Кирилл Букин, доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ
В моей жизни Долгопрудный играет особую роль, потому что там находится Московский физико-технический институт, студентом которого я был целых шесть лет. Я поступил на первый курс в 1971 году и закончил там учиться в 1977-м. После аспирантуры в 1980 году я получил ставку ассистента на кафедре высшей математики. В 1999 году я в последний раз поучаствовал в экзаменационной сессии как преподаватель, а потом расстался с коллегами, с кафедрой и городом.
Вновь с Физтехом я стал сотрудничать, уже будучи доцентом Высшей школы экономики. В то время в Физтехе была образована кафедра, на которую для чтения курсов микро- и макроэкономики были приглашены преподаватели факультета экономики нашего университета. В течение нескольких лет я ездил туда и читал лекции по макроэкономике. Но потом эти еженедельные поездки стали меня утомлять. В конечном итоге я прекратил там преподавать, решил дать дорогу молодым преподавателям. Так что в последний раз я там был в 2014 году.
Московский физико-технический институт был открыт в Долгопрудном в 1951 году, в сталинскую эру, в эру работы над атомным и водородным оружием, развития космической науки и т.д. Это были приоритетные направления в физике и технике, для развития которых государству нужны были специалисты. Для этого требовалось создать новое учебное заведение. Так появился Физтех. Поскольку Физтех выпускал специалистов для работы в различных областях, связанных, в частности, с обороной страны, изначально было принято решение о его размещении в некотором отдалении от Москвы. Вуз стал фактически областным, потому что, когда в 1962 году была построена Московская кольцевая автодорога, она прошла южнее городской черты Долгопрудного, тем самым отделив его от Москвы. Я не знаю, кто принимал решение о выборе места расположения Физтеха. Может быть, даже лично Иосиф Виссарионович распорядился вынести его за черту города.
Физтех существовал и до этого. Сначала это был один из факультетов МГУ наряду с физфаком. Понятно, что в рамках МГУ два факультета с очень близкой тематикой ужиться не смогли, поэтому он был выведен в Долгопрудный в 1951 году.
У Физтеха была своя особенность, ноу-хау. Там появились так называемые базовые кафедры при научных подразделениях, институтах Академии наук, отраслевых НИИ. Распределение студентов по базовым кафедрам проходило в конце второго курса. Физтех был на особом положении. Например, туда могли поступить только граждане СССР в возрасте до 25 лет, в то время как во всех остальных вузах СССР – до 35 лет. Также там студентам выплачивалась повышенная стипендия. В то время это имело большое значение. Когда я стал аспирантом Физтеха в конце 1970-х годов, моя стипендия составляла 130 рублей. Если бы я поступил в аспирантуру Академии наук, то там бы получал 80 рублей. Огромная разница. Сейчас все аспиранты поголовно работают, работа отнимает у них львиную долю времени, что приводит к задержкам в научной работе, в написании диссертации, опубликовании статей. В советское время, когда ты имел зарплату 130 рублей, никакие подработки были уже не нужны.
Поступление мое было в какой-то степени случайным. В своем физматклассе я был единственным, кто пошел поступать в Физтех. Остальные поступали либо в технические вузы более низкого уровня, либо в МГУ. Почему-то я посчитал, что заниматься математикой будет скучно и неинтересно и нужно заниматься физикой или техникой.
Добираться из дома в Москве до Физтеха в Долгопрудном в то время было довольно сложно, потому что еще не была построена ветка метро, которая идет с юга на север. Тогда я жил на Мытной улице, и мне приходилось добираться до Новослободской, садиться на 5-й автобус и ехать до Савеловского вокзала. Это было настоящее путешествие.
Когда же я поступил в Физтех, мне предоставили место в общежитии. Общежитие было построено в 1950-е годы на улице Первомайская, центральной улице Долгопрудного. Она проходит через весь город параллельно Савеловской железной дороге. Так что я не просто учился в Долгопрудном, я даже жил в Долгопрудном полных два года, так как в общежитии могли жить студенты-москвичи, обучавшиеся на первом и втором курсах.
В конце второго курса мне нужно было выбрать базовую кафедру. Мой выбор пал на кафедру при Институте проблем управления. Я там слушал лекции каждый четверг. Учебный процесс в Физтехе был организован таким образом, что у нас был свободный день для самостоятельных занятий, но при этом программа была настолько насыщенная, что у нас пары заканчивались в 18:30 и даже 20:00 практически каждый день.
Долгопрудный – это очень специфический город. В чем его специфика? Он так называется, потому что там вдоль Дмитровского шоссе находятся так называемые Долгие пруды. Там же находится старинная усадьба XVIII века Виноградово с красивой церковью в стиле ампир. Но поначалу там не было города с таким названием. На его месте был поселок Дирижабльстрой, который так назывался потому, что в 1930-е годы все технически продвинутые экономики увлекались строительством дирижаблей. Это увлечение очень быстро сошло на нет в конце 1930-х годов, но остались здания, построенные под проектный институт, которые впоследствии, после войны, отошли Физтеху. Также рядом проходит канал им. Москвы. По слухам, там располагался лагерь с заключенными, которые вручную копали этот канал.
В начале 2000-х годов в Долгопрудном началось массовое жилищное строительство, и город преобразился. До этого там практически ничего не строили, потому что добираться оттуда до Москвы было довольно затруднительно. Но близость к Москве сказалась на привлекательности Долгопрудного для застройщиков. Сейчас там очень много новостроек. Однако есть и потери. Рядом с общежитием, в котором я жил на первом курсе, было историческое здание. В 1934 году была организована экспедиция стратонавтов, которые поднялись на высоту 22 км. К сожалению, они все погибли при спуске. Так вот оказалось, что они жили как раз в этом доме рядом с общежитием. Это был дом постройки начала 1930-х годов, конструктивистский дом, который потом был снесен. Я этот момент не застал, потому что уже уволился из Физтеха.
Город ничем не знаменит, если не считать, что там есть производства, связанные с машиностроением. Что там можно посмотреть? Есть центральная улица Первомайская. Она застроена пятиэтажными домами. Она мне запомнилась еще тем, что в советский период по ней проходили демонстрации 1 мая и 7 ноября. Пожалуй, и все. Пока я был студентом, мое знание Долгопрудного ограничивалось участком 3 на 2 км, в котором располагалась Первомайская улица, Физтех, ближайшие магазины и железнодорожная станция Новодачная.
Как-то раз я был в командировке в Соединенных Штатах и повстречал там выпускника Физтеха, который был моложе меня лет на 10. Там он устроился на работу, но совсем не по специальности. Мы были в компании русских людей, которые туда эмигрировали в 1990-х. Одна из женщин подняла тост за родину, а он сказал: «Ну какая моя родина, я же в Долгопрудном вырос». Этот самый выпускник Физтеха в свое время как раз жил в одной из этих пятиэтажек, т.е. был коренным жителем Долгопрудного. Для меня это обидно прозвучало. Ведь он получил хорошее образование, благодаря которому смог устроиться на работу, пусть и не по специальности. Я слышал, что в Нью-Йорке живут и работают чуть ли не 300 выпускников Физтеха разных лет выпуска.
Жители Долгопрудного гордятся тем, что у них есть такое учебное заведение, которое по-прежнему занимает высокие места в рейтингах. Хотя, возможно, уровень образования несколько снизился. Когда я повторно стал там работать в 2007 году, читал курс макроэкономики, мне показалось, что уровень студентов стал ниже, чем был в 70-е, 80-е и 90-е. Я это заметил, принимая у них устный экзамен. В Физтехе по традиции экзамен состоит из двух частей – письменной контрольной работы и устного экзамена. Соответственно, студенты рассчитывают на устном экзамене повысить свою оценку за контрольную. Но в ходе устного экзамена часто выясняется, что их реальный уровень подготовки не стоит той оценки, на которую они рассчитывают.
У Физтеха есть базовая школа номер пять, в которой занятия проводили преподаватели института. Например, после семинаров в Физтехе можно было пройти до школы 15 минут и еще провести там урок. Когда Сорос в 1994 году объявил свою программу поддержки учителей средней школы, я стал одним из соросовских учителей. Некоторые из выпускников этой школы достигли выдающихся результатов в науке.
Можно ли почувствовать разницу, общаясь с москвичами и горожанами, которые не обязательно родились в Долгопрудном, но живут в нем много лет? Если этот текст прочитают жители Долгопрудного, то, наверное, обидятся, но в их поведении, характере, культурном облике ощущается некоторая провинциальность. Раньше, конечно, это было заметнее, потому что тогда жители Долгопрудного работали в своем городе и редко его покидали. Это уже в постсоветский период начались ежедневные миграции: люди из Долгопрудного работали в Москве и возвращались в свой спальный городок. Сейчас я думаю, что коренных жителей Долгопрудного в процентном отношении стало очень мало. Построены огромные комплексы домов, которые обрамляют Долгопрудный, его скромную пятиэтажную застройку. Это считается престижным местом, потому что рядом затоны канала имени Москвы, и при желании можно завести какое-нибудь плавсредство и пользоваться им в теплое время года.
Если брать техническую интеллигенцию, проживавшую в Долгопрудном, то я думаю, что у многих была мечта отдать своих детей в Физтех. Конечно, не всякий даже сильный школьник мог бы потянуть учебу в Физтехе. В 1994 году все выпускники того класса, где я преподавал алгебру и начала анализа, поступили в высшие учебные заведения, но в Физтех из 30 школьников поступили трое или четверо. Остальные пошли в хорошие московские технические вузы типа МАИ или МГТУ им. Баумана. Ведь все-таки это еще была эпоха вступительных экзаменов, а в Физтехе вступительных экзаменов было много. Там была своя специфика, нужно было сдать два экзамена по физике – письменный и устный, столько же по математике, еще написать сочинение, которое по причине отсутствия кафедры русского языка и при наличии кафедры английского языка проверялось «англичанками». Сейчас довольно много абитуриентов поступает по физтеховской олимпиаде. У меня возникает такое подозрение, что те довольно слабые студенты, которых я видел на экзаменах в последние годы, скорее всего, могли быть зачислены по результатам олимпиады. Мы понимаем, что, когда олимпиада проводится в вузе много-много лет подряд, возникает некий пул репетиторов, которые натаскивают на олимпиаду. Таким образом, их подопечные легко проходят по олимпиаде, но при этом у них нет необходимых глубоких знаний и способностей к учебе в серьезном вузе.
Долгопрудный – это в каком-то смысле приложение к Физтеху. Когда я уже был преподавателем Физтеха, меня пригласили в оргкомитет Всероссийской олимпиады по математике. Это был очень хороший опыт, потому что, во-первых, составление задач – это творческая работа. К тому же появилась возможность ездить по стране. В этот период с 1982 по 1989 год я довольно много посмотрел. Был в Пскове, был на Северном Кавказе. Собственно, так я познакомился со своей супругой. Это произошло в Ульяновске, там проходили заключительные этапы Всероссийской олимпиады по физике и математике. Понятно, что когда ты побывал в других российских городах, то на их фоне Долгопрудный проигрывает. Поэтому именно Физтех – его основная достопримечательность.