• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Приглашение в Вышку зарубежных коллег с краткосрочными визитами: что изменилось в программе поддержки?

Факультеты, лаборатории и центры Вышки всегда активно приглашают зарубежных коллег как для чтения лекций, планирования совместных образовательных курсов и программ, так и для научного сотрудничества. Наряду с этим в НИУ ВШЭ существует общеуниверситетская программа поддержки краткосрочных (до одного года) визитов ученых из зарубежных вузов и исследовательских центров: научные или образовательные подразделения Вышки могут на конкурсной основе подать заявку с обоснованием программы визита, его значимости и результатов на рассмотрение общеуниверситетской комиссии под председательством Марии Марковны Юдкевич.

В рамках процесса децентрализации средства программы были распределены между факультетами, и теперь научные комиссии будут принимать решение о поддержке заявок от подразделений. Это позволит факультетам лучше ориентироваться на собственные научные и образовательные приоритеты: принять решение о поддержке краткосрочных визитов или использовать выделенные средства в рамках иных инструментов научной комиссии, таких как поддержка исходящей мобильности, летних школ и др.

В ведении общеуниверситетской комиссии осталась поддержка заявок от филиалов и подразделений, которые не входят в состав факультетов. Факультеты и их подразделения сохраняют право подавать заявления в общеуниверситетскую комиссию при условии, что это крупные визиты, на сумму более 150 тысяч рублей, при этом хотя бы 30% из этих средств финансируется из другого источника.

В сегодняшних «Окнах роста» мы рассказываем о критериях рассмотрения заявок, выгодах децентрализации конкурса для факультетов, а также изменениях в процессе администрирования конкурса и организации визитов.

– Каковы плюсы децентрализации?

Илья Кирия, к.ф.н., PhD, руководитель департамента медиа, заместитель декана по науке факультета коммуникаций, медиа и дизайна:

Кирия Илья Вадимович

Заместитель декана Факультета коммуникаций, медиа и дизайна

 

С моей точки зрения, решение о децентрализации программы приглашенных гостевых профессоров соотносится с общей логикой о передаче полномочий на факультеты, в частности научным комиссиям факультетов. Раньше система была централизованной, и на практике это означало, что структурные подразделения факультетов подавали заявки наверх, не всегда понимая, на основании каких критериев их будут оценивать. У нас факультет прикладной, зачастую из-за рубежа приезжают не именитые профессора-теоретики, а прекрасные прикладные инструкторы, которые преподают нашим студентам работу со звуком, режиссуру и т.д. Иногда центральная комиссия снижала сумму гонорара на основании того, что у преподавателей нет PhD. А даже в ведущих зарубежных университетах преподаватели прикладных дисциплин не имеют такой степени. Приходилось писать, апеллировать.

В текущей ситуации точка принятия решения перемещена ближе к заявителю, и я могу сказать как председатель научной комиссии, что при принятии решений мы будем руководствоваться спецификой факультета. Здесь как раз вся значимость в том, что такое решение перемещает частичную ответственность на факультет, который, исходя из своих собственных показателей эффективности и стратегии, получает стимулы для поддержки действительно наиболее успешных заявок. Кроме того, это дает возможность факультетам поддерживать самые короткие визиты (мастер-классы, короткие выступления и пр.) из средств научных комиссий, что позволяет организовать их быстрее, тогда как более длительные визиты для чтения курсов потребуют софинансирования центральной комиссии.

– Каковы приоритеты в отборе заявок?

Дмитрий Дагаев, заместитель проректора НИУ ВШЭ:

Дагаев Дмитрий Александрович

Заместитель проректора НИУ ВШЭ

 

Можно выделить несколько главных критериев, учитываемых при оценке заявок. Во-первых, это научный авторитет гостевого профессора. Вышка заинтересована в том, чтобы приглашать зарубежных коллег, являющихся известными учеными в своей области. Во-вторых, курс, в преподавании которого планируется участие гостевого профессора, должен соответствовать направлению программы, ведь в противном случае высока вероятность того, что визит пройдет вхолостую. В-третьих, принимается во внимание готовность гостевого профессора провести дополнительные мастер-классы, консультации со студентами и преподавателями, обсудить возможные направления совместных исследований. В-четвертых, изучается обоснованность предполагаемых финансовых расходов. Например, проверяется, что стоимость авиабилетов близка к рыночной.

Экономические трудности, с которыми столкнулась наша страна, повлияли на университет в целом и на программу международных визитов в частности. Несколько лет назад удовлетворялась фактически любая разумная заявка, соответствующая целям программы. В настоящее время появился реальный конкурс между хорошими заявками. Комиссии порой приходится сравнивать между собой интересные заявки, представляющие разные научные направления. Тогда во внимание могут приниматься дополнительные критерии отбора. Например, к их числу относится сумма финансирования, которую приглашающее подразделение уже получило ранее, и содержательные итоги предыдущих визитов гостевых профессоров по приглашению этого подразделения.

 

Администрирование конкурса поддержки краткосрочных визитов

– Центр академической интеграции администрирует прием заявок в общеуниверситетскую комиссию. Как происходит взаимодействие с научными комиссиями факультетов?

Мария Шабанова, заместитель директора Центра академической интеграции:

Шабанова Мария Витальевна

Центр академической интеграции: Заместитель директора центра

 

 Поскольку у нас есть опыт администрирования приема заявок и организации визитов, то нам важно поделиться с коллегами своими знаниями о процессе, имеющимися шаблонами и т.д. Каждым факультетом были определены сотрудники, ответственные за прием заявок (обычно это ответственный секретарь научной комиссии) и за организацию поддержанных визитов. Как правило, это коллеги, с которыми мы как Центр академической интеграции уже работали в прошлом году по краткосрочным визитам, или те, кто занимается поддержкой международных специалистов и знаком нам в этом качестве. В середине февраля состоялось первое собрание с координаторами и ответственными за краткосрочные визиты коллегами, мы рассказали об изменениях, об основных этапах подготовки визитов. Информации было много, коллеги задавали уточняющие вопросы и в целом были настроены позитивно. Такие встречи будут регулярными (следующая – 16 марта), это позволит нам решать типовые вопросы, а также предоставить возможность коллегам поделиться опытом друг с другом.

Срок приема заявок в общеуниверситетскую комиссию – до 21 марта 2016 года. Мы хотим, чтобы у факультетских комиссий была возможность сначала рассмотреть заявки самостоятельно, если их подразделения захотят отправить заявку также на конкурс в общеуниверситетскую комиссию.

– Расскажите, пожалуйста, о процедуре приглашений, что надо учесть в первую очередь тем, кто хочет пригласить гостевого профессора?

Для подачи заявки необходимо подготовить полный комплект документов: собственно заявка на приглашение с обоснованием программы и сметы, CV приглашаемого специалиста и подписанная форма согласия с условиями приглашения и предварительной программой визита. В этом году мы специально разработали формы, чтобы коллегам в подразделениях было удобнее описывать условия (что оплачивается, что нет) и чтобы они не забыли важных моментов – например, что для выплаты гонорара необходимо оформление рабочей визы.

Из опыта приема заявок для общеуниверситетской комиссии могу сказать, что при приглашении в университет зарубежного профессора или исследователя нужно хорошо продумать и научную, и образовательную составляющую визита и отразить это в программе. Например, вы указываете, какое количество занятий будет проведено для студентов, планируете открытую для всех студентов и сотрудников Вышки лекцию или семинар, описываете ожидаемые научные результаты (совместную статью и др.).

В отношении организационных моментов важно правильно считать смету и не пытаться тщетно надеяться, что перелет Нью-Йорк – Москва – Нью-Йорк будет стоить 10 000 рублей. Финансы нужно оценивать трезво, но и закладывать слишком много «на всякий случай» тоже не стоит, поскольку в распоряжении комиссий, разумеется, ограниченные ресурсы.

– Кто может пригласить профессора и кем рассматривается заявка?

Заявку может инициировать любой научно-педагогический сотрудник, но важно, чтобы заявка была подписана руководителем подразделения. Департамент, факультет или лаборатория должны представлять, что вы хотите просить поддержку на приглашение коллеги, и в том числе могут помочь спланировать более насыщенную программу, вовлечь в этот процесс максимальное количество сотрудников с точки зрения научного обмена и т.д. Иногда подразделения подают совместные заявки, объединяя усилия, но такие случаи встречаются нечасто. По нашему опыту, инициаторы приглашений – это, как правило, те, у кого есть связи с приглашаемым профессором, они уже виделись на конференциях или других научных мероприятиях и т.д. Фактически заявка подается от подразделения, в ней указывается руководитель подразделения и ответственное лицо, которое будет заниматься сопровождением визита. Мы со своей стороны стараемся, чтобы между дедлайном приема заявок и заседанием комиссии прошло не более двух недель.

– В одном из номеров «Окна роста» писали о проблеме регламента расходования средств в рамках программы международных визитов. Удалось ли решить эту проблему?

Как и все университеты, мы живем в определенных законодательных рамках, в том числе в рамках правил закупки услуг, а заказ билетов и проживания для приглашенных специалистов как раз является одной из таких услуг. Это один из вопросов, о которых мы говорили на встрече с координаторами: невозможно купить билеты на сайте авиакомпании или сайте-агрегаторе, необходимо проконсультироваться с Дирекцией по корпоративным закупкам и торгам о правильной процедуре выбора поставщика услуг, заключить договор и т.д.

– Какие задачи по администрированию программы стоят в этом году?

С точки зрения администрирования программы сейчас самая важная задача состоит в том, чтобы помочь коллегам на факультетах наладить организационные процессы. Мы готовы советовать, к кому обратиться, и поделиться теми знаниями, которые мы приобрели с апреля 2015 года, когда стали заниматься администрированием общеуниверситетского конкурса. Мы надеемся, что регулярные встречи помогут создать сообщество тех, кто занимается организацией международных визитов, и предоставят коллегам возможность не только общаться по организационным вопросам с нами, но и делиться опытом друг с другом.

С информационной точки зрения одна из крупных задач, которую хочется решить, – это отображение списка и информации обо всех приглашенных на портале. Коллеги из англоязычной редакции портала регулярно публикуют интервью с приглашенными гостями, мы делаем анонсы на сайте и в The HSE Look, подразделения публикуют приглашения на лекции или рассказывают о результатах мероприятий, но лента портала обновляется с высокой скоростью, и как такового единого архива приглашенных специалистов нет. У нас нет страницы, на которой можно посмотреть, кто приезжал по программе краткосрочных визитов в Вышку, например, в 2010 году в конкретные подразделения. Мы будем обсуждать с порталом, как лучше организовать представление такой информации и централизованно, и по подразделениям, поскольку это важная часть информации об университете – с какими из международных ученых есть успешное взаимодействие, и это может помочь принять решение другим зарубежным коллегам присоединиться к университету или поучаствовать в совместных проектах.

Этот выпуск «Окон роста» целиком, а также все предыдущие выпуски, читайте по этой ссылке в формате PDF

10 марта, 2016 г.