Развитие правил конкурсного отбора ППС
Правила конкурсного отбора ППС модифицировались начиная с 2012 года. Благодаря введению системы критериев, сначала конкурс из формальной автоматической процедуры превратился в процедуру реального внутреннего отбора, а затем произошел переход от внутреннего безальтернативного конкурса к открытому альтернативному найму. Постоянно повышалась роль содержательных критериев, учитываемых наряду с формальными критериями.
В 2012 году были введены требования к ППС при прохождении конкурсного отбора: кроме предъявления требований к квалификации согласно законодательству РФ (определенный стаж научно-педагогической работы и наличие ученой степени в зависимости от должности), университет начал оценивать публикационную активность преподавателей, пока только в количественном измерении (оценивалось наличие за последние три года научных публикаций; преподаватели должны были иметь от 2 до 5 научных публикаций в зависимости от должности).
В 2013 году были введены контракты, учитывающие дифференциацию по нормативам учебной нагрузки (в частности, был введен «преподавательский контракт» с повышением учебной нагрузки на 25%); были созданы профильные кадровые комиссии, проводящие конкурсный отбор «на местах»; увеличилось число преподавателей, не прошедших конкурсный отбор; стал возможен перевод преподавателей на договоры гражданско-правового характера; увеличилась доля краткосрочных (годовых) контрактов.
В 2014 году произошел переход к открытому конкурсу: появились объявления о проведении конкурса в СМИ и в открытом доступе на портале НИУ ВШЭ; к участию в конкурсе начали привлекать внешних претендентов; процедуры стали проходить по аналогии с процедурами отбора преподавателей на международном рынке. Появилась экспертиза научных работ соискателей, очное собеседование с внешними кандидатами, оценка открытых лекций и семинаров кандидатов.
2015 год ознаменовался кризисной ситуацией и сокращением около двухсот ставок ППС и совместителей, повышением норматива, определяющего отношение численности студентов к численности преподавателей. Однако сохранились все академические инструменты и продолжила расти оплата труда.
В 2016 году был введен единый контракт, предусматривающий обязательное выполнение трех видов работы – образовательной, исследовательской и организационной.
В 2018 году в связи с удвоением гарантированной оплаты труда преподавателей были несколько повышены конкурсные требования к публикационной активности. Появились три варианта успешного прохождения конкурса. Первый вариант – наличие академической надбавки 2-го или 3-го уровня либо соответствие условиям назначения академической надбавки 3-го уровня на момент прохождения конкурса. Второй вариант – соответствие критериям ежегодной мониторинговой оценки публикационной активности (смотрите инфосхему «Правила учета публикаций в 2018 году»: https://goo.gl/XjJQk1). Третий вариант – наличие публикаций за последние три года (в том числе работ, принятых в печать, при наличии официального подтверждения от издательства):
· для профессора – не менее пяти публикаций, включая две и более в изданиях, индексированных в WoS (индексы SCIE, SSCI, A&HCI) или Scopus либо в журналах из списка https://scientometrics.hse.ru/goodjournals;
· для доцента – не менее трех публикаций, в том числе не менее одной публикации в изданиях, индексированных в WoS (индексы SCIE, SSCI, A&HCI) или Scopus либо в журналах из списка https://scientometrics.hse.ru/goodjournals;
· для старшего преподавателя – не менее двух публикаций, в том числе не менее одной публикации в изданиях, индексированных в WoS (индексы SCIE, SSCI, A&HCI) или Scopus либо в журналах из списка https://scientometrics.hse.ru/goodjournals;
· для преподавателя и для ассистента, принятого на работу на полную преподавательскую ставку более 1 года назад, – не менее двух публикаций; для ассистента, принятого на работу на полную преподавательскую ставку менее 1 года назад, – письменное подтверждение руководителя структурного подразделения о планируемом повышении уровня публикационной активности до уровня преподавателя к моменту прохождения следующего конкурсного отбора.
Конкурс ППС 2019 года
Этапы и мероприятия конкурса ППС в этом году не изменились. Кандидаты (свои и внешние) подают документы через электронную систему. К документам добавилась лишь пара формальных справок. Каждый кандидат оценивается профильной кадровой комиссией, которая опирается в том числе на экспертные оценки предоставленных научных работ, а также может заслушивать кандидата или проводить личные интервью. После получения рекомендаций профильных кадровых комиссий оценка кандидатов проходит на кафедрах (там, где они сохранились), в департаментах/школах и на факультетах. Затем все документы изучаются мною как первым проректором и с моей рекомендацией отправляются на кадровую комиссию Ученого совета НИУ ВШЭ. Комиссия обсуждает кандидатуры и дает свои рекомендации, которые могут совпадать или не совпадать с предыдущими. Наконец, формальное решение принимается Ученым советом университета по результатам голосования.
Как публикационная активность влияет на конкурс ППС
Формально несоответствие критериям ОПА в настоящее время не является основанием для того, чтобы не рекомендовать коллегу. Но информация о прохождении ОПА с этого года используется в конкурсных процедурах как один из важных показателей результативности наряду с другими показателями. Результаты ОПА и количество набранных баллов доступны в электронной системе по каждому внутреннему кандидату и существенно облегчают оценку их публикационных достижений. Повторю, что на данный момент конкурсные критерии публикационной активности ниже критериев ОПА, но претендовать, скажем, на новый трудовой договор с максимальным пятилетним сроком, если коллега не соответствует критериям ОПА, уже затруднительно.
Критерии преподавательской и организационной активности, учитываемые при прохождении конкурса ППС
Учитываются многие параметры, которые характеризуют деятельность кандидата. Конечно, это публикационная активность, включая экспертную оценку предоставленных научных работ, наличие ученых степеней, результаты преподавательской деятельности (выполнение нормативной учебной нагрузки не менее чем на 75%, чтение важных курсов, среднее значение рейтинга по студенческой оценке преподавания, наличие звания «Лучший преподаватель» и количество лет, когда оно получалось), выполнение условий единого контракта (оценивается непосредственным руководителем как «Активное выполнение», «Выполнение» или «Невыполнение»), наличие практической профессиональной деятельности. Учитываются личные обстоятельства кандидата, например недавний выход из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком, недавнее окончание университета. Рассматриваются дополнительные обоснования и рекомендации руководителей кандидата (если они представлены). Решение о приеме на работу или возобновлении трудового договора очень важное применительно к каждому человеку. Оно должно приниматься ответственно с учетом всех имеющихся обстоятельств.
Подробности о конкурсе ППС 2019 года доступны по ссылке https://pps.hse.ru/2nd2019/.
Ответы на вопросы
Кто не участвует в конкурсе ППС?
В конкурсе ППС не участвуют:
- деканы факультетов;
- преподаватели Лицея НИУ ВШЭ;
- преподаватели, принятые на работу на места временно отсутствующих сотрудников (если они не повышаются в должности).
Распространяются ли критерии публикационной активности на совместителей?
Критерии публикационной активности применяются для решения вопроса о приеме на работу преподавателей на условиях внутреннего или внешнего совместительства, а также для приема преподавателей на время отсутствия другого работника (конкурсный отбор данные категории преподавателей не проходят).
В каких случаях возможно сокращение учебной нагрузки для преподавателей?
Возможно сокращение преподавательской нагрузки для ППС, публикующихся в международных рецензируемых журналах (25%); членов кадрового резерва (25%); обладателей степени PhD, нанятых на международном академическом рынке; преподавателей, выполняющих постоянные административные нагрузки (от 10 до 50% в зависимости от должности).