• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постдоки: год в Вышке

Впечатления постдоков, проработавших в НИУ ВШЭ первый год.

Ульяна Захарова, научный сотрудник центра социологии высшего образования Института образования

Для меня эффективность участия в программе неоспорима. Я уверена, что за этот год выросла, как исследователь образования (при том, что пришла в эту сферу из лингвистики). Ключевым преимуществом программы я бы назвала позиционирование науки как основной задачи постдока, остальное – административная, преподавательская, экспертная деятельность – возможны, но менее приоритетны. Пожалуй, только этот фактор уже бы положительно сказался на результатах постдоков, но ВШЭ даёт усиленный эффект, помещая нас в очень благоприятную среду для академического роста: опытные коллеги-исследователи, регулярные образовательные мероприятия, высокая конкуренция, а также создание условий для жизни – проживание в общежитии и заработная плата. Недостатком программы можно было бы назвать сложности адаптации к новому месту работы, коллективу, требованиям, но ведь это и есть зона роста. К тому же, с сентября мы планируем организовать сообщество постдоков первого и второго года, а это, на мой взгляд, облегчит неизбежные трудности и, возможно, даст даже лучший эффект.

Когда подавала заявку на программу год назад, я планировала провести одно исследование – о том, как преподаватели изменяют свои онлайн-курсы на основе учебной аналитики. Однако за первое полугодие, насыщенное общением с новыми коллегами, участием в качестве слушателя в множестве мероприятий Института образования и ВШЭ, в целом, интенсивным чтением профессиональной литературы, у меня сложилась новая концепция, погружающая онлайн-обучение в широкий междисциплинарный контекст, включающий социологию, педагогику, экономику... Данная концепция обусловлена вопросом «Как массовые открытые онлайн-курсы изменили высшее образование?». Схематично её можно представить в виде ромашки, в центре которой находится исследование целей вузов, запускающих МООК-проекты, а вокруг - «лепестки»-работы, призванные ответить на вопрос, достигнута ли каждая из этих целей. За первый год в постдокторантуре мне удалось выполнить пилотные исследования по четырем направлениям: литературный обзор о целях российских и зарубежных вузов, количественное исследование о привлечении иностранных студентов, а также два качественных исследования, о плюсах и минусах МООК для преподавателей (реализовано совместно с бывшей коллегой из Томского государственного университета) и об их взаимодействии с учебной аналитикой онлайн-платформ, что близко моей изначальной исследовательской идее для постдокторантуры (реализовано с коллегами из Центра социологии высшего образования ВШЭ). Я искренне благодарна новым коллегам из Института за возможность обсудить эти работы с ними в рамках семинаров и личных встреч, и получить ценные комментарии и предложения. Очень полезным для меня стало и обучение на курсе Центра академического письма «Writing a Draft for Publication»: статья по интернационализации была отработана под руководством Светланы Сучковой за эти два месяца настолько качественно, что почти без каких-либо дополнений была включена в сборник Springer, а в мае я представила её на Европейском саммите стейкхолдеров МООК в Неаполе. Стоит сказать, что это – единственное издание, в котором у меня были работы и прежде, а три остальных научных журнала выше по уровню, чем те, где я публиковала статьи по образованию ранее. Я сторонник того, чтобы наука способствовала лучшей реализации прикладных задач, а те в свою очередь давали пищу для исследований, поэтому, когда набрала темп с публикациями, и завершила организацию экспертного совета по качеству онлайн-курсов, в качестве административной задачи, была рада поучаствовать с коллегами из Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» в консультативной сессии в Ростове-на-Дону, где выступила в качестве эксперта по созданию и использованию МООК. В качестве онлайн-докладчика я выступила на научно-методических мероприятиях для преподавателей вузов, проводимых в Ставрополе и Боготе, Колумбия. Летом мне удалось поучаствовать в двухлетних школах Института образования – «Цифровая среда и неравенство образовательных возможностей» и совместно со Всемирным банком «Роль образования в социально-экономическом развитии стран и регионов», где установила контакты с коллегами из других городов и стран.

Сейчас у меня в работе находятся еще 4 исследовательских проекта: «количественники» о целях вузов-МООК разработчиков и интеграторов, и о доступности МООК для лиц с особыми потребностями, а также 2 исследования, которые задуманы в смешанной методологии - о привлечении абитуриентов с помощью МООК и профессиональной трансформации преподавателей с опытом создания и использования онлайн-курсов. Для их реализации мне нужно еще многое узнать и освоить, но я верю в то, что их вклад в развитие отрасли окупит эти инвестиции.

Так что в следующем году я планирую завершить эти проекты, начать пару-тройку новых работ из остальных «лепестков», а также продолжить консультирование и экспертное сопровождение российских вузов-партнеров ВШЭ в вопросах развития онлайн-обучения.

 

Наталия Никифорова, научный сотрудник ИГИТИ имени А. В. Полетаева

Этот год оказался невероятно насыщенным академическими контактами, интеллектуальной работой и научным поиском. Наиболее важным для меня было оказаться в высококлассной среде Вышки и ИГИТИ, иметь возможность обсуждать собственные исследования на высоком уровне и впитывать современную научную культуру. Этот опыт был конвертирован в публикации и выступления. К минусам программы можно отнести недостаток контактов и возможностей взаимодействия с другими постдоками, а также недостаточную очерченность роли и статуса постдока в целом.

В рамках программы я продолжила работу над монографией по культурной истории электричества, а также подготовила публикации в журналах. На следующий год я запланировала публикации в ряде высокорейтинговых изданий. Инфраструктуру университета я нашла крайне полезной, особенно материалы библиотеки и ее электронные ресурсы.

Важной была комфортная и дружелюбная атмосфера в подразделении, где коллеги помогали стремительно решать любые вопросы от научных и административных до технических.

Одним из самых значимых и продуктивных для меня событий было выступление по результатам моих исследований, которое прошло в рамках регулярного семинара ИГИТИ. На семинаре присутствовали не только коллеги из Вышки, но и специалисты, занимающиеся смежными темами, из других московских организаций. После моего развернутого выступления последовала длительная полуторачасовая вдумчивая и прицельная дискуссия, тезисы которой легли в основу последующей работы. Полагаю, для любого исследователя такое обсуждение со специалистами первой величины – это мечта и удовольствие.

В рамках второго года программы я планирую продолжать работу над монографией, подготовить ряд журнальных публикаций, а также начать работу над коллективной переводной антологией.

 

Татьяна Филиппова, научный сотрудник международной лаборатории языковой конвергенции

Во-первых, первый год программы по привлечению постдоков стал важным этапом моей академической карьеры и помог мне совершить непростой переход к полностью самостоятельной исследовательской деятельности. Во-вторых, исключительно благодаря программе я начала работать в Международной лаборатории языковой конвергенции, сотрудники которой занимаются языковыми контактами и их влиянием на грамматический строй контактирующих языков. После семи лет работы в области формальной лингвистики во время учебы в магистратуры и докторантуре (PhD) в Израиле, я начала непростой процесс вживания в мир полевой и корпусной лингвистики, а также типологии. Год работы в лаборатории значительно расширил мой кругозор как в теоретическом плане, так и в плане методологии. Я очень благодарна программе за то, что она дала мне возможность приблизиться к идеалу университетского исследователя, который должен обладать универсальным (широким) кругозором. Другая сильная сторона программы – почти полное отсутствие бюрократических преград и предоставление исследователю большой свободы выбора в его научной деятельности. Как и любой серьезный проект, участие в этой программе является испытанием для каждого исследователя, поэтому ее достоинства в случае неудачи могут рассматриваться как недостатки: при плохой самоорганизации и самодисциплине вживание в новую область и новый коллектив, переход к полностью самостоятельному творческому процессу может занять продолжительное время, но я считаю, что этот этап необходим для каждого молодого исследователя.

Я занималась исследованиями синтаксиса сравнительных конструкций в русском языке, а также рассматривала вопрос о категориальном статусе особого класса предлогов в русском языке, таких как «навстречу» или «вопреки», допускающих дополнение не только после себя, но и перед собой («навстречу ему» и «ему навстречу»). Лаборатория предоставила мне очень удобное рабочее место, доступ к актуальной научной литературе. Особо хочу отметить помощь административного персонала в лице менеджера лаборатории, Ольги Игоревны Стоговой, которая оперативно решает все организационные вопросы. Она помогает мне и в тех вопросах, которые не входят непосредственно в круг ее обязанностей, что позволяет мне полностью сфокусироваться на моей исследовательской и преподавательской работе.

Наконец, важным элементом серьезного исследования являются постоянные контакты с ведущими специалистами. Как и любой ведущий университет мирового уровня, Высшая школа экономики организует и поддерживает сотрудничество с лучшими исследовательскими центрами. Мне лично очень помогли визиты Марии Полински, профессора Мэрилендского и Гарвардского университетов. Также мне хотелось бы отметить уникальную роль нашего университета в организации и финансовой поддержке конференций и летних школ, на одной из которых я буду преподавать в самом начале сентября.

В следующем учебном году я планирую создать и провести новый курс для студентов 4 курса бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» - научно-исследовательский семинар по истории генеративной грамматики. Кроме того, я планирую экспериментально исследовать неизученный аспект сравнительных конструкций – специфику их коммуникативной структуры. Наконец, я займусь изучением особенностей употребления предлогов в дагестанском диалекте русского языка, что позволит мне максимально плотно сотрудничать с коллегами из лаборатории, большая часть которых являются кавказоведами.

 

Георгий Кутырев, научный сотрудник департамента международных отношений

Насколько признавались сами организаторы и координаторы «Программы привлечения российских постдоков» (в первую очередь это первый проректор Вадим Радаев), она носит экспериментальный характер и ещё далека от совершенства. Однако, уже сейчас можно сказать, что, в целом она оправдывает своё существование. Главным её достоинством я считаю постоянный приток «свежих мозгов» и хороших специалистов не только из столицы, но и из регионов. Таким образом, руководство университета может оценить большое количество молодых ученых и к тому же оставить самые ценные кадры. Постдок – самая настоящая работа со всеми её компонентами: ясной задачей, определёнными сроками выполнения, наличием начальника и отчётностью в форме научных статей. Подобная стажировка – хороший старт для карьеры в  НИУ ВШЭ. Будет гораздо проще продвинуться в научном сообществе университета, получить приглашение на преподавательскую работу. В моём случае – спустя год работы в рамках Программы – произошло активное включение в работу Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ. Я думаю, мне успешно удалось интегрироваться в коллектив лаборатории

Суммируя мысли по поводу Программы, следует подчеркнуть несколько моментов. Первое, безусловно, огромный потенциал Программы в рамках обновления кадрового научно-преподавательского состава университета. Второе, это мощная институциональная среда НИУ ВШЭ, в которой есть все возможности для реализации собственных исследовательских проектов. Третье, это интеграция в международную исследовательскую среду. За время работы в Лаборатории мне удалось поработать с исследователями из США, Китая, Европейского союза. К недостаткам Программы я бы отнёс отсутствие общей платформы, благодаря которой была бы возможность узнать о проектах, которую ведут коллеги по Программе.

Справедливости ради надо сказать, что на прошедшем 21 июня мозговом штурме идея создания сайта для российских постдоков озвучивалась и оговаривались весьма  перспективные идеи как: интерактивная карта с кликабельными профилями российских постдоков, динамика продуктивности постдоков относительно прошлых периодов деятельности, размещение доступа к научным базам данных и объявления о мероприятиях и научных проектах.

В рамках направления исследований по теме эволюции региональных международных систем и  проблем международной безопасности было опубликовано 5 статей, две главы коллективной монографии и разработан ряд методических пособий по теме европейской безопасности, устойчивого развития и восточного партнёрства. Мы с коллегами также участвуем в двух грантах РФФИ:  «Архитектура безопасности в "Большой Евразии": состояние, перспективы и возможности для России» и «Гетеротопия: Цивилизационный контекст». Что касается инфраструктуры университета, то достаточно сказать, что имея опыт работы в НИИ РАН, я часто испытывал дефицит в возможностях прочитать свежие научные статьи по нужной мне проблематике (у институтов, к сожалению, просто не было денег на продление платной подписки). Бренд НИУ ВШЭ также играет свою роль – моя работа стала более востребована в общественной среде, ею стали интересоваться знакомые. К сожалению, за институтами при РАН закрепилась репутация «домов престарелых» и находящихся на обочине научной жизни. Редкие НИИ сейчас (например, ИМЭМО) могут похвастаться востребованностью не только в научной среде, но в среде лиц, принимающих политические решения.

В планах нашего коллектива помимо научно-исследовательской работы, преподавания и проведения ежемесячных научных семинаров в рамках Лаборатории есть следующие важные мероприятия: подача заявки на «конкурс трехлетних проектов на создание международных лабораторий НИУ ВШЭ», что даст возможность институционально расширить нашу Лабораторию; подача заявок на ряд грантов РФФИ и РНФ; завершение коллективной монографии по теме международных отношений в Евразии. Лично моей целью также является завершение монографии по политическим партиям Испании и Португалии в современный период.

Авторы текста: Захарова Ульяна Сергеевна, Кутырев Георгий Игоревич, Никифорова Наталия Владимировна, Филиппова Татьяна Анатольевна, 25 сентября, 2019 г.