-продукты в Вышке рассказывает Владислав Силкин, юрисконсульт отдела правового сопровождения научной деятельности и вопросов интеллектуальной собственности Правового управления.
– Что такое интеллектуальная собственность?
Интеллектуальная собственность – результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, права на которые признаются и защищаются законодательством.
В целом интеллектуальную собственность можно поделить на несколько блоков.
Во-первых, это объекты авторских прав, к которым относятся произведения, то есть объективно выраженные результаты самостоятельного творческого труда авторов. Это наиболее распространенный в университете вид интеллектуальной собственности, который охватывает и отчеты о научных исследованиях, и научные статьи, и онлайн-курсы, и лекции, и другие учебные материалы. Важно обратить внимание на то, что авторские права на произведение защищают не саму идею произведения или его содержание, а форму выражения произведения, например текст, изображение. В качестве произведений охраняются также базы данных и программы для ЭВМ.
Во-вторых, объекты смежных прав. Они достаточно разнородны, для каждого из них предусмотрен свой режим и свои сроки охраны. Со смежными правами университет сталкивается, например, когда приглашает выступить на Дне Вышки какую-нибудь популярную музыкальную группу: в данном случае музыканты-исполнители обладают смежными (с авторскими – отсюда и название) правами на результаты исполнительской деятельности (исполнения). Такими же правами, кстати, обладают и, например, лекторы записанных университетом онлайн-курсов, поскольку творчески презентуют свои лекции на видео.
В-третьих, объекты патентных прав, в частности изобретения. Патентные права защищают технические решения и решения в отношении внешнего вида изделий. В отличие от авторского права, патентное право защищает не столько саму форму, сколько содержание, определенный принцип реализации решения на производстве, и возникает с момента получения патента. Приведем примеры изобретений и полезных моделей, запатентованных НИУ ВШЭ.
Так, например, в качестве изобретений у нас зарегистрированы датчик давления, способ управления компьютерной сетью и система для его осуществления. В качестве полезной модели – устройство для измерения температуры нанообъектов, силовой преобразователь.
В-четвертых, отдельно стоит отметить средства индивидуализации. Они служат обозначением хозяйствующих субъектов и их товаров в коммерческом обороте. Чаще всего в университете мы сталкиваемся с товарными знаками и их использованием нашими подразделениями. Хотим поделиться хорошей новостью: этой осенью мы запустили сервис получения согласия на использование обозначения университета в ЕЛК. Более подробная информация о том, когда необходимо получать разрешение и у кого, также размещена на нашем сайте.
Наконец, стоит особо отметить ноу-хау, или секреты производства. Ноу-хау позволяет защитить сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющих действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности. Например, если подразделение разрабатывает определенный алгоритм, который сам по себе носит непромышленный характер, но впоследствии может быть реализован в определенном устройстве на производстве, его можно защитить как секрет производства. Секреты производства особенно актуальны в исследовательской среде, поскольку они позволяют защитить в том числе определенные исследовательские идеи, которые по мере развития могут быть уже патентоспособны. Мы активно призываем подразделения заблаговременно обеспечивать сохранность таких сведений.
Еще раз напомним, что более подробную информацию об интеллектуальной собственности можно получить у специалистов Правового управления или самостоятельно, изучив Кодекс практики НИУ ВШЭ в сфере интеллектуальной собственности, в котором собраны ответы на наиболее часто возникающие вопросы.
– В чем особенность интеллектуальной собственности на онлайн-продукты?
Это отличный вопрос! Онлайн-продукты сейчас приобретают особое значение в связи с активной цифровизацией образовательного процесса. В последнее время большинство вопросов по тематике интеллектуальной собственности от подразделений связано именно с особенностями использования онлайн-продуктов, в том числе массовых онлайн-курсов.
Первая и самая важная особенность – зачастую неоднородность онлайн-продуктов с точки зрения интеллектуальных прав. Многие онлайн-продукты включают в себя множество различных объектов интеллектуальной собственности, в большинстве случаев произведений.
Для примера рассмотрим онлайн-курсы. Это составные произведения, которые образованы путем объединения разнородных материалов: текстовых (литературных) произведений, видеороликов (аудиовизуальных произведений), произведений изобразительного искусства, иных объектов интеллектуальных прав или музейных объектов, архивных документов, для которых существует также и специальное регулирование.
Поскольку для правомерного использования онлайн-курса требуется обеспечить соблюдение прав авторов всех входящих в курс материалов, очень часто возникают вопросы, связанные с тем, как правильно оформить включение того или иного материала в онлайн-курс: интервью, данного приглашенным специалистом, иллюстрации из сети Интернет, музейного объекта, товарного знака партнера, исторических материалов (например, архивные записи, фотографии, в отношении которых теперь уже затруднительно найти автора или иного правообладателя).
В этой связи можно выделить и следующую особенность онлайн-продуктов – обилие заимствований и использований объектов интеллектуальной собственности, созданных третьими лицами. Самый распространенный сюжет в этой части – использование фотографий, открыто доступных в сети Интернет. Здесь важно понимать, что сам факт доступности изображения еще не означает, что можно использовать его в создаваемых онлайн-продуктах без согласия правообладателя, и перед использованием любой фотографии надо оценить и то, как она размещена, и то, где она размещена и, что немаловажно, что именно на ней изображено (поскольку тут могут оказаться и персональные данные, и музейные объекты, и товарные знаки), а также то, как ее планируется использовать. Мы рекомендуем подразделениям по возможности создавать собственный контент, либо брать контент из специальных банков, к которым подключен НИУ ВШЭ, либо удостовериться, что используемый из сети объект предоставлен правообладателем для использования по открытой лицензии. В случае возникновения любых сомнений просим дополнительно проконсультироваться с Правовым управлением. Для этого можно обратиться через ЕЛК.
Наконец, сложности вызывает и процесс защиты созданных в университете онлайн-продуктов. Некоторые подразделения обеспокоены тем, что каждый, кто получил доступ, может снять копию и распространять отрывки в нарушение прав университета. Здесь важно по возможности принимать меры, предотвращающие возможность загрузки и воспроизведения онлайн-продуктов вне платформ НИУ ВШЭ. Дополнительно мы разработали примерные шаблоны оповещений, размещаемых вместе с материалами, чтобы повысить сознательность слушателей и обучающихся, подать сигнал об ограниченных возможностях использования материалов. Если подразделение беспокоится о необходимости информирования студентов о пределах использования материалов, можно также обратиться в Правовое управление, чтобы мы оценили наиболее подходящие для нужд подразделения формулировки такого оповещения.
– Как можно оформить и защитить интеллектуальную собственность на онлайн-продукты? Есть ли в Вышке подразделения/люди, которые могут помочь в оформлении такой интеллектуальной собственности?
Поскольку онлайн-продукты в большинстве случаев – произведения, права на них возникают и охраняются с момента их создания без соблюдения каких-либо специальных формальностей. Тем не менее онлайн-продукты, права на которые принадлежат / должны принадлежать университету, необходимо как минимум принять к внутреннему (управленческому) учету, для чего нужно придерживаться следующего алгоритма.
Во-первых, убедиться в закреплении прав за университетом. Если объекты интеллектуальной собственности создаются для НИУ ВШЭ по договору, важно включить формулировку об отчуждении исключительного права в пользу НИУ ВШЭ. Если объекты интеллектуальной собственности создаются работниками в рамках трудовых обязанностей, права принадлежат университету, однако может потребоваться дополнительно оформить документы для учета, шаблоны которых размещены на странице Правового управления.
Во-вторых, когда онлайн-продукт уже создан, следует оповестить об этом Правовое управление, воспользовавшись сервисом ЕЛК «Регистрация РИД». Правовое управление совместно с авторами подберет адекватную форму правовой охраны, поможет в подготовке документов. Если цифровой продукт представляет собой программу для ЭВМ или базу данных, мы, в частности, можем направить документы и в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) для получения свидетельства. Важно подчеркнуть, что в качестве автора всегда будет указываться работник, создавший результат интеллектуальной деятельности, даже если правообладателем выступает университет. Мы особенно рекомендуем получить свидетельство на те программы для ЭВМ и базы данных, которые планируются для коммерциализации.
Контактным лицом по вопросам оформления прав на интеллектуальную собственность в Правовом управлении является заведующий патентным бюро Александр Андреевич Ильин. К нему можно обращаться с любыми вопросами в этой сфере.
– Какие существуют возможности по коммерциализации интеллектуальной собственности на онлайн-продукты?
Самая простая форма коммерциализации онлайн-продуктов – предоставление доступа к ним в рамках оказания университетом образовательных услуг. Такую возможность предоставляет, например, платформа онлайн-образования НИУ ВШЭ.
Схожую модель использует платформа «Открытое образование». Материалы доступны для прослушивания любым желающим, однако сертификат о прохождении курса уже необходимо приобретать.
Возможны и другие способы коммерциализации. Например, заключение лицензионных договоров, предоставляющих право использования цифровых продуктов определенными способами на определенной территории в течение срока договора. Лицензия может быть исключительной и неисключительной (простой). Неисключительная лицензия не содержит каких-либо ограничений в отношении возможности предоставления онлайн-продуктов другим контрагентам теми же способами на той же территории. Исключительная лицензия означает, что университет как правообладатель не может передавать право использования онлайн-продуктов другим теми же способами на той же территории в течение срока договора. Пока мы не сталкивались с такими договорами, однако не исключаем их возможности.
С помощью лицензионных договоров можно коммерциализировать, например, программы для ЭВМ. Отличный пример успешной университетской коммерциализации программ для ЭВМ – коммерциализация программного комплекса АСОНИКА, созданного работниками МИЭМ. Правовым управлением специально разработан шаблон лицензионного договора, который можно использовать в похожих случаях.
Наконец, возможна передача исключительного права в полном объеме третьему лицу путем заключения договора об отчуждении исключительного права. Это целесообразно, когда приобретатель обладает реальным экономическим потенциалом к реализации онлайн-продукта, например программного обеспечения, на рынке. При этом, однако, стоит помнить, что университет утратит исключительное право, а значит, и возможность использовать онлайн-продукт (если только в договоре не будет достигнуто соглашение об ином), и этот фактор следует учитывать, определяя цену такого отчуждения.
Сегодня можно отметить следующие успехи развития онлайн-продуктов:
1. Программный комплекс АСОНИКА, разработанный сотрудниками МИЭМ – самый успешный пример коммерциализации программного обеспечения;
2. Рост онлайн-курсов. За последние три года в отделе правового сопровождения научной деятельности и вопросов интеллектуальной собственности Правового управления было зарегистрировано более 150 онлайн-курсов и более 40 программ для ЭВМ.