• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Окно в башне из слоновой кости: факультативы Вышки



Факультативы Вышки уже 14 лет позволяют банковским служащим, биржевым аналитикам и офисным менеджерам приобщиться к искусству танца, выучить язык своего тела, понять современный театр и расшифровать авторский кинематограф. В свою очередь, филологические девушки и юноши-философы, городские художники и вольные поэты получают возможность узнать о математическом моделировании, избавиться от страха перед регрессионным анализом данных в SPSS и погрузиться в волшебный мир правовой аналитики.

 

Как все начиналось

 Программа общеуниверситетских факультативов была создана по инициативе ректора Ярослава Кузьминова в 2003 году. Изначальная ее цель – улучшение подготовки студентов и молодых исследователей Высшей школы экономики в области гуманитарных наук. Тогда эти курсы читали блестящие московские гуманитарии, настоящие звезды своих дисциплин – Олег Аронсон, Татьяна Венедиктова, Борис Дубин, Вера Зверева, Александр Каменский, Андрей Полетаев, Наталья Проскурякова, Алексей Руткевич, Ирина Савельева, Александр Филиппов и многие другие. Не каждому студенту гуманитарного факультета даже крупного вуза посчастливится встретить в учебной аудитории таких специалистов.

Гуманитарные факультативы как 14 лет назад, так и сегодня предназначены для тех, кто хочет разобраться в разнообразных формах коммуникации и сделать осмысленным свое отношение к литературе и искусству, политике и истории, экономике и повседневности. Они не позволяют забыть, что одна и та же цивилизация способна одновременно порождать столь разные вещи, как поэмы Т. С. Элиота и шлягеры Tin Pan Alley, живопись Брака и обложки журнала Saturday Evening Post, причем все четыре образчика относятся к культуре и являются продуктами одного и того же общества.

 

Факультативы сегодня

По мере превращения Вышки из преимущественно экономического вуза в большой многодисциплинарный университет стали появляться новые курсы. В 2015 году была создана единая система общеуниверситетских факультативов с централизованной записью и отчетностью. В первый же год существования этого инструмента на занятия записались тысячи внешних слушателей – жадных до знания горожан. Хабермас называет это удовлетворением остаточных потребностей, то есть потребностей, вытесненных из жизненной практики современного общества, но духовно значимых и желанных.

Сегодня Вышка предлагает около полусотни факультативов – от практической линейной алгебры и теории игр до проблем исследования британской популярной музыки и театра XX века. Обучение на программе общеуниверситетских факультативов бесплатно как для студентов, так и для внешних слушателей. Общеуниверситетский факультатив изучается вне рамок основной образовательной программы и необязателен для выбора. Факультативы стали элементом большой просветительской работы нашего университета, который все активнее играет роль посредника между научным сообществом и современной городской публикой, заинтересованной в качественном и надежном знании.

 

Как записаться на факультатив?

Есть две волны записи: 5-20 сентября и 1-20 декабря. Однако запись может быть закрыта раньше установленного срока или продлена по решению организатора факультатива.

С 2015 года запись слушателей на все курсы проводится в электронной форме через систему LMS (для студентов НИУ ВШЭ и для внешних слушателей).

Преподаватели также размещают в LMS материалы и задания по дисциплине, назначают, если это предусмотрено программой, промежуточные или итоговые тестирования, ведут журнал оценок и оповещают слушателей о различных мероприятиях по изучаемой дисциплине. Для некоторых курсов созданы отдельные сайты.

 

Что дает чтение факультатива преподавателю?

Комментарии


Ирина Сироткина
, автор и преподаватель факультатива «Танец и двигательная культура в истории современности»

Курс дает мне возможность погрузиться без остатка в свой материал, который я очень люблю, – движение и танец. Моя основная работа в Институте истории естествознания и техники требует от меня исследований и на другие темы, а здесь предмет моих научных интересов и мое собственное увлечение танцем совпадают.

Я читаю этот курс уже шестой год и могу точно сказать, что четвертый год стал переломным: на факультатив стало записываться больше слушателей, чем могла вместить аудитория. Видимо, слух о том, что в Вышке можно послушать такие лекции, распространился наконец по нашему многомиллионному городу. Я очень ценю, что на курсе много тех, кто сам занимается танцем или какой-то двигательной практикой. С ними я могу многие вопросы обсуждать углубленно, проверять с их помощью какие-то свои гипотезы; они делятся собственными ощущениями, наблюдениями и знаниями.

Я постоянно меняю программу – чтобы стала яснее, прозрачнее структура курса, почему я даю именно эти темы, – работаю над визуальным материалом, включаю даже практические, двигательные задания-упражнения. Потому мне и самой нескучно читать этот курс вот уже который раз: я чувствую, что он развивается и хорошеет вместе со слушателями.

На мой взгляд, формат факультатива для слушателей имеет только преимущества. Это свобода выбирать тему, которая им особенно интересна, делать работу, в которой они смогут наилучшим образом себя проявить (я даю на выбор письменное эссе или практическую работу – освоение двигательного навыка, собственную хореографию, перформанс или импровизацию). Кроме того, очень важен бесплатный характер курса – это настоящее щедрое просветительство со стороны Вышки.


Линор Горалик
, автор и преподаватель факультатива «Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве»

Моя главная задача при чтении этого факультатива – показать студентам, пришедшим из очень разных дисциплин, что костюм (и, соответственно, исследования костюма) могут быть большой и полезной частью их исследовательских проектов – хоть в области политологии, хоть в области истории литературы. Среди моих студентов оказываются и первокурсники-филологи, и аспиранты-социологи; это трудный сюжет: надо строить занятия так, чтобы все они, вне зависимости от бэкграунда, могли активно воспринимать происходящее. При этом мне кажется, что с каждым годом на курс записываются студенты, все лучше понимающие, чего они ждут от моей работы. Для меня это – знак того, что теория моды и костюма, благодаря небольшой, но очень продуктивной группе энтузиастов (и в первую очередь Людмиле Алябьевой, главреду «Теории моды» и редактору «Библиотеки теории моды») становится и более понятной, и более близкой, и более значимой дисциплиной в России. Это, кстати, одна из причин того, что я хоть немного меняю курс практически каждый год: с одной стороны, совсем очевидные вещи не надо разжевывать, с другой – в силу возраста большинства участников разбирать с ними примеры пятилетней давности неправильно – они не вызывают личного, эмоционального отклика, надо подбирать свежие и недавние кейсы. Факультатив как формат вообще очень стимулирует «шлифовку» курса и определенный перфекционизм: ты понимаешь, что люди, пришедшие тебя слушать, не обязаны здесь быть – они оказывают тебе честь, и их ожидания надо оправдать.


Александра Колесник, один из авторов и преподаватель факультатива «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки»

Мне очень повезло, поскольку я начала вести факультатив в 2012 году, еще будучи студенткой магистратуры. Программу курса мы разработали совместно с Натальей Самутиной и Алексеем Плешковым. Инициатором был Алексей, который предложил организовать факультатив о британской рок-музыке, а Наталья Владимировна нас поддержала. С 2014 года я читаю курс полностью самостоятельно.

Для меня этот курс, как и координация Программы гуманитарных факультативов ИГИТИ, стал важной частью работы в Вышке. Я занимаюсь изучением музыкальной культуры Великобритании второй половины ХХ века, факультатив является той площадкой, где можно обсудить важные для меня темы с заинтересованной публикой. Исследования популярной музыки – это относительно новое направление в социальных и гуманитарных науках, получившее развитие только в 1980-е годы, преимущественно в англо-американской традиции. К сожалению, в нашей академии нет центров/факультетов/институтов/образовательных программ, где можно было бы изучать популярную музыку и писать о ней академические, а не журналистские тексты (к слову, с этим тоже не все хорошо). В России есть очень сильная музыковедческая школа, сфокусированная исключительно на академической музыке. Популярная музыка остается по-прежнему маргинальной темой. А ведь любой ведущий университет в Великобритании и США имеет отделение музыковедения, социологии музыки и/или культурных исследований музыки, есть сильные школы в Скандинавии, Нидерландах и с недавнего времени в Германии. Факультатив как раз является той площадкой, где мы говорим со слушателями о современных исследованиях популярной музыки, о том, как и на каком языке ее изучать; все это иллюстрируется примерами из истории британского рока. И каждый год приходят разные люди, но именно за этим. Пожалуй, для меня это самое главное. Очень радует, что среди слушателей много студентов не только Вышки, но и других вузов – от РГГУ и МГУ до МГТУ имени Н.Э. Баумана и РЭУ имени Г.В. Плеханова. Немало внешних слушателей играют в музыкальных группах, работают в студиях звукозаписи, пишут для разных музыкальных изданий, подрабатывают концертными фотографами. Но и очень много слушателей из банковской сферы и менеджмента. Они тоже выступают с презентациями, а затем с восторгом пишут зачетные работы.

Я каждый год обновляю и расширяю программу. Это позволяет делиться со слушателями какими-то новыми сюжетами и исследованиями, обсуждать новые музыкальные явления, ведь популярная музыка очень динамично меняется. Большое преимущество формата факультатива состоит в том, что слушатели могут изучать именно те темы, которые им интересны. То, что Вышка дает такую возможность не только студентам, но и сотням горожан, давно окончившим университет (а среди слушателей – люди самых разных возрастов), – действительно большое и значимое дело.

 

Евгения Надеждина, автор и преподаватель факультатива «Социологический анализ рекламной коммуникации»

Факультатив, который я читаю в рамках программы Института гуманитарных историко-теоретических исследований, ровесник самой программы и института. В первые три-четыре года на мой курс «Социология рекламы» записывалось до трехсот студентов ВШЭ, лекции шли в три потока, а проведении семинаров при таком огромном наборе можно было лишь мечтать... Моими слушателями были студенты практически всех факультетов, но особенную заинтересованность проявляли социологи, бизнес-информатики, менеджеры и журналисты.

Три года назад программа курса несколько изменилась, теперь он называется «Социологический анализ рекламной коммуникации». Основное содержание – методы конструирования рекламного сообщения на текстологическом, визуальном и нарративном уровне. Мы проводим три практических занятия: по разработке слогана, сценария рекламного видеоролика, и рекламной концепции товара. Последнее проходит в виде деловой игры, и вызывает неизменный интерес слушателей.

Свою задачу я вижу как  в некотором роде просветительскую. Для студентов, особенно не социологов, это возможность посмотреть на рекламу не через призму экономической эффективности и маркетингового воздействия, а как на инструмент конструирования социальной реальности, мощный канал поддержания и трансляции стереотипов, форму поэтического осмысления действительности и новый формульный жанр массовой культуры. Помимо теоретической части, на практических занятиях у студентов и слушателей есть возможность почувствовать себя «переводчиком» с языка коммерческого брифа на язык образный, найти нестандартное, и вместе с тем практически реализуемое решение для рекламной компании товаров массового спроса.

Аудитория факультатива за это время изменилась, что  повлияло на содержание и качество работы. Потрясающим был курс весны 2016 года, это был первый открытый год программы общеуниверситетских факультативов. Две трети слушателей были уже далеко не студенты, специалисты в области рекламы, маркетинга, и даже руководитель небольшого агентства. Проекты, как индивидуальные, так и групповые были яркими, творческими, но вместе с тем и вполне реалистичными. Атмосфера на занятиях была потрясающей! Это был очень важный опыт для студентов Вышки, которые работали в команде с практиками, а для внешних слушателей – прекрасная возможность снова погрузиться в студенческую среду с ее атмосферой поиска, совместного творчества, свободы от шаблонов и стандартных решений.

Формат факультатива, на мой взгляд, интересен и важен именно такой возможностью профессиональной коммуникации и диалога. Погруженным в профессию специалистам сложно вырваться из производственной рутины, а студентам – представить, как устроен реальный мир бизнеса. И университет дает такую возможность, значимую для расширения профессионального поля и приращения культурного капитала обеим группам.

С другой стороны, для меня, как преподавателя, это интересная задача: построить лекционный и практический курс так, чтобы он был интересен столь разным по своим профессиональным компетенциям и жизненному опыту слушателям.

Конечно, формат факультатива не дает возможности овладения какими-либо уникальными профессиональными навыками тем, кто, возможно, ожидает этого, нет возможности получить фундаментальные теоретические знания и полезные практические навыки. Но ценность факультатива как формата работы, по моему глубокому убеждению, в возможности взаимного обмена, поиска нестандартных решений, творчества. И я благодарна всем, причастным к организации и практическому воплощению этой программы, за возможность встречи с творческими и ищущими людьми.

 

Важные даты

1 декабря стартует вторая волна записи на общеуниверситетские факультативы.

С 24 января по 15 февраля принимаются заявки на организацию новых курсов.

 

Важные ссылки

Общая информация о факультативах: https://www.hse.ru/org/hse/elective_courses/OF_GI

Список курсов текущего академического года: https://www.hse.ru/org/hse/elective_courses/OF_KK

Запись на факультативы: https://electives.hse.ru/of_students

Алгоритм подачи заявки на организацию новых курсов: https://www.hse.ru/org/hse/elective_courses/OUF_zajavka




23 ноября, 2017 г.