• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас ничего не заканчивается, а всегда только начинается»: университетское партнерство

Интервью с Анной Гармоновой и Михаилом Лисюткиным

hse.ru / Арсений Кустов

Вот уже почти полгода Вышка предоставляет работникам и аспирантам российских вузов и научных организаций возможность пройти стажировку в своих стенах. За это время почти 80 человек успели завершить стажировку, в программу были вовлечены 38 вузов из 33 городов России. «Окна роста» поговорили с директором Центра университетского партнерства и ведущим экспертом Института образования Анной Гармоновой о том, как устроена программа и в чем заключается ее ценность для партнерских университетов и Вышки. Свой комментарий дал также Михаил Лисюткин, руководитель направления «Стратегическое развитие университетов» Института образования, помощник ректора НИУ ВШЭ.

О программе

В марте 2019 года ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов анонсировал создание программы «Университетское партнерство». Активная работа над ней началась в августе, и уже с 1 сентября программа начала работать в полную силу.

Сегодня программа «Университетское партнерство» включает в себя пять направлений:

  • привлечение российских постдоков в НИУ ВШЭ;
  • стажировки работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ;
  • онлайн-курсы в учебных планах университетов;
  • поддержка журнальных публикаций авторов из российских образовательных и научных организаций;
  • создание «зеркальных» лабораторий НИУ ВШЭ.

Центр университетского партнерства был создан для координации программы и оказания поддержки коллегам.

Участник стажировки в Вышке
Участник стажировки в Вышке
internship.hse.ru

Значение программы стажировок для Вышки и партнерских университетов

Для чего же вообще существует данная программа? Для чего она нужна Вышке? Какие возможности она дает партнерским университетам? У ректора на этот счет была достаточно простая и очень правильная идея. Заключается она в том, что существующие по разным причинам разрывы в скоростях развития образования в различных вузах порой катастрофичны. И речь необязательно идет о вузах, которые находятся географически далеко: это могут быть вузы «под боком», в Москве или в Санкт-Петербурге. Тем не менее та скорость, с которой они меняются, не соответствует вызовам времени.

Было принято решение о том, что нам нужно показать, что Вышке удалось наработать за 27 лет, причем совершенно открыто, во всех подразделениях и по всем направлениям. Предложить коллегам этот опыт и обменяться лучшими практиками. В этом плане данная программа – это скорее миссионерская история. И, например, мне лично очень приятно, когда коллеги из партнерских вузов не просто восторженно отзываются, а искренне интересуются, как все происходит, предлагают какие-то совместные проекты.

Конечно, мы ни в коем случае не замахиваемся на изменение каких-то структур в партнерских университетах, однако формируется ощущение, что коллеги, которых мы приглашаем окунуться в нашу среду и посмотреть, как здесь все устроено, приобретают новый полезный опыт. Свою работу как центр мы начали в корпусе на Покровском бульваре, что тоже играет роль, потому что, когда к нам приезжают коллеги, мы всегда устраиваем экскурсию, водим, показываем. Само здание уже притягивает, вызывает интерес и желание тут работать, да и просто проводить время, что и делают многие стажеры.

Программа стажировок существенна еще и потому, что является некой входной точкой для будущих партнерств с университетами. Приведу простой пример: с января 2019 года начала действовать программа поддержки научных публикаций авторов в журналах Вышки. Коллеги, которые подают свои статьи, часто проявляют желание приехать и поговорить с людьми, которые им будут помогать в доведении этих статей до публикации в достойных изданиях. То есть мы предлагаем удобную форму взаимодействия: они приезжают, работают здесь над текстами, ходят на нужные им занятия, встречаются с редакторами, с рецензентами, с экспертами. И это правильно. В целом стажировки – это замечательный способ завязать сотрудничество перед тем, как выходить на другие серьезные совместные проекты.

perm.hse.ru

Как мы работаем с университетами? Собираем стратегическую сессию с руководством и ключевыми подразделениями вуза, обсуждаем их цели и задачи. А они, в свою очередь, уже смотрят, как наша программа может вписаться в их стратегические планы. Без корпоративных усилий нельзя создать совместные проекты, так как изменения, происходящие в вузе, координируются в большей степени его руководством и коллективом.

Тем не менее, несмотря на институциональный и корпоративный характер сотрудничества, мы все равно просим каждого человека, который хочет поехать на стажировку в то или иное подразделение, проявлять инициативу. Если люди хотят что-то узнать, они должны приложить к этому усилия. Поэтому здесь мы говорим о существовании определенного порога на вход, будь то формирование портфолио или написание мотивационного письма. Над всем этим надо очень хорошо подумать. Если мы показываем людям, чего достигли и какие у нас есть сервисы, они должны начать их пробовать.

Центр – абсолютно горизонтальная структура, цель работы которой состоит в том, чтобы предоставлять людям информацию и возможности, оказывать поддержку и координировать процессы. А потому мы никогда никому ничего не навязываем: ни партнерским подразделениям в Вышке, ни партнерским вузам.

К счастью, у нас не было ни одного случая, чтобы подразделение Вышки отказало или как-то пренебрежительно отнеслось к своему стажеру или представителю партнерского университета. Более того, радует, что несмотря на то, что программе всего лишь четыре месяца, некоторые подразделения сами нам звонят и интересуются правилами и возможностью участия. В том числе административные подразделения, которые не занимаются образовательным процессом и научной работой. У нас было опасение, что они не пойдут на это. Ведь это очень сложный процесс: человек приезжает и что-то у тебя спрашивает, нужно уделять ему внимание. Нужно как-то методически построить этот разговор, обсудить с ним программу, эффект, процесс, результаты. За это мы вдвойне благодарны активным подразделениям.

hse.ru / Арсений Кустов

Первые результаты программы

Если говорить о результатах, у нас были заключены соглашения с пятью партнерскими университетами, на подходе шестой. К концу года в программу были вовлечены 38 вузов из 33 городов России. Всего за прошедший период к нам поступило более 120 заявок и запросов на участие, почти 80 человек уже завершили стажировку. В среднем коллеги проводят на стажировках около двух месяцев. Более половины стажеров программы являются кандидатами наук, около 40% пока не имеют степени, чуть менее 10% составляют доктора наук. Подавляющее большинство участников программы (более ¾) отдают предпочтение научно-исследовательскому треку стажировки, за ним следуют административно-управленческий и преподавательский треки. Московское подразделение Вышки остается наиболее популярным среди участников программы, вслед за которым идут Нижний Новгород и Санкт-Петербург. В тройку самых популярных подразделений Вышки вошли факультет гуманитарных наук, факультет компьютерных наук, а также Дирекция основных образовательных программ.

На данный момент наш лист ожидания потенциальных участников на 2020 год уже сформирован и приближается к 150 участникам. Конечно, это еще не значит, что они все приедут. Мы понимаем, что и у людей, и у вузов бывают разные ситуации и обстоятельства. Но сам факт того, что коллеги начинают больше узнавать об этой программе, уже радует.

hse.ru / Арсений Кустов

Особенности организации и проведения стажировок

Инициатива принять участие в программе может исходить от всех задействованных сторон: желающих пройти стажировку коллег, подразделений Вышки, партнерских университетов. Поскольку программа у нас молодая и новая, мы пока просто прогнозируем конкурс так называемого открытого рынка заявок. Институциональная история начинается, когда университеты обращаются к нам или мы сами обращаемся к руководству университетов. А сейчас вообще происходит нечто фантастическое: некоторые участники стажировки из первой волны становятся амбассадорами нашей программы в своих университетах. И уже через них мы выходим на руководство университета и обсуждаем потенциальное сотрудничество на корпоративном уровне.

То есть пока все складывается очень по-разному. Однако мы предвидим конкурс, в том числе и для корпоративных треков. И мы сразу им честно об этом говорим, потому что все процедуры нашей программы конкурсные. И это абсолютно нормально, люди к этому готовы.

Если мы понимаем, что в какой-то период достигнем пика по количеству стажеров (например, у нас будет 25 человек одномоментно), то мы проводим интенсивы со спикерами из различных подразделений. Например, приглашаем коллег из Центра академического письма, Дирекции по онлайн-обучению и других подразделений. То есть мы стараемся рассказать о дополнительных возможностях Вышки, которые они не включали в первоначальный план своих стажировок. Более того, у нас имеются договоренности с вузами о том, что сертификат, выдаваемый участникам по завершении стажировки, официально признается документом о повышении квалификации.

Стажеры подают заявки на программу круглосуточно, круглогодично, каждый день и все время, приезжают и уезжают каждый день. Мы в этом плане напоминаем зал ожидания в аэропортах: встречаем новых участников, провожаем и снова встречаем. Жизнь наша потрясающе интересна: у нас ничего не заканчивается, а всегда только начинается.

Михаил Лисюткин
Михаил Лисюткин

Михаил Лисюткин, руководитель направления «Стратегическое развитие университетов» Института образования, помощник ректора НИУ ВШЭ

Мы изучаем региональные системы высшего образования и проблематику развития университетов, расположенных в регионах, достаточно давно. Исследования и объективные данные показывают, что сегодня в нашей стране есть существенный разрыв между, так называемыми, ведущими вузами и другими университетами. В первую очередь – с точки зрения качества реализуемых образовательных программ и результативности научно-исследовательской деятельности. Часто преподаватели региональных вузов перегружены, у них просто не остается времени на науку. При этом, нам кажется принципиально важным, чтобы, как минимум, в каждом регионе у выпускников школ была возможность получить качественное высшее образование, соответствующее современному уровню развития науки и технологий.

С точки зрения решения этих задач программа «Университетское партнерство», которую запустила Высшая школа экономики, очень важна и своевременна. В основном, программа фокусируется на поддержке развития кадрового потенциала университетов-партнеров, внедрении в их работу лучших образовательных практик, курсов и связок курсов ВШЭ, как в онлайн, так и смешанном формате, формировании совместных исследовательских команд и лабораторий. Важно, что сотрудничество с российскими вузами и повышение вклада университета в развитие национальной системы высшего образования стало одним из ключевых направлений новой Программы развития Высшей школы экономики до 2030 года.

Подобного рода инициативы и проекты исключительно значимы для развития массового сегмента высшего образования. Думаю, включение в эту работу широкого круга ведущих университетов нашей страны будет способствовать более эффективному решению задачи по повышению качества образования и развитию проектно-исследовательской компоненты в региональных университетах.

25 февраля, 2020 г.