• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мэйджоры, майноры и МАГОЛЕГО: место в образовательном процессе

Свежий выпуск «Дорожной карты» посвящен отдельным элементам образовательных программ для бакалавров и магистрантов, которые лежат вне основного профессионального поля студентов, – майнорам и МАГОЛЕГО.



Об этих проектах и о том, как они встроены в систему образования в ВШЭ, рассказали Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, Юлия Лежнина, заместитель проректора, и Ольга Тарабаева, начальник Управления развития образовательных программ.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ

Почему Вышка перешла на систему мэйджоров и майноров?

Последние два года университет обновляет свои образовательные программы и их перечень, с текущего учебного года модернизирует образовательную модель бакалавриата. В четырех кампусах около 180 программ, из них около 70 бакалаврских и около 110 магистерских. Всего мы ведем подготовку более чем по 30 образовательным направлениям. К сожалению, каждое из них, стремясь обеспечить качественную подготовку внутри конкретной программы, всегда страдает определенной герметичностью. Во-первых, рамки задаются направлением подготовки, как это принято в российском образовании. Во-вторых, выстраивание программы с точки зрения формирования у студентов знаний и компетенций всегда связано с определенной предметной областью. Такая жесткость имеет свои недостатки. Необходима индивидуализация образовательных треков, потому что у студентов могут быть разные запросы относительно формирования знаний и компетенций. В университете уже давно существуют индивидуальные учебные планы, позволяющие выбирать разные предметные курсы. Однако не всегда можно сформировать продолжительные связки курсов, которые передавали бы дополнительные знания не отрывочно, а системно. Кроме того, есть определенные запросы со стороны студентов и со стороны работодателей. По их словам, выпускники часто не владеют важными дополнительными знаниями, которые необходимы в современной экономической деятельности. Например, менеджериальными знаниями, навыками программирования или умением анализировать тексты. Поэтому мы и стали развивать форматы, дополняющие треки основных образовательных программ.

Как выглядит новая образовательная модель бакалавриата?

Она содержит две основные обязательные части. Мэйджор формирует профессиональную систему знаний, умений и навыков по основному направлению подготовки, а майнор включает дополнительные курсы, не связанные с этим направлением напрямую. Есть 20 кредитов на четыре дисциплины (1 кредит = 38 академических часов). Например, инженер, не отрываясь от изучения дисциплин основного направления, может выбрать майнор по экономике, финансам, менеджменту и даже по философии. Он ограничен только перечнем предметов, которые предоставляет университет. Майноры будут реализовываться на 2-3-м курсах бакалавриата во всем университете, причем в каждом кампусе система майноров особая. Две дисциплины прослушиваются на 2-м курсе, еще две дисциплины – на 3-м курсе. Реализация этой системы начинается в текущем году, с сентября. Судя по предварительным опросам, в ней весьма заинтересованы абитуриенты и их родители.

А что нового в системе обучения в магистратуре?

Уже два учебных года реализуется проект МАГОЛЕГО. Идея заключается в том, чтобы дополнить те профессиональные знания, которые получает студент конкретной магистерской программы, иногда узконаправленной. Университет формирует пул дополнительных курсов, но выбор остается за студентами. Если есть определенная наполняемость, обеспечивающая целесообразность проведения курса, то он открывается. Каждая магистерская программа в учебном плане обязательно содержит одну дополнительную дисциплину.

Расскажите, пожалуйста, об университетских факультативах.

С одной стороны, они работают на дополнительное знание, с другой стороны – на интеграционное знание за пределами конкретного предметного поля образовательной программы. В московском кампусе факультативы существуют давно, но сейчас их количество существенно увеличилось. Возникла необходимость упорядочить объявления о факультативах. Поэтому сейчас вводится новый порядок. Общеуниверситетские факультативы будут предлагаться весной каждого года. Окончательный их список на следующий учебный год формируется в марте. По сути дела, идея такая же, как в проекте МАГОЛЕГО: подбирается определенный пул курсов, университет берет на себя обязательства профинансировать чтение этих дисциплин, а затем все зависит от выбора студентов. Объем факультативов может варьироваться: и один модуль, и два модуля. Здесь нет жестких ограничений.Темы факультативов могут быть заявлены любые, но окончательное решение принимает отборочная комиссия, состоящая из представителей всех профессиональных коллегий Учебно-методического совета НИУ ВШЭ. Надо отметить, что факультативы Вышки открыты для всех, не только для наших студентов, и есть курсы, на которых преобладают внешние слушатели. Впрочем, мы заинтересованы, чтобы факультативы были в первую очередь востребованы нашими студентами.

Насколько эта система копирует англосаксонскую?

Безусловно, сходство есть, но не полное. В американской и отчасти в британской практике, как правило, бакалавриат очень широкий и предлагает крайне разнообразный спектр индивидуальных траекторий. Выбор профиля бакалавриата происходит после двух лет обучения в соответствии с тем, какие майноры предоставляет вуз. У нас не так. Российская система образования построена на жестких перегородках между образовательными программами. Мы пытаемся внести в нее некоторую гибкость, в первую очередь за счет вариативных блоков образовательных программ.

 

Как устроены майноры

Юлия Лежнина, заместитель проректора НИУ ВШЭ

С текущего учебного года в университете реализуется обновленная модель образовательных программ уровня бакалавриата, одним из обязательных элементов которой является такой блок, как майнор. Майнор – это цепочка из четырех курсов в рамках одного предметного поля: экономики, психологии, истории и т.д. При этом он может как представлять проекцию соответствующей образовательной программы в целом, так и быть ограниченным более узким тематическим пространством или же, наоборот, быть междисциплинарным. Конкретные майноры студентам не предписаны, и ребята самостоятельно выбирают себе майнор из общеуниверситетского пула. Таким образом, эта часть образовательной программы является блоком по выбору и позволяет подстраивать программу под индивидуальные интересы. Майноры предлагаются одновременно всем студентам университета на втором и третьем годах обучения. Каждый из четырех курсов майнора рассчитан на два модуля и оценивается в пять кредитов. Выбор майнора означает выбор сразу четырех дисциплин, которые студент будет изучать на 2-м и 3-м курсах. Продолжительность изучения этого блока, рассчитанная на два года, дает возможность сформировать представления о том профессиональном пространстве, которое этот майнор описывает.

Введение майнора в образовательные программы основывается на идее предоставления студентам возможности расширить свой кругозор, получить адекватное представление о направлениях подготовки, которые не связаны или лишь косвенно связаны с той профессиональной областью, в рамках которой они получают образование. Именно поэтому студенты выбирают только те майноры, которые не соответствуют направлению их подготовки: социологи могут выбрать все майноры, кроме социологического, юристы – все, что не связано с правом, и т.д. Таким образом, изучение майнора позволяет погрузиться в междисциплинарное пространство, получить синергетические эффекты от соответствующих знаний, развить гибкость в восприятии информации.

В условиях того, что все майноры одновременно открыты для всех студентов университета определенного года обучения вне зависимости от направления подготовки (кроме студентов, обучающихся по соответствующим программам), мы также рассчитываем получить определенные эффекты от формирования общей студенческой среды, поскольку аудитория слушателей майноров будет смешанной: студенты-дизайнеры будут пересекаться со студентами-математиками, культурологами, программными инженерами. При этом ребятам также придется побывать за пределами родных корпусов, познакомиться с территориальным разнообразием университета, что тоже неплохо. Это не создаст дополнительных хлопот с переездами: для проведения курсов майноров (как и курсов МАГОЛЕГО в магистратуре) будет выделен отдельный день.

Обучение в рамках новой модели началось в 2014 году, поэтому впервые майноры будут реализованы в следующем учебном году, когда студенты этого года набора станут второкурсниками.

Кампания по записи студентов на майноры (напомню, что это обязательная часть образовательной программы), которые начнутся с сентября 2015 года, была проведена в марте-апреле. Всего студентам московского кампуса были предложены 26 предметных майноров – от «Нейросетевых технологий» до «Лингвистики». В филиалах майноров меньше, но и там выбор у студентов был. В качестве разработчиков майноров выступили как большинство образовательных программ ВШЭ, так и отдельные научные подразделения, например Высшая школа урбанистики и Институт образования. В Санкт-Петербургском кампусе разработан несколько нестандартный «Исследовательский майнор».

Подробнее о том, какие возможности по выбору майноров были у студентов в этом году, можно прочитать на соответствующей странице портала: http://www.hse.ru/org/hse/elective_courses/minors/.

В следующем учебном году в московском кампусе будут реализованы 17 предметных майноров, которые выбрали не менее 50 студентов (по пять майноров в филиалах). Среди майноров-лидеров, которые привлекли наибольшее внимание студентов, – «Финансовая экономика», «Интеллектуальный анализ данных», «Менеджмент». Данные о выборе майноров студентами смотрите в таблице.

Выбор майноров 2015 года студентами-первокурсниками

  

Москва

% студентов, выбравших тот или иной майнор, от общего количества студентов*.

Менеджмент

10,5%

Интеллектуальный анализ данных

10,5%

Финансовая экономика

10,4%

Психология

9,4%

Правовая среда бизнеса

8,5%

Современная культура: теории и практики

6,5%

Медиа и массовые коммуникации

5,9%

Бизнес-информатика

5,0%

Международные отношения

5,0%

Безопасность предпринимательской деятельности

4,2%

Нейросетевые технологии

3,7%

Прикладная экономика

3,7%

Урбанистика

3,1%

Юриспруденция

2,7%

Логистика

2,3%

История

2,3%

Философия

2,3%

Свободный майнор**

4,1%

  
 

100,0%

  

Санкт-Петербург

 

Международный бизнес

31,5%

Европейское пространство: политика, экономика, культур

25,2%

Обработка и анализ данных / Data science

20,8%

Востоковедение

15,9%

Исследовательский

6,6%

  
 

100,0%

  

Нижний Новгород

 

Менеджмент

28,8%

Web-программирование

14,3%

Право

13,8%

Экономика и финансы

13,8%

Лингвистика и филологи

10,3%

Свободный майнор**

19,3%

  
 

100,0%

  

Пермь

 

Менеджмент

27,1%

Право

24,1%

Финансы

24,1%

Информационные технологии

14,8%

История

9,9%

  
 

100,0%

* Количество студентов, которые приступят к изучению майноров в сентябре 2015 года, ориентировочно составит в Москве – 3000 человек, в Нижнем Новгороде – 400 человек, в Перми – более 300 человек, в Санкт-Петербурге – более 800 человек.

** Свободный майнор – 4 дисциплины из всех остальных майноров, которые не требуют пререквизитов

 

На следующий год ситуация может измениться. Возможно, сам пул майноров обновится: мы, как обычно, будем ориентироваться по ситуации и стараться учесть потребности и интересы студентов. Есть планы по разработке майнора на английском языке.

Также c 30 апреля по 31 мая 2015 года проводится конкурс для студенческих команд на методическое сопровождение майноров в 2015-2016 учебном году. Подробнее о нем можно прочитать здесь: http://www.hse.ru/news/149131255.html.

 

Суть проекта МАГОЛЕГО

Ольга Тарабаева, начальник Управления развития образовательных программ

Проект под названием «МАГОЛЕГО» предназначен для студентов 1-го курса магистратуры и преследует сразу две цели – углубление межфакультетской интеграции и повышение качества реализации магистерских программ. Суть проекта хорошо отражается в его названии «МАГ-О-ЛЕГО»: первый корень означает, что проект рассчитан на студентов магистратуры, а название конструктора «ЛЕГО» указывает на возможность создания нестандартных объектов из стандартных элементов. Так и МАГОЛЕГО позволит магистрантам первого года обучения создавать свой индивидуальный учебный план не только из курсов, предлагаемых в рамках определенной магистерской программы, но и из курсов общеуниверситетского пула дисциплин магистратуры. Этот пул создается усилиями всех факультетов и отделений НИУ ВШЭ. Сейчас в него вошло около 50 курсов по большинству направлений подготовки в нашей магистратуре. Все курсы имеют одинаковый размер – 3 кредита.

Было решено для проведения курсов МАГОЛЕГО выделить один общеуниверситетский день на всех факультетах. Это позволяет магистрантам свободнее подходить к выбору предмета и не бояться пересечений в расписании занятий. Апробация проекта прошла в 2013-2014 учебном году. Магистранты выбрали из почти 70 предложенных курсов 44. Наиболее популярными курсами стали: «Креативные индустрии и экономика культуры» (автор – профессор департамента медиа Анна Новикова); «Западный канон: ключевые тексты европейских литератур в кросс-культурной перспективе» (автор курса – доцент Школы филологии Алексей Вдовин); «Психология внутреннего согласия» (авторы – доцент департамента психологии Владимир Шумский и старший преподаватель департамента психологии Елена Уколова); «Финансовые рынки, институты и инструменты» (автор курса – ординарный профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон).

После завершения курсов мы попросили магистрантов ответить на вопросы небольшой анкеты и получили достаточно представительную выборку ответов.Вот несколько отзывов студентов о курсах МАГОЛЕГО:

Хотелось бы поблагодарить сотрудников университета за предоставленную возможность посещения курса. Идея создания общеуниверситетского пула удачно вписалась в учебный процесс, и я буду рад, если что-то похожее будет и на 2-м курсе. Хочу выразить слова благодарности преподавателю дисциплины «Финансовые рынки» Берзону Николаю Иосифовичу за профессиональный подход к делу, интересную организацию занятий, четкое изложение материала.

Курс ведет американец, причем рассказывает он реально интересно и, что самое главное, полезно, применимо к практике.

Было сложно выбирать между разными интересными курсами, которые идут в одно время.

Идея с общеуниверситетскими курсами отличная! Очень интересно прослушать курс по какому-нибудь непрофильному предмету, обучаясь вместе со студентами с совершенно разных факультетов. Спасибо!

 

В 2014-2015 учебном году проект продолжился. Электронная запись студентов на предложенные курсы МАГОЛЕГО проходила через LMS, при записи никаких ограничений сознательно не вводилось (только в отдельных случаях – при условии выполнения пререквизитов курса). И прямо сейчас, в течение 4-го модуля, магистранты 1-го курса слушают дисциплины из пула МАГОЛЕГО. В этом году состоялось 49 курсов.

С 25 февраля по 25 марта проходил прием заявок для формирования общеуниверситетского пула МАГОЛЕГО на следующий учебный год. Было получено около 140 заявок, из них более 90 поддержаны отборочной комиссией и будут предложены магистрантам 1-го курса в 2015-2016 учебном году. Подробнее про МАГОЛЕГО можно прочитать на портале: http://www.hse.ru/org/hse/elective_courses/MG_OI.

28 мая, 2015 г.