9-12 апреля 2019 года в Москве проходит XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, которая проводится НИУ ВШЭ и является визитной карточкой нашего университета. Об истории и географии мероприятия, изменениях формата и особенностях последних лет рассказывает ординарный профессор, директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, зампредседателя Программного комитета Апрельской конференции Андрей Яковлев.
История
Началась Апрельская конференция с того, что в 1998 году Евгений Григорьевич Ясин ушел в отставку из правительства и пришел в ВШЭ на полную ставку. Собственно, Ясин с самого начала был научным руководителем Вышки, но уделять школе все свое время он смог только после отставки. Конференция – идея Ясина. Ее подготовка началась в 1999-м, а в первый раз она прошла в 2000 году. По масштабам она была похожа на сегодняшнюю факультетскую конференцию: проходила всего один день, работали четыре секции. Базовая идея организаторов заключалась в том, что нужна была площадка, на которой могли бы собираться ведущие российские и зарубежные специалисты, занимающиеся проблематикой России. Позже изначальный фокус на Россию был расширен фокусом на проблемы и решения для развивающихся стран и переходных экономик. Это было дополнительным аргументом для нашей кооперации со Всемирным банком: каждый год своими трэвел-грантами они поддерживают участие семи-восьми докладчиков из Восточной Европы и развивающихся стран. Такой подход и в наших интересах, потому что он позволяет сделать акцент на сравнительных исследованиях и расширяет нашу исследовательскую повестку, и в интересах зарубежных коллег. Одно дело конференция, привлекающая людей, которые занимаются только Россией, и другое – когда на нее съезжаются и те, кто проводит разнообразные сравнительные исследования переходных и развивающихся экономик.
В рамках конференции-2000 был организован большой закрытый (вход только по приглашениям) семинар, который проводился вместе с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Проходил он там, где сейчас заседает Ученый совет, – в 311-й аудитории на Мясницкой, 20. Это был апрель 2000 года, Владимир Путин недавно стал президентом, правительство еще не было сформировано, и люди пытались понять, что будет дальше. Таких закрытых семинаров потом больше не было, но похожую роль в начале 2000-х играли пленарные заседания, куда приходили ключевые министры экономического блока и приезжали ведущие международные эксперты.
География
С самого начала мы были ориентированы на кооперацию с зарубежными коллегами, в тот период – в первую очередь с экспертами Всемирного банка. Были привлечены специалисты высшего уровня из Всемирного банка и Международного валютного фонда. Все эти годы на пленарных заседаниях у нас традиционно были люди уровня вице-президентов Всемирного банка. Участие МВФ в первом семинаре было существенным, потом фонд отошел в сторону, потому что важная для МВФ проблема – поддержание макроэкономической стабильности – в значительной степени была решена уже в начале 2000-х, и у МВФ в России исчезла содержательная повестка.
Конференция с самого начала была международной в силу участия того же Всемирного банка. С середины 2000-х она стала международной и по содержанию программы. Если брать последние годы, то из примерно 500-600 докладов, которые включаются в программу и представляются на конференции за почти четыре дня, порядка 100-120 докладов принадлежит зарубежным специалистам. География участников очень широкая: это страны Восточной Европы, Германия, США, Япония, Китай, Австралия. Одновременно мы приглашаем статусных людей, которые выступают на конференции в качестве почетных докладчиков. Это дает возможность познакомить российскую аудиторию с ведущими иностранными учеными и одновременно познакомить этих ученых с нами, не только с НИУ ВШЭ, но и с современной российской академической средой.
Изменение концепции
Со временем академическая составляющая конференции расширялась и качественно усиливалась благодаря количественному и качественному росту ВШЭ. Вышка 2000 года несопоставима по академическому потенциалу даже не с нынешней ВШЭ, а с той, что была пять-семь лет назад. Довольно быстро, к середине 2000-х годов, Апрельская конференция стала общепризнанной площадкой, на которой раз в год представляются новые исследования практически всех российских ученых, работающих в сфере экономики и социальных наук. Наши коллеги могут обкатать здесь в первый раз свои работы и уже затем представить их за рубежом. На конференцию приезжает все больше зарубежных исследователей, иностранных академических людей, интересующихся нашей нестандартной институциональной средой. Здесь они встречаются с нашими специалистами, которые пытаются объяснить, как работают эти нестандартные институты.
Концепция конференции со временем менялась. Изначально, на мой взгляд, был сделан упор на прикладные исследования и экспертные разработки. Но дальше в какой-то мере сыграла свою роль конкуренция. Существует питерский экономический форум, есть сочинский, красноярский и многие другие форумы; наконец, есть Гайдаровский форум. Мы не конкурируем с питерским, красноярским или сочинским форумами, поскольку это государственные и во многом политические мероприятия, но с Гайдаровским форумом мы конкурировали долго. Некоторое время назад у нас произошло разделение повестки. Гайдаровский форум – это в первую очередь экспертное мероприятие. Эксперты могут встретиться с людьми из правительства, с зарубежными коллегами, и говорят они на форуме не про высокую науку, а про актуальные проблемы и возможные решения в разных областях. На Апрельской конференции тоже остается экспертная часть, продолжаются пленарные заседания, посвященные актуальным вопросам экономической политики, в старом формате, поскольку ВШЭ была и остается крупным аналитическим центром, активно работающим с правительством. Но в первую очередь Вышка – это университет, мы не только учим студентов, мы пытаемся генерировать новые идеи, новые знания. Это невозможно без фундаментальных экономических исследований. А поскольку мы их проводим, то нам важно иметь площадку для их представления и обсуждения результатов. И именно это сейчас становится основной функцией Апрельской конференции.
На фоне глобальных геополитических процессов последних лет мы выстраиваем более тесные кооперационные связи со странами ближнего зарубежья. В программе нынешней конференции есть круглый стол, который инициировал Лев Ильич Якобсон, там есть представители Казахстана, Белоруссии, Армении, Узбекистана и других стран постсоветского пространства. У нас это первое подобное мероприятие. Была идея пригласить людей, занимающихся экспертизой, работающих в академии, и обсудить в широком формате проблемы соотношения теории и практики на бывшем постсоветском пространстве: что у нас общее, что у нас различное, какие возможны уроки. Причем эту идею поддержал Всемирный банк: они предоставляют нам много лет некоторое количество грантов для участников из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В 2019 году ресурс траншей этого гранта используется для приглашения коллег из СНГ.
О расширении тематики конференции
Апрельская конференция никогда не была чисто экономической. Самые первые программы в начале 2000-х уже включали секции по праву, социологии. В следующие годы происходило увеличение масштабов. Я бы сказал, что пик такого расширения пришелся на начало 2010-х. Тогда был заметный рост масштабов конференции, который также отображал рост масштабов университета. Это, на мой взгляд, было естественное развитие, связанное с тем, что конференция объективно является ведущей и наиболее сильной в России по экономике и социальным наукам в целом.
Расширение тематического спектра происходило естественно. Скажем, была региональная секция, потом внутри региональной секции стала выделяться как самостоятельная секция по городам и агломерациям. Это происходило вне связи с появлением факультета урбанистики: он появился позже, а секция раньше. Это была естественная реакция на новые запросы, новые направления исследований, которые появлялись в социальных науках. И мы пытались реагировать. При этом уже минимум лет пять мы пытаемся ограничивать масштаб конференции через повышение планки экспертизы, ужесточение формальных требований: должны быть качественные аннотации, не должно быть в рамках одной сессии больше двух докладов от одной организации. Проблема заключается в том, что мы не всегда оказываемся в состоянии это ограничение выдержать, потому что собрали у себя наиболее сильных специалистов. Если мы хотим представлять то, что реально сделано за последний год в российской науке в разных областях, мы оказываемся вынуждены делать специальные секции, сессии с представлением результатов исследований НИУ ВШЭ.
В 2017-2019 годах масштаб конференции практически не менялся: мы его старались сдерживать, но мероприятие все равно очень масштабное, и даже есть жалобы от коллег о том, что из-за множества параллельных сессий они не успевают попасть на интересные для них доклады. Мы понимаем эту проблему масштабов, однако Апрельская конференция стала площадкой, на которой стараются представить результаты все ведущие группы исследователей, работающие по социально-экономической тематике в России. Если мы хотим такой статус сохранить, то должны поддерживать и масштаб, который является оправданным.
В текущем году мы пошли на сильное расширение числа ассоциированных мероприятий, которые фактически проходят по своим правилам и не являются буквальной частью конференции. Идея была в том, чтобы сделать основную программу более академической. Однако потенциально интересные для разных наших аудиторий темы не исключать, а вынести «за рамку» и сделать их самостоятельными, чтобы они сами себя форматировали. Интересно, что в категорию этих ассоциированных мероприятий сами захотели перейти некоторые вполне себе сильные академические группы. В частности, это семинар, который очень много лет делает Лаборатория сравнительных социальных исследований Рональда Инглхарта. Он у них традиционно длиннее, чем сама конференция: начинается до, завершается после. Это предполагало для них соответствие нашим общим требованиям по срокам и заявкам, процедурам экспертизы и т.д. Когда у нас был программный комитет осенью прошлого года, Анна Алмакаева, которая представляет ЛССИ в Москве, сказала, что им формат ассоциированных мероприятий больше подходит, поскольку он более гибкий. В таком же формате сейчас действует секция по пространственной экономике, которую делает лаборатория профессора Жака-Франсуа Тисса, так же в этом году организованы EACES workshop on state capitalism, совместный с АНЦЭА семинар «Социальные порядки: природа и динамика», семинар «Прикладная эконометрика» и ряд других интересных научных мероприятий. Повышение гибкости с точки зрения расширения линейки ассоциированных мероприятий, причем в формате, который приемлем и для чисто академических групп, и для групп, ориентированных на более прикладные результаты, на мой взгляд, можно рассматривать как безусловное достижение последних лет: мы очень разные, и разнообразие это должно быть поддержано организационно и институционально.