Проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич рассказывает «Окнам роста» о важности академических ценностей и о новом онлайн-курсе, который подробно с ними знакомит.
Как появилась Декларация ценностей НИУ ВШЭ, кто ее сформулировал, прежде чем ее утвердил Ученый совет в декабре 2013 года?
Если спросить любого академического человека, нужны ли университету ценности и может ли он жить без них, то ответ будет «конечно, нужны». Невозможно прописать все правила, и если не будет ценностей, то есть оснований для общего понимания того, что остается за рамками написанного, то мы утонем в бюрократии и недоверии. Это касается и ожиданий людей друг от друга, и ожиданий университета от преподавателей, преподавателей от университета, университета от студентов и наоборот. Все важные отношения, которые есть в университете, во многом основываются на чем-то недосказанном. А это недосказанное – на ценностях.
С одной стороны, все понимают, что это очень важно, что если ценности здоровые, то это помогает обществу развиваться, а людям – существовать в нем более комфортно.
С другой стороны, часто в университете заговаривают о ценностях только тогда, когда происходит что-то не самое хорошее, когда случается конфликт, который демонстрирует разное понимание определенных вопросов.
Я приведу пример. У нас есть Положение о надбавках. Оно очень длинное и детальное. Изначально оно было гораздо короче, но оно обрастает дополнительными деталями именно потому, что возникают разные случаи, когда, с одной стороны, вроде бы очевидно, что так-то и так-то делать нельзя, и очевидно, как нужно действовать, но люди поступают по-другому. Новые кейсы возникают всегда, потому что жизнь становится более разнообразной, появляются в нашей практике вещи, которых мы раньше не знали. Например, черный список журналов появился после того, как выяснилось, что некоторые люди публикуют статьи за деньги. Когда возникали такие негативные кейсы, сообщество их обсуждало и возмущалось.
___________________________________
Никто не обижается на нарушение закона. А если люди нарушают неписаные правила, то это больно задевает общество.
___________________________________
И когда обсуждается негативный кейс, то часто упоминается, что да, хорошо бы было, если бы у нас все было вербализовано. Но такая работа все-таки не ведется, потому что ценности как вещь маловербализуемая проявляются в практиках. Нигде не написано, что нужно делать так-то и так-то, просто мы знаем из практики: мы делаем так-то, и люди, которым мы доверяем, делают так-то. Вспомним Маяковского, у него отец объясняет крошке сыну на примерах: «Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик». А вот когда «грязь лежит на рожице», это плохо.
Тем не менее в какой-то момент родилась идея проговорить, описать словами ценности Вышки. Документ родился в жарких дискуссионных баталиях, потому что разные люди за разными словами видят разные практики.
Декларация ценностей есть на портале университета (https://www.hse.ru/news/life/105019933.html), но не то чтобы каждый день эту страницу посещала масса народа. Ровно потому, что ценности проявляются в повседневных практиках. Это с одной стороны. С другой стороны, наш университет в своей политике привлечения сотрудников ориентируется не только на людей, которые в нем выросли, но и на самый широкий круг «новеньких», в том числе и зарубежных «новеньких». И далеко не очевидно, что новые люди из воздуха уловят то, что нам дорого и важно. А в разных университетах разные практики. Например, в региональном университете принято за деньги публиковать статьи в региональных журналах, потому что там журналы так выживают. И человек, придя в Вышку, так и поступил – и оказался под ударом, хотя он, может быть, и не хотел сделать ничего плохого. Он ничего не нарушал сознательно, он жил в рамках имевшихся у него представлений.
Директор по фундаментальным исследованиям НИУ ВШЭ Александр Балышев:
«Довольно часто, встречаясь с зарубежными коллегами и обсуждая практики организации научно-исследовательской деятельности, я слышу вопросы о действующей в нашем университете политике, связанной с академическими ценностями, и об инструментах их распространения среди сотрудников. Первое время я даже не понимал, почему коллеги так акцентируют внимание на этом вопросе. Да, у нас есть в свободном доступе Декларация ценностей, и мы все обязаны ей следовать. Однако более подробно пояснить, как мы приобщаем наших сотрудников к этим ценностям, не представлялось возможным. А появление нового курса отвечает на этот вопрос. Оно стало логическим завершением построения прозрачной академической политики нашего университета, что соответствует общепринятым международным стандартам»
Поэтому родилась идея сделать курс «Академические ценности ВШЭ» (https://online.hse.ru/local/crw/course.php?id=32), прежде всего адресованный людям, только что пришедшим в университет. Этот курс – знакомство с нашим университетом и рассказ о его ценностях.
Мы обратились к выпускникам кадрового резерва. Родилась инициативная команда, которая взяла на себя труд подготовить такой курс. Это была большая работа. В целом ряде зарубежных университетов такие курсы есть, но мы ничего не копировали: коллеги построили его с нуля. В этом курсе нет одного преподавателя, он устроен не так, что вот кто-то один рассказывает, как должно быть. Сами преподаватели и научные сотрудники университета, причем из числа самых уважаемых, делятся примерами, рассказами о практиках, о том, что важно именно для них. Работа шла долго, она завершена, и сейчас курс открывается.
Какого вы ждете результата от курса?
Во-первых, мы надеемся, что он будет способствовать интеграции новых коллег в среду Вышки. У меня есть такое полунаивное соображение, что когда ты смотришь ролики и с тобой с экрана кто-то доверительно разговаривает, то потом к этому человеку с вопросом обратиться будет легче, чем к кому-то, кого ты вообще не знаешь.
У нас в плане территории очень разобщенный университет, и нам очень нужно все, что нас интегрирует, знакомит и делает единым сообществом. Это очень важно.
Кроме того, это профилактика неловких моментов, связанных с возможными нарушениями правил этики, вызванными тем, что люди чего-то не знают. Мне кажется, это тоже очень важно.
Я надеюсь, что этот курс будут смотреть не только коллеги, которые только что пришли в университет, но и люди, которые давно здесь работают. Вероятно, кому-то какие-то положения этого курса покажутся сформулированными не лучшим образом, а какие-то другие – дискуссионными. Я считаю, что разговоры вокруг этого тоже важны: это возможность высказать разные мнения и прийти к чему-то общему, что тоже способствует интеграции.
С момента принятия этих ценностей прошло четыре года. Что-то изменилось за это время или принятые тогда ценности как были незыблемыми, так и остались?
Я считаю, что какими были, такими и остались и останутся еще долго. Мне кажется, эти формулировки прошли проверку временем. Это не что-то сиюминутное, а действительно важные вещи, которые лежат в основе нашего функционирования.
И университет, конечно, за эти четыре года очень изменился. У нас стало больше иностранных студентов и иностранных преподавателей, мы надеемся, что для них в следующем году появится англоязычная версия курса.
_____________________________________
«Университет изменился, но все равно те основы, на которых он стоит и развивается, остаются неизменными».
_____________________________________
Этот курс обязателен или его проходят по желанию?
Мы считаем важным, чтобы этот курс проходили все коллеги, которые приходят к нам в университет, и научные сотрудники, и преподаватели, поэтому мы его будем встраивать в наши кадровые процедуры.
Там шесть тематических блоков, соответствующих шести ценностям. В конце каждого блока есть тесты, и в конце курса ты проходишь набор тестовых вопросов. Выбирая правильные ответы, ты соглашаешься с этими ценностями. Отвечать на каждый вопрос можно много раз, тут нет такого, что человек проходит тест и ему говорят: вы согласны с ценностями Вышки на 75%. Нет, курс устроен таким образом, что вы проходите все и в конце отвечаете правильно на все вопросы.
Что-то изменилось в Вышке к лучшему с момента принятия шести ценностей?
Прошла большая реформа: из большого количества отдельных небольших факультетов организовали мегафакультеты. И на этих факультетах стали образовываться системы самоуправления, возникли научные комиссии, которые по целому ряду направлений принимают решения, которые раньше принимались на уровне центра. То есть возникают очаги, элементы самоуправления, и появляется больший спрос на ценности. Потому что одно дело, например, когда человек нарушил какое-то центральное правило, это сразу «возгоняется» на уровень центральной администрации, а другое дело, когда есть правило, принятое на мегафакультете, и тогда нарушение этого правила – это в первую очередь вопрос отношений человека с мегафакультетом. Поэтому люди стали, мне кажется, больше думать о ценностях и больше к ним апеллировать. А когда люди в большей степени принимают участие в принятии решений, у них и вовлеченность больше, их заботит то, что происходит вокруг них.
Была ли дискуссия, когда принимали эти ценности на Ученом совете?
Была бурная дискуссия. Раньше было понятно: университет – это башня из слоновой кости. Его не волнует все, что происходит вовне, его интересует только то, что происходит внутри. Сейчас концепция университета меняется, и очень сложно определить, в какой степени он должен вмешиваться в жизнь общества, в какой степени должен допускать вмешательство в свою жизнь извне. Мне кажется, вокруг этого была значительная часть дискуссии.
Чтобы получить доступ к материалам курса «Академические ценности», нужно выслать запрос начальнику Управления академического развития Анне Гришиной ( agrishina@hse.ru).
Некоторые материалы курса, в том числе обращение ректора к сотрудникам университета и ролик об идее и структуре курса, размещены в открытом доступе. Посмотреть ролики можно здесь: https://www.hse.ru/info/statement .