Размышляет руководство университета
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ:
В любом доме нужны окна, чтобы проветривать воздух и обеспечивать инсоляцию. Иначе в доме будет душно и темно.
Сергей Ерофеев, проректор НИУ ВШЭ:
Для самооценки в первую очередь.Это зеркало.
Алексей Новосельцев, проректор НИУ ВШЭ:
Полагаю, что это важный канал вовлечения сотрудников Вышки в происходящие изменения. Причем ценно, что предлагаемый материал подается «из первых уст», без промежуточных интерпретаций. Столь крупная организация, как мы, объективно нуждается в подобном инструменте информирования и обратной связи.
Фуад Алескеров, руководитель департамента математики факультета экономических наук, заведующий международной научно-учебной лабораторией анализа и выбора решений
Поздравляю с юбилеем всех сотрудников моих любимых «Окон Роста». Ваша работа очень важна – все главные новости Вышки и очень вдумчивые комментарии на них я узнаю из вашего издания.
Оксана Черненко, исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций», директор Центра специальных международных программ
В «Окнах Роста» можно узнать университетские новости и рассказать свои (например, напомнить всем о конкурсах Фонда образовательных инноваций), узнать мнение коллег по поводу происходящего в университете и вокруг. И, конечно, огромное спасибо Марии Юдкевич за редакторскую колонку – воодушевляет!!!
Открытые «Окна»
Мы спросили выпускников кадрового резерва, какие публикации в нашем информационном бюллетене им запомнились и, возможно, помогли принять важное для университетской карьеры решение.
Анна Костина, преподаватель департамента иностранных языков
Мне всегда представлялось, что университет для преподавателя – это второй дом, где есть своя «кухня» и «гостиная». В случае с НИУ ВШЭ в этом доме есть ещё и «окна», причём большие и всегда широко распахнутые, как в первый тёплый день весны. А открытые окна, как известно, всегда служили неплохим источником информации, особенно во времена отсутствия интернета.
Когда я только начала преподавать, мне посоветовали основательно проанализировать сайт университета, поискать различные конкурсы и инициативы для молодых преподавателей. После того, как за окном незаметно стемнело, а ко мне так и не пришло полное осознание системы, стало ясно, что необходимо искать дополнительные источники просвещения. Через некоторое время кто-то принёс на кафедру ярко-красный бюллетень, где как раз объяснялись основные положения по кадровому резерву в университете: просто и доступно. После этого было гораздо легче сориентироваться в виртуальном информационном пространстве и подать заявку.
Отмечу, что это касается всех последующих публикаций, которые обращали на себя внимание, – в частности, о конкурсах инициативных образовательных проектов. Когда читаешь про подобные инновации в выпуске, понимаешь, что всё не так страшно и запутанно, и возникает желание начать генерировать идеи, собирать людей – как говорят по-английски, «go for it».
Получается, что каждый раз, когда я нахожусь в сомнении, пускаться ли на поиски приключений с различными заявками, приходит соответствующий выпуск «Окон Роста», открывается на нужной странице и многозначительно намекает: «Попробуй!».
Мария Лытаева, доцент департамента иностранных языков
Я первый раз получила и прочитала «Окна Роста» на выездном семинаре. У меня до сих пор хранится тот выпуск, напечатанный в сентябре 2011 года (№31). Стыдно признаться, но, проработав в Вышке уже 4 с половиной года, никогда не брала в руки эту газету. С того момента я начала открывать для себя университет и всё, что в нем происходит.
Запомнилось два случая. В 2013 году весенний конкурс ППС проходил по новым правилам. И в «Окнах Роста» №66 (май 2013 года) были подробно описаны типы контрактов и требования по каждому из них. Это заставило меня по-новому взглянуть на кадровую политику университета и в чём-то скорректировать свою профессиональную траекторию.
Но наибольшее эмоциональное впечатление произвели выпуски приложения «Учителя и ученики». Я читала их все с огромным удовольствием. Интересно было узнать об академическом становлении ведущих профессоров Вышки, о научных школах и их самых ярких представителях. Иногда я думала: «Вот бы меня спросили: “Кто был твой Учитель?”» И я бы поделилась тем, как удивительно мне повезло в жизни, и рассказала бы о своем Учителе. Оказалось, желания иногда сбываются: меня пригласили принять участие в создании книги «Учителя и ученики».
Арсений Хитров, доцент школы культурологии
Я регулярно читаю «Окна роста», каждый выпуск, причем не только сами «Окна Роста», но и все приложения к нему, включая англоязычные. С тех пор как я внимательно прочитал «Дорожную карту» Вышки и несколько книг про управление изменениями в мировом высшем образовании, в том числе книги Филиппа Альтбаха, изменения в Вышке по большому счету перестали мне казаться такими уж непредсказуемыми. Из «Дорожной карты» я понял общую логику изменений, и меня стали интересовать не столько сами новые решения, сколько их детали и нюансы. Сейчас я читаю «Окна Роста» именно для этого – понять нюансы. Я внимательно читал описания нюансов изменений, связанных с учебными ассистентами, с анализом публикационной активности, с созданием мегафакультетов.
Самых запомнившихся выпусков два — тот, в котором впервые было рассказано о квартилях, и в том, в котором вводились пояснения этому нововведению. Это важнейшее за последнее время изменение привело к тому, что я немного иначе взглянул на собственную публикационную стратегию и обратил более пристальное внимание на проблемы библиометрии.
Мне также запомнился 10-ый выпуск «Академического форума», посвященный оценке научных журналов, так как он содержал внятное объяснение критериев, на которые ориентируется Вышка.
Я с большим интересом читаю критику преобразований, в частности, в HSE Look. Мне кажется предельно важным сохранять трезвый подход к реформам, видеть картину объёмно, обсуждать их плюсы, минусы и подводные камни, да и просто обсуждать, особенно при постоянных изменениях правил игры, которые привычны для социальных наук и непривычны, а иногда и вовсе не понятны, в науках гуманитарных. Я надеюсь, что «Окна» будут и дальше предоставлять такую объемную картину, какую они давали до этого.
«Окна Роста» существенно дополняют новостную ленту сайта и общение с коллегами на профессиональные темы. В условиях постоянных изменений распространение информации любыми эгалитарными способами – важная ценность. Я бы хотел, чтобы в «Окнах» приводилось больше деталей, чтобы о них могли бы в принципе знать все сотрудники Вышки.
Полина Шевчук, заместитель начальника экспертно-аналитического отдела научно-учебной лаборатории политических исследований факультета социальных наук
Через «Окна роста» я очень часто узнаю об изменениях в Положении о кадровом резерве, академических надбавках, голосовании студентов и о многом другом. Из последних выпусков я узнала о создании административного кадрового резерва и «Единой приемной» на Мясницкой, 20.
В начале октября 2010 года я впервые познакомилась с кадровым резервом Вышки, приняв участие в выездном семинаре. Мы обсуждали возможности развития своих преподавательских навыков, одной из которых оказался конкурс ФОИ. На тот момент я только начала свое путешествие в увлекательный преподавательский мир и почти никого из коллег не знала. На семинаре мне подсказали, что можно дать объявление о поиске соавторов в информационный бюллетень «Окна роста».
Практически с того объявления в октябре 2010 года
«Полина Павловна Шевчук (Москва) и Наталья Викторовна Смирнова (Санкт-Петербург) ищут единомышленников в области гуманитарных наук для участия в конкурсе ФОИ в номинации «Разработка и внедрение в учебный процесс модели семинарских занятий для студентов»
и началось мое знакомство с «Окнами роста».
Я искала единомышленников дважды, но из коллег так никто и не откликнулся. Тем не менее, сама идея заявить о своих интересах на всю Вышку и искать увлеченных общими профессиональными интересами преподавателей, исследователей не внутри факультета, а значительно шире стала для меня ключевой. Через пару лет я обрела свою команду мечты – коллег из разных структурных подразделений, многие из которых стали для меня друзьями, с которыми мы пробуем сделать свой маленький личный вклад в развитие университета. Обращаясь к прошлому, я понимаю, что тем объявлением в «Окнах роста» я заложила первый камушек в строительство команды.
Есть латинское изречение «Yura scripta vigilantibus sunt» («Законы написаны для бодрствующих»). Так вот, «Окна роста» нужны бодрствующим – тем, кому не безразлична Вышка, ее устремления, кто видит в ней свое профессиональное развитие. Можно не отслеживать ряд важных изменений через новостные рассылки на портале, в соцсетях. Вам расскажут о них 2 раза в месяц лаконично и очень удобно по электронной почте.
Юлия Иванова, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Обычно я не пропускаю аналитические статьи, особенно если статистика разбавлена экспертными мнениями, а также вступительное слово Марии Марковны Юдкевич. Правила кампании по академическим надбавкам, подробно разъясненные в «Окнах Роста», помогли определиться с необходимыми шагами для подготовки и оформления документов. В дальнейшем получение академических надбавок позволило мне почувствовать себя на равных в команде профессионалов Высшей школы экономики, а нашей семье стать счастливыми обладателями квартиры.
Екатерина Талалакина, доцент департамента иностранных языков
Самой важной публикацией в «Окнах Роста» я считаю подробную статью о квартилях зарубежных журналов. До выхода этого материала данная тема для большинства коллег была покрыта мраком и представлялась знанием тайных сообществ. Но доходчивый рассказ о том, что представляют из себя система квартилей, позволил каждому определить свою траекторию развития, т.е. ответить на вопрос, с какого квартиля начинать пробовать подавать свою статью в зарубежный журнал и куда потом двигаться дальше.
Лилия Родионова, доцент департамента статистики и анализа данных
Мое знакомство с «Окнами Роста» началось в конце 2009 года. Это были первые дни моей профессиональной карьеры в Высшей школе экономики и время первых выпусков «Окон Роста». Тогда для меня, нового сотрудника, было непросто сразу сориентироваться во всем многообразии информации и возможностях, которая представляет Вышка. Из первых выпусков бюллетеня я впервые узнала о кадровом резерве и его выездных семинарах, о программе «Будущие профессора», об инструментах и перспективах своего академического роста внутри Вышки, заочно познакомилась с руководством ВШЭ. С тех пор наш университет преобразился, вырос и продолжает развиваться и совершенствоваться, внедряет новые проекты, проводит множество интересных мероприятий, раздвигает профессиональные горизонты для своих сотрудников, и чтобы быть в курсе всех нововведений и событий в разных сферах жизни университета, я стараюсь читать все выпуски «Окон Роста». В «Окнах Роста» всегда нахожу полезную информацию на актуальную тему, всегда могу узнать, чем дышит университет и что является приоритетным направлением на данный момент, каков пульс Вышки.
Милана Хачатурова, заместитель руководителя департамента психологии
Юбилей сотый выпуск – это, конечно же, знаковое событие для любого журнала. Мне сейчас даже трудно себе представить, что когда-то у нас не было «Окон Роста», потому что они стали по-настоящему неотъемлемой частью академического сообщества нашего университета. Выделить какие-то отдельные публикации или выпуски журнала, которые мне особенно запомнились, не так-то и просто, потому что все они так или иначе были связаны с важнейшими процессами, происходящими в университете. Образование мегафакультетов, самые последние изменения в работе структурных подразделений, информация о множестве различных семинаров, конкурсов, безграничных возможностях, открывающихся перед тобой – обо всем этом ты узнаешь сразу же после того, как они происходят. И при этом не важно, где ты находишься – в главном корпусе, в своем здании на Волгоградском проспекте, в командировке или на конференции. «Окна Роста» помогают тебе не выпадать из рабочего ритма ни на секунду. Могу с уверенностью сказать, что свою жизнь в университете без «Окон Роста» я себе просто не представляю!
Хроника Вышки
Мы пролистали архив «Окон Роста», вспомнили, о каких нововведениях писал наш информационный бюллетень и выяснили, что изменилось с тех пор.
Год |
Чему был посвящён материал в «Окнах Роста»? |
Текущая ситуация |
2009 |
Выездные семинары кадрового резерва |
Проведено 30 семинаров (на конец 2014 года). |
2009 |
Новую категорию кадрового резерва «Новые исследователи» |
В категории «Новые исследователи» побывало 103 человека (на конец 2014 года). |
2009 |
Проектно-учебные группы |
С учетом 2014 года всего было создано 52 проектно-учебные группы с участием 499 студентов и ППС, выполнено работ более чем на 25 млн руб. |
2009 |
Семинары по развитию навыков академического письма на иностранном языке |
Проведено 60 семинаров, из них 6 проходили в филиалах ВШЭ (на конец 2014 года). |
2009 |
Учебные ассистенты |
34 учебных ассистента работают в 3-4 модулях 2014/2015 учебного года |
2010 |
Зимние школы для абитуриентов магистратуры |
В 2015 году в зимних школах по 27 направлениям подготовки (плюс школа для иностранцев) приняли участие 527 человек. |
2010 |
Академические надбавки |
В 2014 году получателями надбавок стали 1012 человек. |
2009-2010 |
Конкурсы программы «Фонд образовательных инноваций» |
С 2009 года было поддержано 246 заявок только в рамках конкурсов образовательных инноваций, не учитывая создание магистерских программ и учебных дисциплин на английском языке. |
2010 |
Конкурс на поддержку визита иностранного специалиста |
В рамках программы гостевых профессоров в 2014 году состоялось 88 визитов. |
2010 |
Центр повышения квалификации |
С 2009 по 2014 год в мероприятиях по повышению квалификации работников ВШЭ, проводимых Центром повышения квалификации, приняли участие 3603 штатных работника НИУ ВШЭ из Москвы и филиалов, в том числе 349 работников прошли обучение в зарубежных университетах и научных центрах. |
2010 |
Конкурс на поддержку проведения междисциплинарных научных семинаров |
На сегодняшний день проведено 33 семинара. |
2010 |
Международный рекрутинг |
На март 2015 года в НИУ ВШЭ работают 95 специалистов с международного рынка труда, принятых по процедуре международного рекрутинга: 68 Tenure-track, 2 Teaching track, 25 Post-doctoral fellowship.
|
2010 |
Академическая аспирантура |
Всего 126 аспирантов академической аспирантуры. |
2010 |
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом журнале |
Всего надбавку получили 523 сотрудника (на конец 2014 года). |
2011 |
Программа «Научный фонд» |
В настоящий момент поддержано 80 научно-учебных групп, выдано 307 индивидуальных исследовательских грантов, 168 проектов РФФИ и РГНФ получили софинансирование от программы. |
2011 |
Learning Management System (LMS) |
У системы 39 476 пользователей в 2015 году, из них 7 664 преподавателя и 31 812 студентов. |
2011 |
Стажировки «Будущих профессоров» |
С 2012 года на стажировки съездили74 участника программы «будущие профессора». |
2011 |
Семинары по адаптации научно-педагогических работников |
Всего прошло 4 семинара, в них приняли участие 270 человек. |
2011 |
Создание первых международных лабораторий |
Сейчас в НИУ ВШЭ 22 международных лаборатории. |
2011 |
Пруфридинг |
Всего прошло 525 сессий пруфридинга (proofreading), которые посетили 220 человек |