• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическая подвижность: почему ученые ездят на конференции?

unsplash.com

Как академическая мобильность влияет на развитие науки? Должен ли современный ученый ездить на научные конференции или он может ограничиться подготовкой статей? Какие форматы мероприятий предпочитают ученые из Вышки? Чем хороши конгрессы, форумы и симпозиумы? Сколько длится идеальный доклад? Можно ли «злоупотреблять» академической мобильностью? Своим мнением делятся профессора Вышки.

 

Александр Чепуренко, профессор факультета социальных наук, руководитель департамента социологии

Я участвую в международных конференциях много лет и стараюсь делать это регулярно по следующим причинам: во-первых, международные конференции позволяют следить за изменениями в тематике, используемых объяснительных парадигмах и моделях гораздо лучше и получать представление о них быстрее, чем из соответствующей литературы: то, что сегодня проговаривается на конференции, в журналах появится, если повезет, года через два. Во-вторых, при всем обилии различных технологий и платформ, позволяющих ученому оставаться «видимым» для научного сообщества, конференции по-прежнему являются самым эффективным из таких средств. Это возможность обсудить какие-то проекты со старыми знакомыми и познакомиться с новыми интересными потенциальными партнерами.

Отношение к конференциям с возрастом и опытом, конечно, меняется. Начинаешь более придирчиво изучать список ключевых докладчиков и членов оргкомитета. Если никто их них не известен, то, скорее всего, на такую конференцию не станешь и заявляться. И если понимаешь, что конференция, судя по программе, в основном нацелена на аспирантов и постдоков, то также делаешь для себя соответствующие выводы. Наконец, постепенно формируется список ключевых конференций в твоей области, которые надо посещать по возможности обязательно.

Без участия в конференциях современный ученый развиваться не может. Хотя бы потому, что, к примеру, в моей области сегодня подавляющее большинство публикаций – результат коллабораций ученых из разных университетов и стран. И если не на конференциях, то где же встретиться с партнерами (и познакомиться с потенциальными новыми соавторами) офлайн?

Самое важное на конференции – не столько представить свой доклад, сколько пообщаться с участниками в кулуарах. Стараюсь поэтому избегать крупных международных конференций «обо всем»: это, как правило, «ярмарки тщеславия», где обилие параллельных секций и сессий приводит к тому, что даже с теми участниками, которых следует послушать и с которыми надо обязательно встретиться и поговорить, в лучшем случае удается на бегу перекинуться парой приветствий. Кроме того, при большом количестве отдельных секций высока вероятность того, что в зале, кроме самих выступающих и председательствующего, больше почти никого не окажется. Соответственно, ни о какой содержательной и широкой дискуссии речи не будет: участники слишком сфокусированы на собственных выступлениях, а для модератора главное – уложиться в отведенное время. Гораздо эффективнее, на мой взгляд, участие в маленьких тематических конференциях с числом участников не более 100-150 человек: там каждый на виду, во время кофейных пауз, обедов и культурной программы успеваешь поговорить с несколькими десятками потенциально интересных для тебя собеседников. Поэтому стараюсь выбирать для участия именно такие мероприятия – как правило, в Европе (потому что в моей области – теория предпринимательства – европейские исследователи весьма сильны, а потому на конференции сюда часто заглядывают и ведущие американские ученые).

Александр Чепуренко
Александр Чепуренко
gaidarfund.ru

Очень нравится такой редко встречающийся формат конференций, когда вместо заслушивания всех участников панели организуется обзор поступивших материалов, а потом – общая дискуссия по трем-четырем наиболее важным выявленным сквозным проблемам.

 

Евгений Фейгин, профессор факультета математики

Математические конференции – это в первую очередь возможность встретиться с коллегами и обсудить лично те или иные научные вопросы. Обсуждение может состояться в ходе представления собственного доклада, в рамках дискуссии после доклада коллеги или просто в перерывах между заседаниями. Участие в конференциях для активно работающих ученых чрезвычайно важно по нескольким причинам. Во-первых, это возможность рассказать коллегам о своих результатах и получить от них обратную связь в виде вопросов, критики, комментариев по поводу возможных приложений или потенциальных проблем. Во-вторых, это способ услышать из первых уст и понять то, что не удалось осознать при чтении статей, увидеть возможные пересечения с задачами, которые сам решаешь. Наконец, на конференции можно просто познакомиться с коллегами; такие знакомства в дальнейшем могут оказаться важными как с научной, так и с социальной точки зрения.

В математике подавляющее большинство статей пишется небольшими коллективами (2-3 человека) или вообще без соавторов. Это, в частности, связано с тем, что основная работа происходит при самостоятельном обдумывании задачи. Однако это обдумывание может быть более эффективным в присутствии «катализаторов»: чтения статей, обсуждения своей деятельности с коллегами, участия в научных дискуссиях (даже на отвлеченные темы). Хорошо организованные конференции предоставляют возможности для такого взаимодействия.

Для математика важно видеть, что задача, которой он занимается, важна и интересна не только для него, но и для (по возможности – большого числа) его коллег. Это придает дополнительные силы для преодоления возникающих при решении любой содержательной задачи препятствий.

Кроме того, на мой взгляд, с профессиональной точки зрения математик должен стараться доносить свои результаты до научного сообщества. При подготовке к докладу ученый еще раз обдумывает полученные результаты, способы рассказать о них, возможные пути развития и приложения доказанных теорем. С другой стороны, интересный доклад может запасть в душу кому-нибудь из слушателей и направить (или просто запустить) мыслительный процесс, который в дальнейшем приведет к решению не поддававшихся до этого задач или к открытию новых направлений.

С точки зрения организации конференции бывают очень разными. Это относится к широте тематики, длительности, количеству участников и стран, которые они представляют, плотности расписания. Обычно конференции с очень широким охватом научных тем играют скорее социальную роль: это международные конгрессы, встречи, посвященные открытию научных центров, и т.п. При таком формате не предполагается слишком глубокое погружение в предмет. Наиболее эффективными в научном плане представляются конференции, сосредоточенные на конкретной математической области. При этом очень полезно, если в мероприятии принимают участие коллеги, которые интересуются данной областью с разных точек зрения: есть возможность рассказать о своих результатах заинтересованной и знающей аудитории, а также существенно расширить горизонт видения задач и направлений. Нужно отметить, что даже специалистам зачастую необходимо довольно много времени и немало усилий, чтобы вникнуть в то, что рассказывает коллега. С этим, в частности, связано несколько тенденций, которые сейчас наблюдаются на хорошо организованных конференциях: относительно небольшое число докладов, выделение специального времени для научных дискуссий вне официальных заседаний, предоставление нескольким докладчикам возможности прочитать мини-курс (2-3 лекции) вместо одного доклада. Такие мини-курсы позволяют более подробно и доходчиво сформулировать решаемую задачу и полученные результаты, что зачастую невозможно в рамках одного часового доклада (по моим ощущениям, доклад продолжительностью менее часа очень редко приносит аудитории пользу). Все эти меры позволяют наилучшим образом организовать взаимодействие участников конференции, способствуют более активной и плодотворной работе и позволяют снизить негативный эффект глубокой специализации современной математики. Также отмечу, что обычно организаторы конференций стараются охватить как можно больше участников из разных стран: в современной науке государственные границы и расстояния между научными центрами не играют существенной роли. Например, ситуация, когда ученые из Москвы и Токио (или из Монреаля и Мельбурна) занимаются очень близкими задачами, сейчас стала совершенно обычной.

Евгений Фейгин (слева)
Евгений Фейгин (слева)
57.mskobr.ru

Таким образом, активное участие в конференциях – своего рода лакмусовая бумажка активности работы математика. При этом, конечно, злоупотребление («научный туризм») не приносит ничего хорошего, а отвлекает от главного: как я писал выше, основная работа происходит у математика в голове, конференции – лишь способ активизировать эту работу и сделать ее более плодотворной.

 

Мария Фаликман, профессор факультета социальных наук, руководитель департамента психологии

Для меня конференция – это всегда срез актуального состояния моей области. За множеством докладов можно увидеть основные векторы развития исследований, понять, куда движется научная область, какие темы выходят на передний план, а какие постепенно уходят в тень, какие методы анализа данных набирают силу, а какими сообщество уже перестает пользоваться, и много чего еще.

Не менее важна возможность прямого общения, установления контактов и обсуждения потенциального сотрудничества, наконец, просто возможность задать вопрос по представленному исследованию или его теоретическим основаниям. Когда такие вопросы возникают в ходе чтения статьи, не всегда соберешься написать автору, но в ходе живой дискуссии или беседы в кулуарах это вполне естественно.

И конечно, никто не отменял «научного туризма»: хорошего повода увидеть новые страны, их природу и культуру.

Есть несколько конференций, в которых я стремлюсь участвовать регулярно. Одна из них – конференция Общества наук о зрении (Vision Sciences Society Meeting), проходящая в городке Санкт-Петербург штата Флорида. Когда я первый раз попала на эту конференцию пятнадцать лет назад, впечатление было ошеломительным: больше всего это было похоже на ожившую и заговорившую библиотеку. С одной стороны, мимо проходил со стаканчиками кофе, выступал с устными и стендовыми докладами весь мой список литературы (я тогда как раз недавно защитила кандидатскую, и список был довольно-таки внушителен, причем состоял преимущественно из западных работ, с авторами которых я переписывалась, но никогда не встречалась). С другой стороны, передо мной то и дело оказывались люди, чьи работы я и сама неоднократно пересказывала на зачетах и экзаменах, и слушала в пересказах студентов, принимая те же зачеты и экзамены. И когда такой вот живой классик внезапно стоит у своего постера и, пыхтя, отбивается от вопросов слушателей, вся наука внезапно превращается из прекрасного, но застывшего архитектурного сооружения во что-то близкое, живое и создающееся прямо на твоих глазах.

Еще я стараюсь регулярно участвовать в нескольких российских конференциях, что для меня больше связано с выстраиванием и развитием сообщества когнитивистов у нас в стране. Сейчас это для меня прежде всего конференция «Когнитивная наука в Москве: новые исследования», которая по факту давно выплеснулась за пределы Москвы и даже России, но раз в два года неизменно радует новыми сильными междисциплинарными исследованиями познания.

Единственное, что существенно изменило мой общий взгляд на конференции, – это опыт участия в их организации, возможность увидеть конференцию с изнанки. Вот вы знаете, сколько батонов нужно купить, чтобы бутербродов хватило на 300 участников небольшой конференции? А я теперь знаю. А дети хорошо освоили раскладывание бейджей по кармашкам.

Мне кажется, ездить на конференции – это намного важнее, чем просто читать и писать статьи, описывая проведенные исследования. Для меня это часть гигиены научных исследований. Обкатать исследование на конференции перед подготовкой статьи не только оказывается полезным для самого автора, но и заранее снимает множество вопросов и возражений потенциальных рецензентов. Ну и договариваться о сотрудничестве несравненно проще вживую.

Мария Фаликман
Мария Фаликман
hse.ru

Кто-то предпочитает крупные международные конгрессы, а я, хоть и не пренебрегаю ими, самыми полезными считаю маленькие международные симпозиумы по конкретным темам (например, в моем случае – зрительное внимание или даже еще более узко – зрительный поиск). На таких конференциях разговор максимально специальный и максимально профессиональный, обычно приглашены все светила в этой области, и каждая приглашенная лекция имеет отношение к тому, чем ты занимаешься. Там речь не идет о том, чтобы пропустить какую-нибудь из секций и пойти погулять. Это тоже важно, но на это можно отдельно заложить время, а здесь каждый участник добавляет свой кирпичик в общую картину твоей исследовательской области, и без этого кирпичика она определенно выйдет неполной; не говоря уже о том, что было бы глупостью пропустить пикировки между мэтрами на аспирантских докладах. Свидетелем подобной пикировки можно стать и на тематической секции или симпозиуме большой конференции, но на маленьких конференциях они имеют, по моему опыту, особую прелесть.

А особенно прекрасно, если такие конференции проводятся на некотором удалении от городов с их привлекательными архитектурными памятниками и музеями, чтобы не приходилось разрываться, а можно было бы провести несколько полных дней на конференции и на пути домой посмотреть ближайший город, из которого потом лететь домой.

 

Юрий Василенко, доцент социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь, академический руководитель образовательной программы «История»

Я участвую в научных конференциях по двум основным причинам: 1) мне нужно показывать академическую активность для защиты диссертации; 2) это хороший повод «других посмотреть и себя показать», выпить с друзьями, наконец. Периодичность моего участия – величина производная. Если конференция с моей темой проводится регулярно, то и я езжу регулярно. Стараюсь по мере возможности наращивать количество регулярных конференций, но, к сожалению, их проведение от меня никак не зависит. 

Юрий Василенко
Юрий Василенко
hse.ru

Менялось ли ваше профессиональное отношение к конференциям? Если да, то как именно?

Да как оно может поменяться? Праздник – он и есть праздник. На конференции работа – не работа, конференция – это ярмарка, на ней продаешь и покупаешь. Соответственно, все, что наработал, вот он твой товар и есть. Хорошая возможность узнать, о чем думают коллеги и сообщество в целом, если конференция крупная.

Конференции – это, конечно же, не вместо статей, это плюс к статьям и монографиям. Эти понятия не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые. Ездить обязательно, это даже не обсуждается. Одна конференция может перевернуть очень многое.

Я люблю крупные многодневные форумы, куда приезжает много народа, в том числе и иностранцы, и живые звезды-гении. Поскольку я занимаюсь зарождением испанского консерватизма, я люблю конференции либо по Испании, либо по консерватизму, т.е. обязательно должна быть очень широкая проблематика, чтобы можно было выбрать, а по возможности и выйти за пределы своей сферы. Где еще живьем послушаешь интересные темы и интересных людей?

 

21 января, 2020 г.