• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Химия в Вышке

Интервью с деканом факультета химии ВШЭ Виталием Котовым

«Окна роста» продолжают серию материалов о новых факультетах Вышки. В сегодняшнем номере о факультете химии, сотрудничестве с институтами РАН, проектной деятельности студентов и профессиональной траектории будущих выпускников рассказывает профессор Виталий Котов, декан факультета химии НИУ ВШЭ.

 

Виталий Юрьевич, расскажите о вашем профессиональном пути и научных интересах.

Я окончил школу в Ленинграде, поступил в Ленинградский государственный университет. Окончил химический факультет и аспирантуру, затем переехал в Москву. Далее я два года служил в армии офицером. А перед этим в 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.

Виталий Котов (в центре)
Виталий Котов (в центре)

После всех этих событий пытался найти себя в бизнесе, но, увы, безуспешно. Поэтому принял решение вернуться работать туда, где мне все было понятно и где все получалось. Так я оказался в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, где проработал пять лет и начал свою преподавательскую деятельность. После этого перешел в Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, стал доцентом. Параллельно начал работать в Институте общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова Российской академии наук. Времена были сложные, что диктовало необходимость работать сразу в нескольких местах. Поэтому, помимо своей основной работы, я на полной ставке преподавал химию в школе. Научная работа продвигалась успешно, и в 2001 году я защитил докторскую диссертацию.

Через несколько месяцев после защиты я стал деканом химико-биологического факультета Московского городского педагогического университета (МГПУ). В этой должности я проработал семь лет, не забывая вести научную работу. После объединения факультетов в институты стал директором Института естественных наук МГПУ и был им на протяжении пяти лет. После ухода из МГПУ я вернулся в Институт общей и неорганической химии Российской академии наук и с 2015 по 2018 год работал там в должности ведущего научного сотрудника. И вот теперь снова стал преподавать, снова стал деканом факультета, теперь уже в Высшей школе экономики.

Научно-исследовательскую работу я, разумеется, не бросаю. Занимаюсь исследованием и синтезом новых гибридных галовисмутатов – потенциальных светопоглощающих веществ для солнечной энергетики. Мы уже смогли получить множество интересных результатов, однако потребуется время, прежде чем мы научимся использовать эти соединения в солнечных батареях. Результаты наших трудов с коллегами из РАН ежегодно публикуются в российских и международных научных журналах, в том числе ведущих журналах.

 

Факультет химии Высшей школы экономики был образован в сотрудничестве сразу с несколькими химическими институтами Российской академии наук. Почему выбор пал именно на эти институты? Как формировалось сотрудничество между институтами и Вышкой?

Выбор институтов обусловлен исторически и связан с тем, что большинство моих коллег преподавали и работали в Высшем химическом колледже и в институтах РАН: Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского, Институте элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова, Институте общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова и Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева. Нам было достаточно четырех этих институтов для открытия бакалаврской программы «Химия», поэтому они впоследствии и образовали пул базовых институтов факультета. Мы заключили с руководством этих институтов договоры о сотрудничестве и о сетевой форме организации образовательной программы. Таким образом, мы сможем готовить специалистов по различным направлениям химии и материаловедения, а наши студенты смогут выбирать индивидуальную научную траекторию, поскольку институты и входящие в их состав лаборатории различны по своему профилю.    

Мы ждем поддержки от руководства академических институтов в реализации образовательной программы и планируем, что наши студенты начнут работать в качестве сотрудников Академии наук уже в процессе обучения. Основная отличительная черта образовательного процесса на факультете химии – активное вовлечение студентов в научную работу начиная с 1-го курса. Ранее этот же подход был нами реализован в Высшем химическом колледже РАН. В текущем учебном году наши студенты уже начали выполнять свои курсовые работы в институтах Академии наук. Мы планировали, что приступить к научной работе в институтах РАН они смогут уже в конце 3-го – начале 4-го модуля. Но, к сожалению, ситуация с коронавирусом нам в этом помешала. Мы понимаем, что студенты обязательно должны выполнять химический эксперимент руками, нельзя превратить курсовую работу по химии в написание литературного обзора. К тому же это отличная возможность для студентов познакомиться с работой различных научных коллективов и выбрать для себя тот, в котором они продолжат работать на протяжении четырех лет бакалавриата.

 

Как организована совместная работа факультета и институтов РАН?

Академия наук здесь оказывает огромную поддержку как в кадровых ресурсах, так и в экспериментальной базе. У нас практически все преподаватели работают в системе Академии наук. Это ученые, которые активно публикуются и имеют богатый опыт преподавательской работы, а также молодые кандидаты наук, которые только начинают набираться опыта преподавания в вузах. Это наш преподавательский кадровый резерв, будущее нашего факультета. Сейчас молодые специалисты уже активно вовлечены в проведение факультетских дней для учеников Лицея НИУ ВШЭ, а также в организацию практических занятий для студентов.  

Что касается экспериментальной базы факультета, со 2-го модуля первого курса у нас проходят занятия в лабораторном практикуме в Институте общей и неорганической химии. Институт подготовил нам помещения и подключил наше оборудование к общей инфраструктуре. А за счет средств Высшей школы экономики были закуплены приборы, оборудование, химическая посуда и реактивы. Опыт уже показывает, что мы создали по-настоящему хорошую учебную лабораторию, которая будет крайне полезна для получения студентами необходимых навыков работы. А дальше эти навыки будут развиваться во время работы в научно-исследовательских лабораториях институтов РАН, во время выполнения курсовых и научно-исследовательских работ.

 

Какие преимущества открывает такое взаимодействие факультета химии Вышки и институтов Российской академии наук?

Дело в том, что создать химическую лабораторию с нуля на пустом месте практически нереально, особенно если речь идет о хорошей химической лаборатории, результаты работы которой востребованы и публикуемы. Для этого обязательно необходима инфраструктура: вытяжные шкафы для удаления вредных веществ из рабочей зоны, канализация, вода, электричество, приборы и другое специальное оборудование. Все это уже имеется в институтах Академии наук. Иногда студенты получают такие вещества, которые невозможно исследовать в тех лабораториях, где мы проводим химический практикум. Для этого нужны дорогостоящие специальные приборы, доступ к которым имеется только в институтах Академии наук.

 

В 2019 году на факультете открылась бакалаврская программа «Химия». Как проходил первый набор абитуриентов?

Первый набор абитуриентов у нас протекал, наверное, так же, как и на других недавно открывшихся факультетах. Мы провели рекламную кампанию программы среди учеников старших классов. Для нас стало совершенно неожиданным, что средний балл абитуриентов значительно превзошел прогнозы: проходной балл на программу в итоге составил 282 балла против 270, которые мы ожидали. Среди поступивших было и несколько победителей олимпиад, включая Международную олимпиаду по химии, проходившую в Париже. То есть ребята пришли очень сильные, обладающие высоким потенциалом. И я уверен, что наши преподаватели в состоянии дать им все необходимые знания и навыки.

Как организован процесс обучения нынешних студентов?

Пожалуй, одной из главных наших особенностей выступает то, что все четыре наших базовых института находятся на расстоянии 10-15 минут ходьбы от Вавилова, 7, где располагается факультет химии. Выбор был сделан не просто так: мы изначально предполагали, что если студенту необходимо будет выбирать, куда идти после окончания занятий – домой или в лабораторию, то до лаборатории ему будет гораздо ближе, и с высокой долей вероятности он пойдет именно туда. Я думаю, что студенты уже успели оценить столь выгодное расположение нашего факультета.

У нас принят свой специфический формат защиты курсовых работ: она обязательно проходит в форме конференции. То есть сначала каждый участник докладывает результаты своей работы, а затем другие студенты задают ему вопросы, завязывается дискуссия. Таким образом мы готовим студентов к участию в полноценных научных конференциях в будущем. Мы также планируем провести в Вороново научную школу, во время которой поделимся со студентами информацией о том, как осуществляется научно-исследовательская работа – от задумки и получения экспериментальных результатов до их публикации. Чтобы сформировать на программе некую преемственность между студентами младших и старших курсов, осенью будущего учебного года мы хотели бы провести постерную конференцию, во время которой студенты 2-го курса рассказали бы первокурсникам о результатах своей научной работы.

 

Насколько активно студенты включены в проектную и исследовательскую деятельность?

В исследовательскую деятельность в форме курсовых работ у нас обязательно включен каждый студент. Мы надеялись, что уже в июне ребята представят свои результаты, а первые публикации этих материалов появятся в научных журналах в конце 2021 года. Теперь это возможно только для расчетных работ. Если практические работы могут быть выполнены только в специальных химических лабораториях, расчетно-химические работы студенты могут проводить и дома, такой работе вирусы не страшны. Однако химия – это в основном экспериментальная работа, требующая живого присутствия в лаборатории.

Параллельно с этим у нас предусмотрена проектно-исследовательская деятельность. Согласно учебному плану, на первом курсе ребята должны подготовить курсовую работу по неорганической химии, а на втором – по органической химии. Поэтому те, кто ориентирован на работу в области неорганической химии или материаловедения, могут совмещать свою научную работу с выполнением курсовой работы на первом курсе. Но на втором курсе им все равно нужно будет отдельно выполнить курсовую работу по органической химии. И наоборот, ребята, которые ориентированы на органическую химию, на первом курсе все равно должны будут сделать работу по неорганической химии. Но при этом они уже сейчас могут договориться с руководителями научных лабораторий в институтах, чтобы сразу начать там работу. Тогда курсовая работа на втором курсе станет частью их научно-исследовательской работы. При этом мы стараемся сделать так, чтобы наши студенты имели равное представительство в четырех базовых институтах.

Мы также очень надеемся на создание на факультете научно-учебных групп (НУГ). Более того, у нас уже есть ряд преподавателей и студентов, работающих вместе. Уверен, они смогут представить отличные материалы, достойные не просто участия в следующем конкурсе, но и победы в нем.

 

Где смогут применить полученные знания выпускники? Какова возможная траектория их дальнейшей профессиональной деятельности?

Признаться, мне довольно сложно судить о дальнейшей профессиональной траектории наших студентов, ведь у нас еще нет ни одного выпускника. С одной стороны, при желании они могут окончить магистратуру, аспирантуру и остаться в системе Академии наук. Мы считаем, что, какую бы деятельность ни выбрал наш выпускник, ученая степень необходима. Хорошую работу химик может найти, только будучи остепененным. С другой стороны, выпускники Высшей школы экономики зачастую бывают востребованы уже после окончания бакалавриата. Поэтому вариант, что наши ребята попадут в какие-то коммерческие структуры или уедут продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре за рубеж, мы также считаем возможным. Со своей стороны мы, естественно, намерены поддерживать студентов в их стремлениях, какой бы путь они для себя в итоге ни выбрали.

 

Предусмотрены ли на факультете программы международного обмена и какие имеются планы в этом направлении?

Для того чтобы поддерживать студентов в реализации их научных амбиций, нам, безусловно, важно развивать контакты с зарубежными университетами-партнерами. Сейчас мы находимся на стадии завязывания этих самых контактов и заключения договоров, для того чтобы в итоге сформировать пул организаций, связанных с Высшей школой экономики и нашим факультетом.

При этом вводить программы международных академических обменов мы планируем уже на уровне магистратуры, так как не хотим, чтобы студенты бакалавриата уезжали из университета во время обучения на длительный срок. Но если наши ребята проявят желание участвовать в международных конференциях, мы, безусловно, поддержим их в этом. Важно, чтобы студенты имели возможность почувствовать себя исследователями, представляющими научный коллектив и свою альма-матер.

Высшая школа экономики выгодно отличается по уровню языковой подготовки от других вузов, где я работал. Поэтому мы очень надеемся, что наши выпускники будут в состоянии и писать научные работы на английском языке, и без стеснения принимать участие в международных научных конференциях. К слову, совсем недавно на образовательном совете факультета рассматривался вопрос о введении для студентов факультатива по изучению научной и технической английской лексики. Этот аспект языковой подготовки пока отсутствует в нашей программе, но мы убеждены, что всем студентам обязательно нужно с ним ознакомиться.

 

А есть ли у факультета планы по взаимодействию с другими подразделениями Вышки?

На сегодняшний день активной работы по этому направлению не ведется. Перед нами стоит глобальная задача построить факультет с нуля, поэтому наш текущий приоритет – формирование учебного процесса. Вместе с этим также стоит вопрос об открытии научных лабораторий, и я думаю, что это и станет первым шагом к совместной работе с другими подразделениями Вышки. То есть возможности для сотрудничества мы видим именно в создании совместных научных лабораторий, в совместной научной деятельности.

 

Планируется ли на факультете открытие новых образовательных программ и что это будут за программы?

Нам, безусловно, нужна аспирантская программа, и мы уже подготовили все необходимые документы для ее лицензирования. Надеемся, что процесс лицензирования пройдет успешно и мы сможем открыть аспирантуру в 2021 году. Понятно, что к этому времени нынешние студенты бакалаврской программы еще не успеют завершить обучение, а потому принять туда наших выпускников мы не сможем. Мы рассчитываем, что к нам придут ребята, которые занимаются научной работой в других вузах. Именно они должны будут составить первоначальный костяк аспирантуры.

В отличие от аспирантских программ, магистратуру мы планируем открывать к моменту выпуска наших бакалавров, в 2023 году. При этом нам еще только предстоит понять, что в головах наших студентов и как они захотят развиваться дальше. При выборе направлений многое будет зависеть от того, как будут формироваться группы студентов, заинтересованных в магистратуре. К примеру, если мы будем видеть, что по определенному направлению у нас образовалась хорошая лаборатория, то можно уже вокруг нее пытаться создавать магистратуру.

И все же открытие новых программ – это на сегодняшний момент пусть и важные для нас, но все-таки планы на будущее. Однозначным приоритетом является нынешняя бакалаврская программа. Хотелось бы сделать так, чтобы учебный процесс продолжался должным образом несмотря на все трудности и обстоятельства. Нам без перебоев удалось перейти на систему дистанционного обучения, но в таких условиях невозможно решить все вопросы, особенно организационные. К тому же возникли сложности с переносом научной работы в институтах Академии наук, которая является важнейшей составляющей обучения будущих химиков. Были сложности и с формированием учебного процесса, который оказался не до конца приспособленным к требованиям Высшей школы экономики. В частности, и мы, и студенты поняли, что некоторые дисциплины лучше читать параллельно, а не концентрируя их в одном модуле. И хотя это противоречит ограничению, согласно которому в течение одного модуля должно изучаться не более пяти дисциплин, мы надеемся, что руководство университета пойдет нам навстречу. Нужно улучшать качество преподавания и степень усвоения материала студентами.

Несмотря ни на что нужно продолжать работать. Абсолютно все заинтересованы в высоком конечном результате: наши студенты должны получить фундаментальные знания, навык работы в лабораториях, учиться писать научные статьи. Я надеюсь, что до окончания обучения каждый студент увидит свою публикацию в научном журнале. Судя по опыту, многие из студентов, начавших исследовательскую работу в институтах Российской академии наук на первом курсе, имели публикации уже на втором курсе. У меня в Институте общей и неорганической химии работает студент четвертого курса, имеющий восемь публикаций, а студенты некоторых моих коллег имели более десятка публикаций на момент защиты диплома. Многие из выпускников, подготовленных моими коллегами, уже доктора наук. Среди них есть и заместители директоров институтов, и профессора РАН. К нам действительно приходят очень сильные ребята, и наша главная задача – предоставить им все возможности для самореализации.

 

28 апреля, 2020 г.