• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Digital Humanities

Новая цифровая реальность оказывает существенное влияние на развитие гуманитарных наук – истории, лингвистики, философии, культурологии, филологии – в XXI веке. Можно говорить о том, что возникли новые научные объекты, например большие данные (корпуса текстов, социальные сети); новые исследовательские вопросы, например проблема открытых данных и открытого общества; новые способы исследования традиционных объектов, например электронное картирование, объемные электронные базы данных, 3D-моделирование исторических объектов. Принципиально новой является область, связанная с сохранением культурного наследия: виртуальные музеи, оцифровка и 3D-моделирование визуальных объектов, электронная публикация и электронная разметка архивных данных, рукописей и собраний сочинений. Рост интереса к цифровым технологиям в гуманитарной сфере в последние годы носит взрывной характер и в международной академической среде, и в культурной/научно-популярной, и в бизнес-среде. О задачах, проектах и планах центра Digital Humanities рассказывают Анастасия Бонч-Осмоловская и Даниил Скоринкин.

Вызовы нового времени требуют изменений традиционной инфраструктуры академической активности.

Во-первых, на смену индивидуальным исследованиям приходят междисциплинарные групповые проекты: для работы с цифровыми технологиями как минимум нужны программисты. Очень часто такие проекты объединяют исследователей разных гуманитарных специальностей, чьи компетенции дают возможность комплексного исследования историческо-культурного объекта.

Во-вторых, новые способы распространения информации дают возможность существенного расширения аудитории. Таким образом, наиболее востребованными оказываются научно-популярные проекты на стыке собственно академической и просветительской активности, и, соответственно, требуются новые инструменты для рассказа об исследовании для аудитории разного уровня подготовленности. Более того, некоторые проекты, требующие затратных и объемных ресурсов, связанных с ручным трудом, используют технологии краудсорсинга, привлекают волонтеров. Так, например, в 2010 году DH-центр University College London запустил краудсорсинговый онлайн-проект по расшифровке 60 000 страниц рукописей философа Иеремии Бентама (Transcribe Bentham). В России примером участия волонтеров в гуманитарном академическом проекте является проект распознавания академического издания Л.Н. Толстого в 90 томах «Весь Толстой в один клик», реализованный Музеем Толстого и компанией ABBYY.

Наконец, развитие новых технологий работы с данными идет такими стремительными темпами, что возникает качественно новый запрос на дополнительное образование и обмен знаниями в самых разных формах: методические семинары, краткосрочные курсы, онлайн-курсы, научные консультации и т.д. При этом содержательно образовательные проекты должны быть ориентированы именно на задачи, стандарты, форматы и данные гуманитарной среды. Для обеспечения решений перечисленных выше задач в университетах, библиотеках, музеях мира открываются центры цифровых гуманитарных технологий/исследований – Digital Humanities (DH).

Иначе говоря, DH-центры – это не столько научные лаборатории, сколько инфраструктурные хабы, задача которых состоит в предоставлении заинтересованному сообществу (академическому и не только) возможностей для развития, реализации междисциплинарных проектов и обмена опытом. Если говорить совсем просто, задача DH-центра состоит в том, чтобы тем, кому интересно начать работать с цифровыми технологиями в гуманитарных проектах, было куда пойти посоветоваться или обучиться необходимым технологиям и инструментам, а тем, кто уже сделал что-то новое и необычное в этой области, было с кем обсудить результаты. DH-центр объединяет единомышленников, притягивает сочувствующих и просвещает интересующихся.

Зачем создан DH-центр Вышки?

DH-центр должен стать площадкой для выстраивания цифрового гуманитарного сообщества в Вышке, «точкой входа» для новых участников, агрегатором проектов, так или иначе связанных с цифровыми методами в любой гуманитарной области, площадкой для общения для тех, кто уже погружен в эту область. Центр должен не только собирать вокруг себя единомышленников, но и расширять их круг. Поэтому важными задачами центра являются информационная деятельность (рассказывать о DH-новостях в мире, России и в самой Вышке) и образовательная деятельность (обучать тех, кто хочет освоить новые инструменты и методы цифрового анализа данных в гуманитарных науках, причем используя самые разные, часто совершенно новые форматы).

Что делает DH-центр уже сейчас?

Все проекты центра в конечном счете направлены на создание «умных» цифровых ресурсов и инструментов для научного исследования в гуманитарных областях. Моделью здесь могут служить лингвистические корпуса. Благодаря им сегодня любой исследователь языка может получить примеры употребления слов в огромном массиве текстов сразу за несколько столетий. Раньше на такой анализ ушли бы годы, сегодня благодаря цифровым технологиям подбор примеров и сбор статистики происходит за секунды. Оцифровка и осмысленная разметка культурных объектов для филологического, исторического, культурологического анализа – гораздо более сложная задача, но именно эта работа способна дать гуманитарным наукам новую оптику и возможность отслеживать масштабную культурную динамику на макроуровне.

Примером такого проекта является глубоко аннотированный корпус русскойдрамы RusDraCor (rus.dracor.org), ориентированный в первую очередь на сетевой анализ. Наш центр – пока единственное в России место, где системно занимаются сетевым анализом художественных произведений. В мире это направление Digital Humanities развивается давно и активно. Основная идея здесь в том, что социальные сети вымышленных персонажей можно исследовать теми же методами, что и реальные социальные сети, т.е. при помощи теории графов. Корпус активно растет, сейчас в нем уже 144 размеченные пьесы – ключевые и периферийные тексты русской драматургии от Ломоносова и Тредиаковского до Маяковского и Булгакова. Уже на этом материале были получены интересные результаты, позволяющие говорить об эволюции драмы как жанра, причем в кросс-культурной перспективе, т.е. в сравнении с аналогично размеченными немецкими, английскими, французскими пьесами. Сотрудники центра и участвующие в проекте студенты рассказывали о корпусе и исследованиях на его основе на конференциях в Ванкувере, Кельне, Потсдаме, Хельсинки, Тарту. Университет Потсдама выступает партнером проекта.

Совместно с Государственным музеем Л.Н. Толстого осуществляется и проект Tolstoy.Digital. Проект посвящен «глубокой» оцифровке и семантической машиночитаемой разметке всего художественного, публицистического, педагогического и философского наследия Льва Толстого. Сейчас готовится к выходу семантически размеченное электронное издание полного собрания сочинений Льва Толстого, в котором реализован поиск с учетом времени написания, жанра, типа текста и другой метаинформации. Можно искать письма Толстого по имени адресата, дате или месту отправления и т.д.

Совместно с Мандельштамовским центром НИУ ВШЭ центр занимается разработкой аннотированного цифрового архива Осипа Мандельштама. Также вместе со Школой лингвистики центр занимается созданием цифровой версии «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, снабженной уникальным лингвистическим комментарием.

Два исторических проекта центра – это электронный атлас депортаций, который с помощью размеченных карт агрегирует информацию о переселении народов во время сталинских репрессий, и Memory-Wiki – онлайн-платформа для исследования практик памяти, в частности памяти о советских военнопленных в Германии. Партнером Memory-Wiki выступает Университет Бремена.

Есть у центра и проект для полевых лингвистов. Он посвящен проектированию общей базы хранения данных лингвистических экспедиций. Сейчас бывает такое, что данные, героически собранные лингвистами на далекой Чукотке или в высокогорном Кавказе, теряются в недрах экспедиционных компьютеров и положенных на дальние полки жестких дисков… Центр хочет сделать так, чтобы лингвистам было легко с самого начала публиковать собранные материалы в едином формате онлайн.

Все эти проекты с самого начала активно вовлекали студентов самых разных подразделений НИУ ВШЭ – от медиакома до МИЭМа и матфака. Сейчас проекты центра уже интегрируются непосредственно в образовательные программы. Например, бакалавры-филологи участвуют в рамках проектной деятельности в проектах, связанных с наследием Толстого и библиографией Мандельштама. Мы надеемся, что в скором времени список программ, предлагающих студентам цифровые проекты с участием нашего центра, будет существенно расширен.

К слову, общеуниверситетский проект Data Culture внутри факультета гуманитарных наук координирует именно наш центр. Сотрудники центра занимались адаптацией курсов цифровой грамотности под нужды конкретных гуманитарных дисциплин: у филологов упор делался на анализ текстов, у историков – на исследование исторических данных, искусствоведам дополнительно рассказывали об анализе изображений. Сейчас с участием центра готовится запись онлайн-курса по цифровой грамотности.

Преподаванием Digital Humanities как таковых мы тоже занимаемся очень активно. Во-первых, сотрудники центра ведут курсы «Введение в Digital Humanities», очень популярные у студентов всех программ ФГН. Во-вторых, на следующий год силами центра открывается магистерская программа «Цифровые методы в гуманитарных науках». Наконец, самое старое и самое любимое наше начинание – ежегодная Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям. Можно сказать, что именно с этой школы, которая в 2016 году проводилась в Ясной Поляне, возникла сама идея создания DH-центра. В 2018 году школа прошла уже в третий раз.

Программа каждой школы состоит из двух основных компонентов. Первый – серия лекций о подходах и практиках Digital Humanities, которые читают как представители центра, так и гости – иностранные профессора, практики цифровых исследований, data-журналисты, специалисты по визуализации, аналитики данных. Второй – тематические мастерские, в которых участники школы интенсивно работают 2-3 дня. Каждая мастерская – это небольшой междисциплинарный исследовательский проект (например, создание электронного атласа депортаций, сетевой анализ детективов, стилеметрия русской прозы, статистическое предсказание смертей персонажей в «Песни льда и пламени», извлечение ключевых мотивов из многомиллионного корпуса любительской поэзии, анализ социальных сетей сотрудников НКВД во времена Большого террора и т.п.), над которым трудится команда участников под руководством 1-2 преподавателей. Группы студентов тоже получаются междисциплинарные: обычно в каждой есть хотя бы один программист (или неплохо программирующий гуманитарий), а также филологи, лингвисты, историки, географы, культурологи, искусствоведы, исследователи кино… Вообще же участник школы может быть кем угодно, приезжают даже специалисты по космосу.

В школах участвуют не только наши соорганизаторы из Тартуского университета, но и представители крупных мировых научных и образовательных центров. К нам приезжали исследователь культурной эволюции, антрополог Альберто Ачерби (Эйндховенский университет), один из основателей современной стилометрии, разработчик программного пакета Stylo и известный польский переводчик Ян Рыбицкий (Ягеллонский университет в Кракове), стилеметрист Йоанна Бышук, член правления Российской ассоциации цифровых гуманитарных наук Инна Кижнер (Сибирский федеральный университет), славист Филипп Глейснер (Принстонский университет).

А еще мы регулярно организуем в центре лекции и семинары, на которых приглашаем выступить всех желающих. У нас выступали Ангелика Хехтль (Венский экономический университет, лекция «Оцифровка карты влияний на немецкую литературу»), Ирина Полинская (Королевский колледж Лондона, лекция «Проектирование и построение цифрового эпиграфического корпуса IOSPE»), Химена дель Рио Рианде (Университет Буэнос-Айреса, лекция «Оцифровка рукописей средневековой испанской поэзии и другие проекты»), В.С. Полилова (Институт мировой культуры МГУ, лекция «Поэт с поэтом говорит: сравнительное стиховедение в цифровую эру»), иеромонах Пантелеимон (Королев) (лекция «Цифровые методы изучения православного богослужения»), А.В. Муравьев (Школа востоковедения НИУ ВШЭ, лекция о сирийской агиографии), А.А. Пучковская (ИТМО, лекция «Как создают культурно-обогащенную онлайн-карту Петербурга: лекция о проекте InteRetroSpektiva»), П.М. Полян и А.Б. Никитяев («Как цифровые технологии помогли прочесть рукопись из Освенцима»).

Что в планах?

Как мы уже говорили, правильный DH-центр – это интеллектуальный хаб, который объединяет единомышленников, притягивает сочувствующих и просвещает интересующихся. Сейчас мы хотим усилить «гравитационное поле» нашего центра, чтобы притягивать больше людей из Вышки и извне. Для этого мы провели 26-27 февраля первую межкампусную конференцию по Digital Humanities – DH Meetup. Целью конференции было составить общее представление о том, какие «цифрогуманитарные» проекты и исследования ведутся в стенах Вышки. Русское DH-сообщество по-прежнему очень атомизированно. Мы попытались связать исследователей, применяющих в гуманитарных работах цифровые и квантитативные методы, хотя бы внутри одного университета.

1 марта в центре пройдет заседание Российской ассоциации цифровых гуманитарных наук (RADH), участником и сооснователем которой является центр. В заседании примет участие председатель всеевропейской ассоциации EADH Ойвинд Эйде. На следующий день, 2 марта, в «Яндексе» состоится инициированная центром конференция «Data&Science: цифровые методы в гуманитарных науках».

В следующем учебном году мы планируем провести серию вебинаров для всех филиалов Вышки, провести IV Московско-тартускую школу по цифровым гуманитарным исследованиям (см. выше), организовать еще больше лекций и семинаров, а также запустить грантовый конкурс для тех, кто работает с цифровыми данными в гуманитарных науках. Наши консультации по цифровым гуманитарным исследованиям становятся регулярными: они проходят в помещении центра по пятницам. А наш большой и долгосрочный план состоит в том, чтобы создать data-центр для гуманитарных исследований, инфраструктуру для подготовки, хранения и анализа открытых данных, архивов и размеченных корпусов текстов для масштабных и масштабируемых гуманитарных data-driven исследований.