• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О Пензе

рассказывает Роман Абрамов, доцент, заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук.

Роман Абрамов

Пенза – обычный российский город с населением 500 тысяч жителей. Я приезжаю туда два-три раза в год и провожу по несколько дней. Отчасти так складывается моя позиция по отношению к городу – уже не постоянного жителя, но и не туриста, впервые посещающего Пензу. В дискретном режиме я могу видеть, как город меняется и как эти изменения в ландшафте, настрое жителей, ритме движения изменяют городскую атмосферу.

Из положительного я вижу, что сфера услуг и торговли существенно модернизировалась: в городе открылись новые интересные кафе, конечно, стали работать торговые центры с глобальными брендами одежды, бытовой техники и т.п. Если в советское время и первое постсоветское десятилетие за дефицитным товаром было принято ездить в Москву, то теперь, кажется, это не столь актуально. С другой стороны, тот строительный бум, который имеет место быть сегодня, разрушает, может быть, то, что было и есть в этом городе уникального, его ауру, историческую протяженность в архитектуре и городском облике. Это печально.

Интересным периодом в истории города были годы оттепели и застоя, когда Пенза из дореволюционного, немножко сонного, провинциального, среднего российского губернского центра регионального значения превратилась в современный город с быстро растущим населением и обновляющейся городской средой. Вся пространственная организация города, его структура, архитектура представляла собой своеобразный микс патриархальности и модернизации, начавшейся в послевоенный период и продолжавшейся до конца 1980-х годов.

На момент распада СССР население Пензы представляло собой сложный социальный конгломерат. Прежде всего это люди, переехавшие сюда из сельской местности в период с 1950-х по 1970-е годы и получившие здесь высшее образование, но отчасти сохранившие сельский уклад и связь со своей сельской идентичностью: инженеры, учителя. Когда открылись возможности для обзаведения дачными участками, то пензенцы не преминули ими воспользоваться. Как результат, вокруг Пензы теперь сложились обширные анклавы полузаброшенных дачных кооперативов. 

Вторая группа – это местная, городская интеллигенция и наиболее массовая ее часть – инженерно-техническая интеллигенция. Начиная с середины 1950-х годов город становится центром промышленного производства, прежде всего военного, но не только. Здесь было разработано и выпущено несколько поколений легендарного семейства электронно-вычислительной машины «Урал», оригинальной по своей конструкции и задумке, автором которой был Башир Рамеев. И вот эта интеллигенция, во многом состоявшая из приехавших по распределению выпускников советских вузов, стояла у истоков целой грозди научно-исследовательских институтов в 1960-70-х. Это интересная группа со своими специфическими духовными запросами, собственными привычками, ориентацией на культуру КСП, туризма и т.д.; она становится реципиентом качественной массовой культуры, появляющейся в Пензе в 1960-80-е годы.

Еще одна группа – это интеллигенция творческая и гуманитарная, которая – так уж исторически сложилось – представлена в Пензе в меньшей степени, хотя любой пензенец гордится тем, что многие классики русской литературы или гуманитарных наук провели свое детство и отрочество в Пензе или ее уездах: это, например, Лермонтов, Мариенгоф, Белинский, Куприн, Мейерхольд и т.д. Другое дело, что почти все они, однажды покинув город в юношеском возрасте, туда обычно не возвращались. Впрочем, в Пензе находится одно из старейших в России художественных училищ – училище имени К.А. Савицкого, откуда поколение за поколением выходят художники, создающие очень интересную летопись этого региона, чаще в традициях реализма. Вот эти группы интеллигенции и довольно значительный по численности рабочий класс, занятый на производствах, связанных с машиностроением (часовой завод, велосипедный завод), то есть квалифицированные рабочие, и составляли население Пензы на момент окончания «советского проекта».

В 1990-е годы, когда был сильно сокращен сектор ВПК, произошла маргинализация значительной части научно-технической интеллигенции, и Пенза стала преимущественно мещанско-купеческим городом. Мещанским, потому что стали открываться малые предприятия, развивалась так называемая «гаражная экономика», включающая челночную торговлю, мелкий ремонт и т.п. Сейчас Пенза – это город в большей степени купеческий, мещанский, предпринимательский и в меньшей степени связанный с новыми технологиями, инженерными разработками. Хотя гуманитарная интеллигенция иногда дает о себе знать, есть интересные художественные и театральные проекты.

Если бы меня сегодня попросили провести экскурсии по Пензе, я бы выбрал несколько маршрутов, представлявших бы город совсем с разных сторон. Первый – это старая Пенза, губернский провинциальный центр. Есть живописные виды на холм с историческим центром города, где еще сохранилось много каменных домов XIX века. Улица Красная, до революции – Дворянская, представляющая собой крутой спуск в низину города, с постройками рубежа XIX-XX веков. Неподалеку находится галерея Савицкого, построенная в стиле северного модерна и открывшаяся как поземельный банк накануне Первой мировой войны.

Второй маршрут – это Пенза советской модернизации: промышленной, культурной, социальной. Тут я бы начал с того, что показал первые модернистские здания 1920-х – начала 1930-х годов, поскольку, как и в других городах, первый этап индустриализации сопровождался здесь взрывом советского конструктивизма в архитектуре. В Пензе несколько таких интересных объектов, в основном сконцентрированных вокруг велосипедного завода имени Фрунзе, который являлся одним из крупнейших предприятий города в 1920-30-е годы, но теперь заброшен.

Затем я бы перескочил в 1960-70-е, когда много районов застраивалось типовыми пятиэтажками, которые мы сегодня можем рассматривать как очень интересный опыт создания новой городской среды и новой культуры повседневности для «новой исторической общности» – советского человека. Я и сам вырос в одной из «панелек», куда в конце 1967 года переехала семья моей мамы. Интересно посмотреть, как это выглядит сегодня.

С точки зрения разговора о постсоветском периоде мне кажется очень интересным проект «Город-спутник», который развивается последние 10-12 лет. Это свободное пространство на берегу реки Суры, которое застраивается совершенно ординарной архитектурой – обычными многоэтажками, но при этом очевидно, что это какой-то новый тип обживания постсоветского города, что мне как социологу и антропологу очень интересно. Там довольно много сделано для благоустройства и создания нового центра притяжения горожан – например, довольно помпезная набережная. Пару лет назад, когда Пенза праздновала свое 350-летие, в городе появились две новые достопримечательности – филармония и концертный зал. Это интересно как попытка сместить центр внимания от торговли и жилищного строительства к строительству и развитию культурной инфраструктуры, гражданскому строительству.

Пенза отличается своеобразным локальным патриотизмом. Как я уже говорил, пензенцы убеждены, что вся русская литература вышла из Пензы, потому что здесь провел свое детство Лермонтов, историк Ключевский; Белинский родился в Пензенской губернии. Считается, что Салтыков-Щедрин, который в 1850-60-х годах некоторое время работал в Пензенской казенной палате, какие-то моменты для «Истории одного города» заимствовал из пензенского опыта. Пенза всегда характеризовалась некоторой консервативностью, сонностью и фундаментальностью своих мещанских привычек. Мы не найдем в Пензе примеров более или менее значимой политической активности или каких-то радикальных идей, которыми были бы захвачены жители города, разве что прогремевшая на всю страну группа «пензенских затворников», ушедших в подземный затвор в ожидании конца света в 2007-м, как будто на дворе XVII век и староверы таким образом сопротивляются церковным нововведениям. Пенза – это степенный, основательный, осторожный, не склонный к инновациям город. С одной стороны, это его позитивная сторона, с другой – это то, что погружает в сон его жителей. И те, кто не готов встроиться в этот размеренный, основательный, мещанский в хорошем смысле слова образ жизни, рано или поздно из города уезжают, потому что динамики не хватает. Эта сонная атмосфера присутствует несмотря на то, что по европейским меркам Пенза довольно крупный город: население 500 тысяч – это значительный город для Германии, для Франции и т.д.

Тем не менее мне этот город интересен, потому что в Москве обычно мыслят немного другими категориями, а всякому социальному ученому важно время от времени погружаться и в другой контекст. Но для меня печально, что исчезает город моего детства, Пенза XIX века, те улицы, по которым я любил гулять, когда был подростком и студентом. И это вызывает горькое чувство ностальгии и побуждает разобраться в отношениях с моим городом, понять, чем он является для меня сейчас, чем может стать в будущем и продолжает ли меня связывать с этим городом что-то важное либо город отдаляется от меня, а я отдаляюсь от него.


Читать 13 выпуск Географии Вышки

27 февраля, 2017 г.