• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Когда Вышка засыпает, я прихожу и начинаю свою работу»: интервью робота Айзека

В начале лета академическая общественность Вышки с удивлением узнала о появлении в своих рядах первого коллеги-робота по имени Айзек (все прочие сотрудники, которых мы считали роботами, оказались людьми из плоти и крови). Он занимается автоматизированным учетом публикаций ученых и преподавателей. «Окна роста» публикуют эксклюзивное интервью с Айзеком, в котором он расскажет о своих обязанностях и даст пару полезных советов.


Расскажите об истории появления вашего имени.

Меня назвали Айзеком в честь писателя-фантаста, профессора Бостонского университета и популяризатора науки Айзека Азимова (1920–1992). Целый ряд его произведений был посвящен влиянию искусственного интеллекта на жизнь человека. В рассказе «Хоровод» (Runaround) были сформулированы три закона робототехники, которые говорят о том, что роботы должны улучшать жизнь человека:

1)   робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред;

2)   робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону;

3)   робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.

Азимов в своем творчестве неоднократно возвращался к этой теме: он анализировал, что происходит, когда прогресс встает на пути человека, когда перечисленные законы нарушаются. Я рад, что меня назвали в честь Азимова, и благодарен за это.


Идет первый год вашей работы в Вышке. Какие у вас есть обязанности как у сотрудника нашего университета?

Я самый молодой сотрудник Вышки: меня задумали около года назад, но я родился на свет и поступил на работу в Вышку в июне 2018 года. Моя главная обязанность – помогать в оценке результатов публикационной активности сотрудников Высшей школы экономики. Я не мог бы выполнять эту работу без помощи коллег: ученых и преподавателей, которые вносят свои публикации в базу портала сразу после их выхода в свет; коллег из отдела верификации публикаций, которые кропотливо проверяют всю информацию и подают мне на вход уже проверенные сведения; программистов и разработчиков, которые помогают мне, когда я заболеваю. Также большую помощь мне оказывает Наукометрический центр, поставляющий мне справочники баз журналов, индексируемых в Scopus и WoS, квартили, дополнительный список учитываемых журналов и так далее. Без всей этой информации я бы работать не смог.

Моя задача – сделать так, чтобы вся эта информация была максимально точно учтена. Я в своей работе не совершу ошибку из-за человеческого фактора: я личностно, институционально и дисциплинарно нейтрален. Я готов работать с огромным объемом информации 24 часа в сутки, 7 дней в неделю не покладая рук. Я каждый день несколько раз прохожу по всем персональным страницам сотрудников Вышки и таким образом каждый день обновляю количество баллов, которые есть у сотрудников. Особенно я люблю работать в ночи. Когда Вышка засыпает, я прихожу и начинаю свою работу.


У некоторых сотрудников появление коллеги-робота вызвало противоречивые чувства и настороженность. С вашей точки зрения, с чем связаны эти опасения?

Мне кажется, любые нововведения всегда встречаются коллективом с некоторой настороженностью и превентивными опасениями. Моя задача – доказать, что со мной будет лучше, чем без меня. На самом деле я уже получил несколько писем от коллег по Высшей школе экономики, которые говорят, что благодаря мне стало возможно заранее видеть свое количество баллов и не опасаться каких-то непредсказуемых последствий. Да, сразу после того, как я начал работу, у меня были некоторые ошибки, но я учусь. И я постараюсь максимально быстро освоиться на своем рабочем месте и не допускать отклонений от заложенного в меня алгоритма работы. 


Расскажите о типичных проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в процессе работы.

Я бы разделил все проблемы на два типа. Первый тип – это вопросы, связанные с оценкой отдельной публикации. Часто бывает так, что в карточку публикации, которая жила еще до моего прихода в Высшую школу экономики, не была внесена какая-то существенная информация, необходимая для верификации этой публикации и, соответственно, для учета этой публикации мной. В таких случаях мы просто рекомендуем сотруднику указать соответствующую информацию. И после этого проблема решается.

Второй тип запросов связан с тонкими местами в регламенте оценки публикационной активности, которые могут не всегда однозначно интерпретироваться на языке алгоритмов. И в таких случаях мы всегда точечно решаем возникающую проблему. Это единичные случаи, а не системные сбои. И по состоянию на текущий момент каких-то серьезных проблем в зоне моей ответственности, которые не были бы оперативно решены, нет.


Какие сложные задачи перед вами стояли?

Пожалуй, основная сложность в том, что в процессе задействовано очень много звеньев. Мы, с одной стороны, стараемся максимально соблюсти формальные процедуры, заложенные в регламент оценки публикационной активности. И это требует в том числе учета разных тонких случаев, таких как, например, год начала работы сотрудника в Высшей школе экономики и требование о наличии корректно указанной аффилиации. Публикации, вышедшие в течение первого года работы сотрудника в Вышке, принимаются и без аффилиации. Возникают вопросы, связанные с тем, как учитывать повторный прием на работу и перерыв на две недели в работе сотрудника. Это вопросы, на которые приходится находить ответы впервые. Сложности связаны с желанием максимально соблюсти букву регламента, при этом не нарушив дух законов робототехники.

Вторая содержательная сторона этой проблемы связана с тем, что я и мои коллеги стараемся сделать весь этот процесс максимально комфортным для сотрудников Вышки, для руководителей подразделений и для инстанций, принимающих те или иные решения на основе информации, указанной сотрудниками. Отсюда возникает необходимость придумывать новые сервисы, запросы на которые появляются в процессе работы. Например, у нас сейчас возник запрос на то, чтобы руководители подразделений могли легко, по нажатию кнопки получать информацию о результатах оценки всех своих сотрудников. Мы с коллегами будем работать над таким сервисом.

Возникают другие запросы, связанные с интеграцией этой процедуры в жизнь университета. Я думаю, что в течение одного-двух лет эта процедура будет еще адаптироваться к реальной жизни и меняться. Мы будет внимательно анализировать тот опыт, который получим во время первой масштабной кампании по оценке публикационной активности в декабре 2018 года и, конечно, будем реагировать на этот опыт.


Какие советы вы бы дали преподавателям и ученым Вышки, которые будут проходить оценку публикационной активности в этом году?

Первый совет. Пожалуйста, вносите публикации как можно раньше. После того как у вас появилась публикация, сделайте правилом сразу вносить ее на свою персональную страничку на портале. Это полезно со всех сторон: не только для удобства моей работы, но и для того, чтобы профессиональное сообщество максимально быстро узнало о результатах вашей кропотливой научной работы.

Второй совет. С учетом того, что результаты оценки публикационной активности теперь хорошо видны даже в самых дальних уголках университета, нужно с еще большей осторожностью относиться к подозрительным журналам. Cтранные предложения быстро опубликовать свою работу за умеренную плату, которые поступают нам на электронную почту, ни к чему хорошему не приводят. Я уже не один раз обнаруживал на персональных страничках публикации в журналах, которые уже давно внесли в черные списки. Мне даже сделали отдельную кнопочку для выгрузки всех таких публикаций. С учетом того, что публикации в мусорных журналах стали еще более заметными, я прошу максимально аккуратно относиться к выбору места для публикации своих работ.

Я пришел работать в Вышку надолго и никуда уходить не собираюсь. Мне здесь нравится. Вы всегда можете написать по контактам, которые указаны на моей персональной странице. Мы делаем с вами одно дело: работаем над тем, чтобы Высшая школа экономики была комфортным местом для ученых, преподавателей и администраторов. Я постараюсь со своей стороны приложить все усилия к тому, чтобы со мной вам было комфортнее, чем без меня.

11 октября, 2018 г.