Одной из важных задач в Программе развития выступает партнерство Вышки с различными научными центрами, университетами, компаниями. Совсем недавно во время ПМЭФ был подписан договор с Microsoft об оказании экспертной поддержки Институту образования в реализации новой магистерской программы «Цифровая трансформация образования». Планируются ли еще подобные партнерства на ближайшее время и какую роль в них будет играть институт?
Институт, так же как и другие факультеты Высшей школы экономики, имеет, конечно, достаточно сильную тенденцию к созданию натурального хозяйства. В современном мире такая тенденция опасна. Поэтому мы стараемся строить всевозможные партнерства для того, чтобы развивать у себя только какие-то ключевые компетенции и использовать компетенции партнера. Следовательно, и сейчас, в процессе создания программы по цифровой трансформации образования, мы очень сильно будем опираться на партнерства как с факультетом компьютерных наук Вышки, так и с ведущими IT-компаниями.
В целом, как вы верно заметили, эта линия ясно выражена в Программе развития Вышки. И она не новая, потому что Вышка, собственно, сама создавалась в партнерстве, только в партнерстве, я бы сказал, со старшими коллегами, прежде всего с международными: с Лондонской школой экономики, Университетом Эразма в Роттердаме и так далее. В последние годы Вышка становится равноправным партнером для западных университетов и научных центров России, Российской академии наук, а для кого-то и старшим партнером, в частности для университетов, как мы говорим, второго эшелона в России. Наш институт также будет занимать в этом большое место. Могу привести такой пример: мы не занимаемся сейчас в институте проблематикой специального обучения, то есть обучением детей с особенностями в развитии, потому что у нас есть для этого очень сильные партнеры, и когда мы делаем какое-то комплексное исследование, то мы к ним обращаемся. Это Московский государственный психолого-педагогический университет. Или, например, мы сейчас хотим строить новое большое лонгитюдное исследование, и делать это мы собираемся вместе с Российской академией образования.
По каким направлениям планируется развитие этих партнерств в университете?
Во-первых, естественные науки Вышки развиваются исключительно в партнерстве. Исходная идея состояла в том, что Академия наук предоставляет экспериментальные установки, площади, ученых, а мы, в свою очередь, хорошо учим студентов в бакалавриате, помогаем им это делать. Правда, сейчас я с некоторым удивлением наблюдаю за тем, что мы начинаем формировать собственную систему, собственную экспериментальную базу, что, мне кажется, не совсем правильно. Потому что, как я уже сказал, будущее не в том, чтобы создавать натуральное хозяйство, а в том, чтобы использовать компетенции друг друга в партнерствах. Тем не менее я думаю, что в естественных науках мы точно не обойдемся без сильного партнерства с Академией наук. А в компьютерных науках, конечно, без IT-компаний, которые являются реальными драйверами развития соответствующих дисциплин.
В Программе развития Вышки предусмотрено активное участие университета в развитии региональных систем образования. На каких уровнях планируется присутствие Вышки в регионах?
Согласно новой стратегии, Вышка в регионах должна присутствовать в двух ключевых, я бы сказал, ипостасях. Во-первых, это поддержка руководства регионов в интеллектуальном плане, помощь с развитием регионов. Потому что в Вышке сосредоточено очень много выдающихся экспертов, которые могут помогать и решать проблемы регионов, предлагать им новые эффективные варианты развития в социально-экономической сфере. Во-вторых, это поддержка региональных систем образования, включая университеты. Мы очень рассчитываем на тесное партнерство и с университетами, и с лучшими школами в этих регионах.
Вышка уже не первый год активно растет: открываются новые образовательные программы, увеличивается количество студентов и лицеистов. Нет ли в данной тенденции рисков? В частности, как не утратить качество образования в столь динамично меняющейся и быстро растущей среде?
Вы знаете, на конкурентном рынке приходится расти. Хотя, честно говоря, мне лично ближе английское выражение “small is beautiful”. Однако наш анализ развития рынка образования показывает, что ведущие университеты увеличивают масштаб своей деятельности. Но вы правы, при увеличении масштаба всегда возникают риски для качества. И мы сейчас, например, можем сказать, что для очного бакалаврского образования мы фактически исчерпали базу в России. Условно говоря, мы же не можем сделать так, чтобы все 100-балльники и 90-балльники к нам поступали. То есть вряд ли доля этих детей с очень высоким уровнем подготовки будет существенно увеличиваться. И в этом смысле у нас нет перспективы роста в традиционном сегменте. Но, скажем, рост магистратуры у нас точно сопровождался снижением качества. Рост аспирантуры я бы не сказал, что сопровождался повышением качества. Поэтому с этими рисками мы абсолютно точно столкнулись. И думаю, что, собственно, и в Программе развития об этом написано, что количественный рост, по крайней мере в московском кампусе, составит за предстоящие 6–8 лет процентов 10.
Но возможен другой тип роста. Когда мы расширяемся через франшизу, через создание сетевых программ и так далее. И здесь, я думаю, наше присутствие будет существенно увеличиваться и рост будет продолжаться. Если говорить о содержательном росте, как бы предметном, то я не вижу, куда он может продолжиться. Разве что у нас появится музыка и медицина, что было бы, кстати, неплохо.