• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Витрина Вышки: корпоративный сайт hse.ru

Дмитрий Коптюбенко, директор по порталу НИУ ВШЭ, рассказывает о миссии корпоративного сайта университета, «перманентной революции», которая близится к завершению, и новых отношениях ученого с внешним миром.

 

Что такое портал?

 

Портал hse.ru – это лицо Вышки. Его главная задача – в максимально удобной и привлекательной форме представить университет всем тем, кого мы видим в качестве целевой аудитории – от родителя абитуриента до штатного преподавателя. Если же посредством портала происходит первое знакомство человека с университетом, то наша вторая задача – оставить его с нами навсегда.

Все стартовые условия для того, чтобы иметь возможность реализовать эти цели, у нас есть. Во-первых, Вышке в свое время, безусловно, повезло с хорошим дизайном, созданным студией Артемия Лебедева. Во-вторых, мы выигрываем за счет эффекта масштаба. Например, по посещаемости среди российских вузов портал ВШЭ на первом месте: ежедневно им пользуется более 100 тысяч человек, ежегодный прирост составляет 15-20%.

При том что нужно стараться поддерживать такие темпы роста, например, за счет лучшей работы с поисковыми сетями, дающими более половины всего трафика, основной вызов на ближайшие годы – научиться уже имеющихся гостей портала эффективно превращать в абитуриентов, партнеров, контрагентов и т.д. По большому счету, до сих пор мы только готовились принять его, когда переводили портал на новый дизайн в 2015-2016 годах, когда делали портал адаптивным для мобильных телефонов в 2016-2017 годах.

 

Главные вызовы

 

Идеальный сайт, пожалуй, имеет одну кнопку, по нажатии которой любой пользователь, не важно, с какими запросами, получит искомый результат. Портал Вышки в этом отношении далек от совершенства, хотя, я надеюсь, нам отчасти удалось облегчить навигацию по нему – за счет перехода на поисковый движок «Яндекса», переработки справочников (сотрудника, студента и т.д.), постоянной борьбы с засильем «полезных» (на самом деле нет) ссылок…

В большей степени проблема навигации касается научного и экспертного контента. Исторически большая часть информации здесь структурирована по формальным критериям: подразделения или публикации относительно легко найти по типу (все лаборатории, все центры или, например, все книги, все статьи в журналах и т.п.), но не по темам: социология профессий, история философии, культурология, математический анализ. В 2017 году был совершен первый подход к тематической рубрикации подразделений, но пока это больше похоже на заявление о намерениях.

Образовательный контент был изначально структурирован по тематическим направлениям, и здесь задача другая – больше про красивую картинку и маркетинг. Тут «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Например, два года назад шаблон сайта основной образовательной программы на портале Вышки казался вполне современным, и потому ему не уделялось столько же внимания, сколько другим. Но если не прокачать его в 2018 году, прежде всего технологически, если все оставить как есть, это будет, мягко говоря, не лучшим решением.

В свое время главная страница портала в новом дизайне сначала появилась в англоязычной и только потом в русскоязычной версии. Мне кажется, что в ближайшие месяцы основной импульс развитию также будет задавать англоязычный портал по банальной, по большому счету, причине: вырабатывать маркетинговые компетенции легче с квалифицированным заказчиком. Уже сейчас можно посмотреть, как визуально преображается посадочная страница International Admissions. До конца года на ней появится интерактивная опросная форма, призванная собирать контакты абитуриентов. Это может показаться мелочью, но такие нюансы важны как раз в контексте превращения безликих «пользователей» в «друзей».

 

Что будет при коммунизме

 

Нынешние темпы развития технологий, казалось бы, должны препятствовать долгосрочным прогнозам. К сожалению, в действительности все с точностью до наоборот. Если мы хотим оставаться в тренде и через три, и через пять лет, нам нужно уже сейчас хотя бы в общих чертах представлять светлое будущее. А оно будет точно базироваться на новом технологическом ядре портала – без нынешних уязвимостей, с большим КПД работы серверного оборудования.

Предварительные расчеты показывают, что эта работа грозит растянуться на 8-10 лет. Мы в начале этого долгого пути, уже выбрали программную платформу для развития – Node.JS, но пока, например, такая строка плана «Сентябрь 2015 года. Переписывание пары сотен оставшихся вспомогательных утилит» видится чрезвычайно отдаленной во времени. Причем вся эта работа должна быть проведена без ущерба текущим планам развития портала как витрины университета в интернете. То есть нам грозит еще долгая работа по корректировке и согласованию всех планов. Но если мы не будем этим заниматься, то лет через пять портал безнадежно устареет.

В этом отношении очень важно ощущать поддержку от коллег в ИТ-блоке. За прошлые годы портал оброс многочисленными сервисами для сотрудников, многие из них были созданы разве что не при царе и сейчас нуждаются в воссоздании с нуля. В ближайшие годы они будут мигрировать на платформы ДИТ, на портале же останутся лишь единицы из них, в их числе – связанные с учетом публикаций.

Про последнее можно говорить подробнее хотя бы потому, что в числе текущих это самая масштабная наша задачка. На портале уже развернут функционал для верификации введенной сотрудниками информации о свежих научных публикациях. Сейчас мы ждем техническое задание для написания алгоритма («робота»), который позволит автоматически присваивать определенные баллы каждой верифицированной публикации. В результате в личном кабинете сотрудник будет видеть рядом со своей публикацией балл, который ей присвоен, и сможет оценить, хватает ли его для успешного прохождения той или иной академической кампании (см. подробнее: «Окна роста», выпуск 149).

Если говорить о более близкой перспективе (по сравнению с планами технологической переработки портала), то мы должны научиться предоставлять пользователям уникальный контент. В идеальной ситуации это работает так: ты интересуешься физикой, и на портале тебе предложат ссылки на материалы разной сложности именно по физике; ты интересуешься современной литературой, и получаешь ссылку на исследования, рецензии, семинары по современной литературе. Впрочем, эта работа тоже не на один год.

 

Перманентная революция

 

Любые перспективные планы складываются из совсем крошечных элементов вроде упомянутой выше интерактивной опросной формы. Например, тому же облегчению навигации по научному контенту должно предшествовать изменение дизайна блока новостей в одном из действующих шаблонов, изменение дизайна блока анонсов; задаче популяризации результатов научного знания препятствует отсутствие адаптивного дизайна сайта IQ.hse.ru, над которым мы сейчас работаем, и т.д.

Из того, что еще пока не приспособлено для отображения в мобильных телефонах и что сейчас в работе, – это Ярмарка проектов. Совсем недавно адаптировали персональные страницы сотрудников. На Западе есть большая и старая культура презентации сотрудников университета во внешнем мире. Ученый может быть не только носителем знаний и хорошим преподавателем, но и «продавцом». У персональной страницы есть маркетинговая составляющая, которая помогает монетизировать культурный капитал.

  портала Вышки нет брата-близнеца или какого-то одного образца, на который можно ориентироваться во время преобразований. Как правило, мы перерабатываем и используем отдельные удачные элементы и находки лучших университетских сайтов всего мира. Например, сейчас, если так корректно говорить, пытаемся «своровать» одно очень понравившееся нам решение на сайте Йельского университета. Недавно вдохновлялись научным разделом сайта Калифорнийского технологического института.

 

Аудитория портала

Данные с 1 января по 11 октября 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года.

Источник: GoogleAnalytics
Сеансы* Пользователи** Просмотры***
+17%+13%+4,3%
30,4 млн9 млн84,2 млн

* Сеанс – период времени, в течение которого пользователь активно работает с веб-сайтом.

** Пользователь – посетитель сайта, имеющий уникальные характеристики (IP, браузер и т.п.), имевший за период хотя бы один сеанс.
*** Просмотры – количество страниц сайта, на которых были пользователи. Учитываются повторные просмотры.

 

5 сентября был поставлен абсолютный рекорд по числу сеансов – почти 214 тысяч в сутки. В будние дни сентября–октября число сеансов регулярно превышает 150 тысяч, иногда доходя до 170 тысяч и выше (против 130-140 тысяч годом ранее).

В сутки на сайте Вышки просматривают около полумиллиона страниц, главная страница занимает лишь пятую часть этого трафика. 90% посетителей – из России. Мы фиксируем опережающий рост зарубежной аудитории, но пока далеко не теми темпами, которыми могли бы гордиться. Посетители молоды, почти половина – в возрасте 18-24 лет, чуть более 60% всех пользователей – женщины. 40% заходят на портал с мобильных и планшетов, год назад таких было менее 35%.

 

Структура трафика на портал НИУ ВШЭ


 

 

Автор текста: Коптюбенко Дмитрий Борисович, 21 декабря, 2017 г.