• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Произвольная программа

Подведены итоги очередной кампании по выбору майноров: в четырех кампусах Вышки состоится 73 майнора из 87 предложенных. О назначении майноров, их роли в образовательном процессе, результатах последней кампании и возможности подать свою заявку рассказывает руководитель Центра развития образовательной среды НИУ ВШЭ Сергей Шаламков. Представлены также комментарии руководителей и преподавателей майноров.

Что такое майнор?

Майнор – важная составляющая новой образовательной модели бакалавриата, реализация которой стартовала в НИУ ВШЭ в 2014 году. В некотором смысле minor – это вторая специализация в рамках бакалаврского образования в Вышке. Майнор дает возможность получить специфические знания, полезные для основной образовательной программы (мейджор), или, наоборот, расширить образовательный горизонт, познакомившись с принципиально «чужими» дисциплинами. Курсы мейджора формируют профессиональные компетенции по тому направлению подготовки, на котором студент учится, а курсы, входящие в майнор (их всего четыре, и каждый изучается в течение двух модулей), – дополнительные компетенции за рамками основного направления. Например, будущий экономист может получить дополнительные знания по социологии, выбрав для изучения майнор «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам», а будущий инженер программного обеспечения может получить дополнительный багаж знаний, навыков и компетенций по психологии или менеджменту, выбрав для изучения одноименные курсы.

Майноры предлагаются для выбора всем студентам в конце первого года бакалавриата. Каждый студент может избрать один майнор, который будет изучаться на втором и третьем курсе бакалавриата. При выборе майнора важно учитывать реальный интерес к предметной области. Для некоторых студентов майнор может стать даже отправной точкой для смены программы/школы/факультета, учащийся имеет возможность сформировать свою индивидуальную траекторию. Основная рекомендация при выборе майнора – учитывать пререквизиты, то есть знания, необходимые для освоения предложенных курсов, если таковые имеются. Однако готовность студента к изучению выбранного майнора никак не проверяется – это его выбор и ответственность. Образовательная программа может рекомендовать те или иные майноры своим студентам. Учащиеся должны выбрать майноры, которые не соответствуют направлению подготовки их образовательной программы.

  

Меритократия

Возможность выбирать майнор напрямую зависит от успехов каждого студента в учебе, оцениваемых его местом в рейтинге. В первые годы основным критерием записи была скорость, с которой студент успевал пройти регистрацию. В 2016 году места на трех наиболее популярных майнорах были заполнены через час после открытия регистрации. С 2017 года действует иной алгоритм: каждый студент формирует заявку, включающую пять майноров в порядке убывания предпочтений. При этом перед началом записи для каждого студента первого курса предварительно рассчитывается особый показатель (перцентиль), характеризующий, какая доля (в процентном выражении) студентов на курсе образовательной программы показывает результаты обучения выше, чем выбранный студент. При расчете информационная система использует оценки до пересдач по дисциплинам, входящим в текущий рейтинг по результатам первого и второго модулей, а для студентов, у которых пересдачи были по уважительным причинам, берутся результаты пересдач. Все студенты всех образовательных программ ранжируются по этому показателю. Для студентов, занявших в этом ранжированном списке одинаковые места, применяются дополнительные критерии: средний балл и время формирования заявки на майноры.

Далее алгоритм распределяет всех студентов, исходя из их предпочтений и в порядке убывания места в ранжированном списке. То есть сначала будут записаны те, кто обозначил конкретный майнор своим первым приоритетом и кто имеет более высокий показатель. Если места на майнор первого предпочтения заняты, рассматривается второй по предпочтительности майнор и так далее. Если все пять выбранных студентом майноров уже заняты, он заносится в лист ожидания. Майноры, которые не набрали минимального количества участников (60 человек), не будут открыты.

Причиной отказа в изучении майнора может также стать отсутствие изученных ранее определенных учебных курсов – пререквизитов, требуемых для успешного освоения майнора. Например, для того, чтобы выбрать и изучать майнор «Бизнес-информатика», студент должен ранее изучить основы информатики, знать базовые понятия информационных технологий. Условия выбора формулируются в программе майнора и размещены на странице майнора в открытом доступе.

«Свободный майнор» состоит из не связанных последовательно дисциплин, он основан на принципах Liberal Arts, которые получили широкое распространение в университетах США во второй половине ХХ века, а в настоящее время активно применяются в системах образования европейских стран. Такая сборка дисциплин позволяет студентам расширить общий кругозор и улучшить свои компетенции в различных областях.

  

Конкурс 2018-2019 учебного года

Список майноров, предложенных для студентов набора 2018 года, с указанием несостоявшихся доступен по ссылке https://electives.hse.ru/2018.

В эту кампанию студентам московского кампуса было предложено 58 майноров, из которых 24 предлагались впервые, для студентов нижегородского кампуса – 10 и 3 соответственно, для студентов пермского кампуса – 7 и 1, а для студентов санкт-петербургского кампуса – 12 и 2. В итоге в 2019/2020 учебном году будут открыты 49 майноров в московском кампусе, 6 – в нижегородском, 6 – в пермском и 12 – в санкт-петербургском.

Наряду с традиционно популярными майнорами, такими как «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику» (6,28 чел. на место), «Медиа и массовые коммуникации» (2,83 чел. на место), «Интеллектуальный анализ данных» (2,78 чел. на место), «Урбанистика» (2,29 чел. на место) в московском кампусе, «Интеллектуальный анализ данных» (1,04 чел. на место), «Технологии Интернет» (0,81 чел. на место) и «Языковое и культурное пространство современного специалиста» (0,80 чел. на место) в нижегородском кампусе, «НеоЭкономика» (1,23 чел. на место), «Менеджмент» (1,12 чел. на место) и «Право» (1,05 чел. на место) в пермском кампусе, «Коммуникации в бизнесе» (1,97 чел. на место), «Креативные индустрии» (1,51 чел. на место) и «Обработка и анализ данных» (1,21 чел. на место) в санкт-петербургском кампусе, интерес студентов был направлен и на такие вновь открываемые майноры, как «Интегрированные коммуникации» (1,70 чел. на место), «Театр с нуля» (1,61 чел. на место), «Биоинформатика» (1,43 чел. на место), «Гендерные исследования» (1,25 чел. на место) и «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу» (1,04 чел. на место) в московском кампусе, «Бизнес и власть: механизмы взаимодействия (Government Relations)» (0,73 чел. на место) в нижегородском кампусе, «Основы программирования» (1,13 чел. на место) в санкт-петербургском кампусе (конкурс определялся на основании отношения заявок на майноры первого предпочтения к максимальному количеству мест).

 

Как предложить свой майнор?

Различные подразделения Вышки могут организовать свой майнор. Он может предлагаться как образовательными программами, так и научными институтами или отдельными департаментами. Филиалы самостоятельно планируют майноры для своих студентов и могут прислать консолидированную заявку. В октябре каждого учебного года собираются заявки на проведение майноров для студентов бакалавриата, принятых в университет на первый курс. До середины ноября можно подать заявку на проведение майноров. Итоговый список майноров определяется на совещании у ректора. После того как список будет определен, руководители приступают к реализации своих курсов. Форма заявки и прочие подробности доступны по ссылке https://electives.hse.ru/MN_OI_PROFF.

 

Комментарии

Прошедшая кампания запомнилась еще и тем, что в информирование по особенностям майноров активно включились и сами студенты. STUDLIFE запустил серию материалов про ожидания и впечатления прошедших обучение на майнорах студентов (смотрите подробнее: http://bit.ly/2VBwGon), а Студенческий совет представил сводную аналитику по различным направлениям подготовки: https://studsovet.hse.ru/news/256225633.html

 

Сергей Давыдов, ответственный за майнор «Междисциплинарные исследования медиа»

Преподавателей нашего майнора объединяют общие научные интересы и давняя история совместной работы. Например, с Александром Шариковым и Ольгой Логуновой мы в прошлом году записали для Coursera онлайн-курс «Социология медиа», а с Екатериной Лапиной-Кратасюк пять лет назад запустили на ФКМД конференцию молодых ученых. Особенно приятно отметить, что среди преподавателей семинаров немало наших учеников – Надежда Адемукова, Ольга Дмитриева, Юлия Черненко и др.

В фокусе внимания майнора – междисциплинарное поле медиакоммуникационных исследований. С нашими студентами мы изучаем медиатексты, аудитории, медийные институты и организации. Особое внимание уделяем методической работе, стараемся продемонстрировать арсенал современных подходов к изучению средств коммуникаций. Форма майнора подходит для этого идеально, поскольку дает студентам с разных программ продемонстрировать свои лучшие качества. Скажем, у социологов развита культура анализа данных, а дизайнеры их превосходно визуализируют.

Прежде всего медиа – это не скучно. Каждый может найти тему, которая интересна и действительно волнует. Мы поощряем креативность наших студентов. Одна из групп сделала контент-анализ новостей про теракты на пяти языках, другая изучала тему смертных грехов в мультсериале про Губку Боба. Кроме того, к нам целенаправленно приходят за опытом исследовательских проектов. Мы учим формулировать исследовательские вопросы, подбирать методы для их решения, работать в команде и добиваться результатов.

 

Анастасия Фёдорова, ответственная за майнор «Визуальная культура Востока и античности»

Преподаватели нашего майнора – сотрудники Института классического Востока и античности: специалисты по востоковедению, классической филологии, истории Древнего мира. Мы изучаем культуры Востока и античности во всем их многообразии. У каждого преподавателя своя специализация, но объединяет нас общий подход к предмету. Все мы имеем дело с текстами. Пытаясь понять, как были устроены Древняя Греция, Индия, Китай или же современная Япония, мы анализируем письменные, а также визуальные источники. Скульптура и каллиграфия, живопись и декоративно-прикладное искусство (всё это тоже в определенном смысле тексты) раскрывают особенности культурной, религиозной, политической жизни исследуемого региона. Столь же богатым источником для исследователей XX-XXI веков является кинематограф. Изучение Востока и античности неразрывно связано с освоением нескольких восточных и/или древних языков. Большинство наших студентов учится на пятилетней бакалаврской программе, после чего продолжает свое обучение в магистратуре. Освоение профессии востоковеда – процесс длительный и трудоемкий. Поэтому неспециалистам, а именно из них состоит аудитория нашего майнора, мы предлагаем начинать знакомство с Востоком через визуальную культуру. Зрительные образы наглядны и в какой-то мере позволяют миновать языковой барьер, хотя вовсе без языковых навыков обойтись, конечно, не удастся: изобразительное искусство говорит на своем особом языке, требующем изучения. Мы надеемся, что студенты нашего майнора смогут впоследствии критически воспринимать визуальную информацию, самостоятельно интерпретировать зрительные образы в соответствующем культурно-историческом контексте.

Наш майнор рассматривает разные виды искусства: скульптуру, живопись, архитектуру, каллиграфию, кинематограф, а также литературные описания предметов искусства – экфрасис. Широк хронологический и географический охват наших исследований: Древняя Греция, Индия, Китай, мусульманский мир, Корея, Япония. Опираясь на достижения визуальной культуры Востока и античности, мы пытаемся понять, как формируется художественный канон. Какие изменения он претерпевает и почему. Важной для всего майнора является тема взаимодействия искусства и религии. Храмовое искусство Индии невозможно понять без погружения в культуру буддизма и индуизма; столь же определяющим является, скажем, конфуцианство для каллиграфии и других видов изобразительного искусства на Дальнем Востоке; очевидна религиозная составляющая исламской миниатюры. Для современных видов искусств (например, кинематографа) схожую роль может исполнить любая распространенная в обществе идеология. Много внимания мы уделяем соседству, сотрудничеству и соперничеству слова и изображения. Вопрос о «переводимости» визуальной информации в словесную (и наоборот) затронут в наших курсах об античном экфрасисе, дальневосточной каллиграфии, японском кинематографе с его попытками экранизировать произведения классической японской и западной литературы. Общей для всех наших курсов является тема культурного диалога. Как эволюционировала культура письма, зародившаяся в Китае и перенесенная затем в японский и корейский культурно-исторический контекст? Как японский кинематограф решает сложную задачу сохранения национального своеобразия в глобальной медиасфере и какой видит свою роль в развитии мирового кинематографа, в становлении современной массовой культуры? Среди, так сказать, сквозных тем нашего майнора – гендер, национальная идентичность, взаимодействие Востока и Запада.

Думаю, никто не станет отрицать, что мы живем в эпоху образов. Информационная революция породила принципиально новые для человека отношения с медиа и цифровой средой. Наряду с традиционными навыками анализа и интерпретации письменных текстов важной частью современного образования должно стать обучение аудиовизуальной грамотности. Наша жизнь также связана с процессами глобализации. Общение с представителями другой национальности, вероисповедания, расовой принадлежности, языковой среды сделалось неотъемлемой частью нашей жизни. Умение находить общий язык с людьми, непохожими на нас, – одно из важнейших качеств, которым должен обладать современный человек. Поэтому наш майнор не только учит студентов понимать восточное и античное искусство, но и – главное – прививает им навык доброжелательного, непредубежденного отношения к далеким культурам и непохожим на нас людям с их причудливыми привычками, обыкновениями, традициями. Именно это, мне кажется, привлекает открытых миру студентов Вышки. Наконец, наш майнор – это уникальные темы в изложении уникальных знатоков (пожалуй, нигде, кроме НИУ ВШЭ, подобный нашему майнор послушать не удастся), а на рынке образования штучный товар нынче в цене.

Авторы текста: Давыдов Сергей Геннадьевич, Фёдорова Анастасия Александровна, Шаламков Сергей Александрович, 16 мая, 2019 г.