Вот уже больше месяца Вышка работает исключительно в дистанционном формате. Вся образовательная активность – лекции, семинары, экзамены – перешла в онлайн. Теперь преподаватели проводят за экраном компьютеров часы напролет, объясняя материал и общаясь со студентами. Кому-то такая практика была хорошо знакома и до карантина, а кто-то знакомится с новым форматом впервые. Однако абсолютно всем пришлось перестраиваться под новый образ жизни, вносить существенные изменения в рабочий процесс. Как выдержать восьмичасовые марафоны в Zoom, не сорвав голос и не потеряв внимание студентов? Мы поговорили об этом с Валерией Устиновой, экспертом Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ и педагогом театра Et Cetera, и отметили несколько моментов, на которые стоит обратить особое внимание в период дистанционного преподавания.
Предыстория
В марте и апреле этого года ко мне стали обращаться коллеги разных подразделений Вышки с вопросом: что делать с голосом? Даже у опытных преподавателей в дистанционном формате стал массово садиться голос. Первоначально возникла идея записать видеорекомендации по этой проблеме с показом некоторых классических упражнений театральной школы, но от этой мысли пришлось отказаться как от непродуктивной. В условиях большой загруженности, внутренней тревожности, сниженной из-за карантина концентрации было сложно представить, что взрослые люди, посмотрев лекцию, начнут делать наши экзотические актерские упражнения. И мы решили действовать иначе. Я обратилась за помощью к коллегам-актерам и педагогам, с которыми мы давно сотрудничаем в рамках программ социального проекта «Вдумчивые чтения», с предложением создать формат «Скорая голосовая помощь: 1+1+1». Формат предполагал, что каждый актер поработает с участником кадрового резерва (у нас был продуктивный в прошлом опыт семинара «Театральная кухня педагогического мастерства»). А формула расшифровывалась так: один актер работает один час с одним преподавателем по «Скайпу» или Zoom. Технология была общей для всех: полчаса отобранных упражнений и полчаса – ответы на вопросы о том, как актеры работают с голосом и речью и как преодолевают трудности в этом направлении. Рада, что диалог сложился в каждой паре «актер – преподаватель». И хочу поблагодарить за помощь актрис московских театров Анну Терехову, Наталью Житкову, Анастасию Кормилицину, педагога Елену Стефанко, студентку киношколы Екатерину Копосову за поддержку преподавателей ВШЭ. Обратная связь показала, что рекомендации должны состоять не столько из того, что надо делать, сколько из того, что делать не надо. Есть замысел продолжить наш проект осенью.
А сейчас некоторые рекомендации по сохранению голоса.
Прежде всего мне хотелось бы предложить неожиданное сравнение места и режима дистанционной работы преподавателя с подготовкой космонавтов. Несколько лет назад я принимала участие в программах по управлению стрессом, которые проводил доктор психологических наук Олег Игоревич Жданов, руководитель психологической лаборатории Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, один из авторов и создателей российской космической психологии, и с удивлением обнаружила, что осознанный подход к дыханию, положению тела в пространстве, координация самых простых бытовых движений дает мощную психологическую защиту от экстремальных сред обитания. Поэтому первая моя рекомендация касается не работы голоса, а правильной осанки. Сразу оговорюсь, что, следуя принципу медицинской этики Noli nocere («Не навреди»), я буду говорить только о самых общих рекомендациях, которые не требуют индивидуального подхода и могут быть донесены в рамках этой короткой публикации.
Следите за осанкой и обустройте рабочее место
Важно обустроить рабочее место так, чтобы вам было абсолютно комфортно. Ведь любое неудобство – скажем, неверная посадка, жесткое сиденье, неотрегулированная высота стула или кресла – выливается в длительное статичное напряжение, которое отнимает много энергии на удержание этого неудобного положения и в конечном счете влияет на общий результат. Для того чтобы осознать, какой эффект напряжение оказывает на нашу речь, своих слушателей на очных занятиях я прошу взять в руки что-то существенное, например том энциклопедии, и рассказывать презентацию с этим предметом в руках. А потом прошу их представить, что в руках у них не энциклопедия, а то самое напряжение (неудобное положение ног или рук, перекошенные плечи, неудобный разворот тела), которое вы должны выдерживать и за которое вы расплачиваетесь собственной энергией.
Еще у многих преподавателей есть привычка тянуть шею к экрану во время занятий, от чего возникает дополнительная нагрузка на шейные мышцы. Они должны удерживать голову на весу длительное время, а она, между прочим, весит 4-5 килограммов. Здесь я советую в течение дня держать поблизости какую-то книгу или учебник и в перерывах между занятиями реконструировать баланс «голова – шея – плечевой пояс», держа книгу на голове (подбородок при этом параллелен горизонту). Таким образом вы выстраиваете эту важную тройную партитуру оптимальным образом и разгружаете шейные мышцы.
Не забывайте делать перерывы и специальные упражнения
Второй момент связан с необходимостью своевременных перерывов в работе. При этом стоит обратить особое внимание на то, что вы в этих перерывах пьете и едите. От обжигающе горячего чая лучше отказаться, так как он имеет свойство пересушивать связочный аппарат. Отдать предпочтение стоит теплому чаю или простой воде. Также врачи-фониатры, которые консультируют актеров, советуют не употреблять цитрусовые напитки в большом количестве (они провоцируют желание откашляться) и не злоупотреблять чаем с лимоном.
Отдельного внимания заслуживают специальные упражнения для постановки речи, которые я настоятельно рекомендую начать выполнять. Во время занятий преподавателям приходится по много часов находиться в статичной позе. При таком виде нагрузки особенно важно понимать, как ваши мышцы обслуживают вас. Для этого нужна определенная разминка, нужно раззвучиваться, разогревать речевой аппарат – прямо как делают певцы и актеры за кулисами. Вам ведь не придет в голову бежать марафон без подготовки. А длительная голосовая нагрузка в статике – это подобие марафона. Только речеголосового.
Одно из самых распространенных упражнений, которое вы можете найти на просторах интеренета, – это так называемое упражнение с пробкой. Ему уже несколько тысяч лет, и раньше его выполняли, начиная уже с начальных классов. Вот что по этому поводу говорит Елена Игнатова, педагог-логопед Московской театральной школы Олега Табакова: «Да, традиционно, одно из самых популярных упражнений для тренировки дикции, – упражнение с пробкой. Его используют практически во всех театральных школах. Но, к сожалению, в настоящее время множество людей имеет ортодонтические проблемы, проблемы в строении и функционировании височно-нижнечелюстного сустава. Для них пробка может стать источником больших проблем со здоровьем. Сейчас активно развивается направление, соединяющее логопедию и ортодонтию-миофункциональная терапия, которая позволяет добиться результатов в технике речи, но при этом не осложняет работу челюстного сустава. Вместо пробки часто используют вестибулярные пластинки, техники тейпирования. Несомненно, мы не вычеркнули пробки совсем из наших тренировок, но размер, форма и способ подбирается строго индивидуально. Представляется важным озвучить это предупреждение. Вместо него можно использовать более безопасное упражнение-проговаривание текста с фиксацией кончика языка, (как бы приклеенного изнутри) к основанию верхнего зубного переднего ряда (придется с усилием произносить слова и фразы; критерий упражнения – членораздельная речь во время столь необычной перекоординации мышц).
Обращайте внимание на высоту голоса и скорость речи
Работа с голосом подразумевает одновременное включение трех систем. Генераторная система ответственна за производство звука, резонаторы отвечают за усиление и преобразование звука, а энергетическая система управляет дыханием и основной мышцей вдоха – диафрагмой.
Многим из нас в стрессовых ситуациях свойственно начинать говорить быстрее и выше. Это своего рода защитный механизм: нам кажется, что, если мы будем говорить быстрее, нас лучше поймут. Это, конечно, не так. Наоборот, быстрый темп речи, завышенный голос и отсутствие нижнего грудного резонатора создают у слушателей чувство постоянного напряжения. В сфере политического имиджа, например, существует убеждение, что низкий голос, который «опирается на диафрагму», на биологическом уровне дает слушателям ощущение устойчивости, глубины, надежности. А это так важно при удаленной работе.
Для того чтобы проанализировать свой голос, я бы предложила сначала проверить самих себя, записав свою речь на диктофон в конце лекции или серий лекций. Скорее всего, вы заметите, что к концу занятия или рабочего дня начали говорить быстрее, или выше, или громче, либо обнаружите, что речь пересыпана словами-паразитами. Также можно получить обратную связь от членов семьи или коллег, которые смогут со стороны описать вашу речь и то, как она на них воздействует.
Дышите правильно
Голос – это озвученное дыхание. В продолжительных стрессовых ситуациях дыхание спазмируется, реагируя на внешние воздействия. В такие моменты мы начинаем дышать поверхностно, лишь «частью себя». Нарушение дыхания влияет на сердечную мышцу, затрудняет отток венозной крови из полости черепа, вызывает дисбаланс кислорода и углекислого газа в крови. Особенности психического состояния кодируются в акустическом сигнале. В состоянии хронического утомления частота основного тона голоса (ЧОТ) уменьшается на 65%, а при депрессии – в два раза. Именно поэтому голос и дыхание –значимые параметры оценки самочувствия космонавтов. Сейчас мы изолированы и работаем в условиях этакого «космического полета» в квартире или на даче. Поэтому это абсолютно нормально, что в подобных стрессовых условиях мышцы, отвечающие за дыхание, могут не справляться.
Энергия голоса – это не разовый всплеск эмоций, а умение долго и качественно говорить, за что ответственна наша диафрагма. Здесь я бы порекомендовала вспомнить о специальных дыхательных упражнениях. Дистанционно я не рискнула бы советовать всем один комплекс. Здесь разброс очень большой – от йоги до дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (она не всем, к сожалению, показана, имейте это ввиду).
Просите слушателей включать камеру
Во время онлайн-занятий, будь то лекции или семинары, студенты часто выключают свои камеры, что усложняет работу преподавателям. В обычной жизни мы привыкли видеть слушателей перед собой, следить за их реакциями, в том числе и невербальными. Разговаривая с черными окошками на экране, мы полностью теряем эту возможность. Вместо настоящих людей перед преподавателями всплывает образ, который, скорее всего, будет деструктивным: может казаться, что люди не включены в работу и занимаются своими делами. Отсутствие обратной связи и неизвестность в итоге порождают тревожность. Поэтому я бы хотела обратиться к небезразличным студентам и попросить их все-таки включать камеры во время занятий. Конечно, никакие видео не заменят реального общения, но все же значительно облегчат преподавателям задачу в и без того сложных условиях. И, что немаловажно, предотвратят их выгорание.
Заменяйте привычную невербальную коммуникацию доступными средствами
Онлайн-формат подразумевает необходимость вести занятия, подолгу находясь в статичном положении. Однако большинство преподавателей привыкли использовать множество невербальных инструментов, например жестикулировать, передвигаться по аудитории, и попросту не могут проводить лекции и семинары сидя. Компенсировать недостаток невербальной коммуникации – не самая легкая, но все-таки не невозможная задача. Стоит работать с теми инструментами, которые нам доступны. Слайды, видео, опросы в чате – это уже освоенные инструменты. Для контроля времени я часто прибегаю к использованию песочных часов. Конечно, это можно делать и с помощью компьютера, но наличие физического предмета в руках может придать дополнительное чувство уверенности. Там, где это будет уместно, можно цитировать книги и другие первоисточники. Еще лучше, если это будет физический носитель. Даже если слушатели не видят эту книгу, вам такая деятельность напоминает работу в кабинете или в библиотеке и переключает внимание, а также помогает контролировать темп и ритм речи, дыхание. Важно помнить, что подавление эмоций – одно из главных препятствий к свободе голоса, и, если вы организуете часы у компьютера таким образом, что вас будут окружать предметы, которые будут радовать вас, это тоже будет своеобразной серотониновой помощью. Ведь недаром космонавты берут на орбиту сувениры и памятные вещи, а актеры могут взять в качестве реквизита предмет из дома.
И, в заключении, хочу привести цитату из семинаров Олега Игоревича Жданова: «Ваш голос – это рельсы, по которым Ваши мысли добираются до сознания и подсознания окружающих». То, что работает в практике космонавтов, поможет и нам в освоении наших новых жизненных сценариев.
Берегите себя и свой голос!