• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иллюзия порядка, или Тайм-менеджмент в университете

Люди, которые никогда не работали в университете, обычно представляют себе жизнь преподавателей и исследователей как идиллию: неспешные разговоры о высоких материях, почтительные студенты, полная погружённость в науку и короткий рабочий день.

Но мы знаем и другую сторону университетской жизни: высокий риск профессионального выгорания, ненормированный рабочий день, хронический стресс, много видов отчётности и дедлайны.

Средневековый университет отвечал за сохранение знаний, потому был консервативен почти в той же степени, что и монастырь. Сегодня мы в особые моменты университетской жизни можем надеть «средневековые» мантии и конфедератки, но сама суть университета в наше время уже совершенно иная: теперь тут стремятся не законсервировать знание, а опередить время. Наука — получение нового, точка роста, апекс цивилизации. Университеты могут сохранять свои традиции, регалии, степени, звания и чинные манеры, но при этом они давно уже стали местом предельных нагрузок и «спрессованного» времени, конвейером по производству экспертных мнений.

Парадокс в том, что в университете наука ценится выше, но при этом преподавание отнимает намного больше времени и сил. Совместить роли исследователя и преподавателя не так-то легко. Бывает, что блестящий исследователь читает лекции вовсе не блестяще, а лучший преподаватель не так уж хорош в публикациях. Прибавьте к этому административную нагрузку, которая сверх академических талантов требует ещё и управленческого профессионализма.

Это раньше учёный мог себе позволить быть нелюдимым. Легендарный Генри Кавендиш, например, годами ни с кем не разговаривал, чтобы не прерывать своих размышлений, а с кухаркой и слугами общался при помощи коротких записок. Сегодня же он, вероятно, в свободное от науки время председательствовал бы в комиссии по списанию лабораторного оборудования или же в перерывах между периодами глубокой задумчивости проводил бы какой-нибудь день открытых дверей.

Современный университетский человек похож на трёхглавое существо: научная голова читает, анализирует и пишет, преподавательская говорит, спрашивает и оценивает, а административная постоянно что-нибудь «пробивает», «утрясает», ведёт переговоры и «тушит пожары». И ведь нельзя сказать, какая задача из всего этого набора важнее. То, во что мы инвестируем больше времени и сил, — то для нас и более ценно.

Каждый из нас сам находит те инструменты, которые помогают ему выкраивать время для академических размышлений и при этом справляться с рутинной преподавательской, научной и административной нагрузкой. Эти инструменты различны, но часто основаны на одном и том же базовом принципе: расставлять приоритеты, потому что успеть всё — невыполнимая задача. От чего-то приходится отказываться.

Как нам живётся в этих условиях? Остаётся ли у преподавателя и исследователя время на бескорыстное научное любопытство? Не приводит ли вынужденное скорочтение к поверхностному «скородуманию»? Что делать, если в профессиональной жизни наметился разрыв между тем, как для меня будет правильно, и тем, как я живу на самом деле? Как поступить, если остро не хватает времени на что-то важное? Оправданны ли жертвы во имя науки или семья и близкие люди всё-таки важнее?

Есть три подхода к организации своего времени. Тайм-менеджмент — это практики «спрессовывания» времени, когда мы оптимизируем рабочий процесс, убираем помехи, учимся работать быстрее и эффективнее. Тайм-менеджмент поможет более продуктивно провести заседание кафедры и быстрее проверить студенческие контрольные (например, делегировав эту работу учебному ассистенту).

Лайф-менеджмент — это перестройка образа жизни в соответствии со своими ценностями. Практика лайф-менеджмента поможет найти баланс между работой и личной жизнью, вовремя уйти в отпуск, выбрать тему для исследования и найти подходящего научного руководителя (или подходящего аспиранта, если руководитель — это вы).

Селф-менеджмент — это изменение самого себя, собственного поведения, самоорганизация, формирование полезных привычек, действий. Этот подход приближает нас к личной ответственности за всё, что с нами происходит в профессиональной и личной жизни.

Все три подхода можно и нужно применять в университете.

Надеемся, отчасти коллегам в этом помогает проект «Тайм-менежмент в университете», который год назад запустило Управление академического развития. Короткие видеоролики, посвящённые инструментам тайм-менеджмента и принципам лайф-менеджмента, доступны для просмотра не только сотрудникам и студентам Вышки, но и всем желающим: они размещены в открытом доступе на специальном канале в YouTubе, а также на сайте НИУ ВШЭ. Сейчас на канале 26 видеоуроков, и каждые две недели появляется новый ролик. Посмотреть видеоматериалы проекта «Тайм-менеджмент в университете» и оформить подписку можно по ссылке:
www.youtube.com/user/timemanagement2020/feed.

Кроме видеоинструкций по тайм-менежменту сотрудники НИУ ВШЭ могут получить индивидуальную очную консультацию. Записаться на консультацию по тайм-менеджменту можно по электронной почте: mary.dolinova@gmail.com.
 
Отзывы преподавателей НИУ ВШЭ
Какие проблемы, связанные с организацией рабочего времени, есть в преподавательской работе? С какими проблемами сталкивались вы лично?
 
Валентина Кускова , доцент, заместитель декана факультета менеджмента по международной деятельности, заведующая международной лабораторией прикладного сетевого анализа
Самая главная проблема — иллюзия отсутствия времени. Поскольку работа у нас не рутинная и виды деятельности часто меняются (статьи почитать, со студентами поговорить, лекцию написать и т.д.), мы не замечаем, где и когда происходят временные потери, которые мы могли бы восполнить с пользой для себя. В этом потоке возникает ощущение, что времени мало, ничего не успеваешь. Для меня это было серьёзной проблемой, пока я не начала замечать, насколько больше успевают другие люди. С этого начался мой квест в тайм-менеджмент.

Анна Бляхман , заместитель директора НИУ ВШЭ Нижний Новгород, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента
Для меня ключевые сложности преподавательской работы — в распределении времени между подготовкой к разным курсам по нескольким дисциплинам у разных групп студентов. И конечно, бывает сложно заставить себя заняться обновлением курса, который ты ведёшь уже на протяжении нескольких лет.
 
Екатерина Орёл , доцент департамента психологии, научный сотрудник Института образования
Основные трудности — это неравномерная нагрузка в течение года: появление внезапных задач, которые накладываются или даже противоречат регулярным (иногда бывает сложно сразу оценить, сколько времени займёт выполнение той или иной задачи); большое количество дел, не имеющих отношения к непосредственным профессиональным обязанностям (согласование бумаг в бухгалтерии или кадровой службе).
 
Татьяна Левина , доцент факультета философии
Преподаватель, особенно молодой, предоставлен большей частью сам себе. Наверное, это похоже на фриланс, где человек сам составляет график и содержание своей работы. Для подготовки лекций и семинаров преподавателю нужно освоить большое количество текстов разного уровня сложности. Распланировать заранее, сколько времени на это уйдёт, невозможно. Поэтому тайм-менеджмент необходим хотя бы для того, чтобы обозначить «горизонт планирования».
Как и большинство преподавателей в Вышке, я не только преподаватель, но и исследователь. Кроме того, я руковожу проектом НУГ и занимаюсь организацией ещё нескольких проектов. Это значит, что с календарём я не расстаюсь никогда. Разные виды работ: преподавание, исследования, «работа на сообщество» — помечены у меня разными цветами. Таким образом я пытаюсь контролировать, сколько времени на что уходит.
Также я пытаюсь развивать у себя навыки делегирования. Это непросто, так как я привыкла всё делать сама. А теперь я вижу, что это неэффективно и по отношению к делу, и по отношению к коллегам и студентам, которым нужно передавать часть ответственности за общие проекты и тем самым развивать и потенциал проектов, и личностный потенциал их участников.
Труднее всего распланировать исследовательскую работу. Надо обдумать проблему, найти источники, прочитать их, распланировать логику повествования и т.д. Это может длиться очень долго, прежде чем возникнет нужное понимание и можно будет начинать писать.
 
Оксана Гавришина , преподаватель факультатива в ИГИТИ
Преподаватель университета вовлечён одновременно в большое количество дел, каждое из которых может быть представлено в виде проекта с разными сроками действия, составом участников, общими намеченными целями и каждодневными задачами. Это касается и преподавательской, и исследовательской, и административной работы. При этом распланированы фактически только аудиторные занятия. Для меня всегда сложно было реалистично оценить свои силы, научиться равномерно распределять нагрузку и выполнять некоторые задачи, в первую очередь завершать написание статей к установленному сроку.
 
Анна Завалей , преподаватель, менеджер магистерских программ отделения культурологиифакультета философии
Ключевая проблема — необходимость удерживать сразу несколько бизнес-процессов: преподавать (и, соответственно, готовиться к лекциям и семинарам), проводить исследования и заниматься административной работой.
Особенность моей ситуации заключается в том, что основные мои обязанности носят как раз административный характер. Часто бывает необходимо срочно выполнить аналитическую задачу по написанию очередного отчёта или предоставлению информации.
 
Есть ли какие-то особенности у Вышки по сравнению с другими университетами, которые сказываютсяна организации рабочего времени преподавателя?
 
Валентина Кускова
Ответ, наверное, очевиден: огромная разрозненность кампуса и необходимость тратить большое количество времени на переезды. В Вышке это явление носит массовый характер. Особенно для нового преподавателя транспортные потери времени — серьёзный удар по продуктивности.
 
Анна Бляхман
К особенностям, отличающим Вышку от других крупных российских университетов, можно, на мой взгляд, отнести большой объём административной нагрузки у ППС. Преподаватель и администратор — это очень разные категории людей с точки зрения поведения. Когда эти функции совмещаются в одном лице, это может создавать ряд сложностей.
 
Екатерина Орёл
Распределённость Вышки по городу добавляет времени на дорогу от корпуса к корпусу, которое тратится, по существу, впустую. Кроме того, Вышка по сравнению с другими вузами кажется более динамичной, поэтому есть ощущение, что темп работы здесь гораздо выше, чем в других университетах (например, в МГУ).
 
Татьяна Левина
Особенность Вышки в том, что это не только учебный, но и научный вуз. Здесь преподаватели обязаны заниматься исследовательской работой. При этом многие из нас заняты разного рода административной и организационной работой. Приходится разрываться, чтобы успеть всё.
Вышка очень динамичный вуз, и все мы — и я лично, и мои коллеги — ощущаем себя в водовороте изменений. Мы постоянно делаем что-то новое, куда-то ездим, участвуем в происходящих в Университете реформах. Приходится постоянно учиться.
Вышка даёт много возможностей для профессионального роста. Но ты не можешь взять всё. Нужно уметь выбирать, учиться расставлять приоритеты.
 
Оксана Гавришина
Мне кажется, навыки планирования времени важны для любого профессионала, включённого в международное научное сообщество.
 
Анна Завалей
Мне трудно сравнивать Вышку с другими вузами, но общее ощущение таково, что во всех институциях высшего образования у преподавателей возросло количество бумажной работы по составлению отчётности.
 
Был ли для вас полезен видеопроект «Тайм-менеджмент в университете»? Если да, то чем именно? Будете ли вы рекомендовать эти видеоролики своим коллегам и почему?
 
Валентина Кускова
Я вообще энтузиаст подобного рода мероприятий и с удовольствием использую результаты работы других для повышения собственной продуктивности. Вместо того чтобы тратить несколько дней на поиск и прочтения литературы по тайм-менеджменту, можно просмотреть десятиминутный ролик, где все основные моменты уже найдены, прочитаны, осмыслены и выложены в стройную систему. Для меня наиболее интересной была серия роликов по генерации идей и организации информации.
 
Анна Бляхман
Крайне полезными оказались ролики, связанные с демонстрацией конкретных техник. К плюсам проекта следует отнести краткость роликов. Их просмотр и осмысление не занимает много времени, благодаря чему его легко найти даже при самом плотном рабочем графике.
 
Татьяна Левина 
Мне проект очень нравится. В хорошей и доступной форме рассказывается об основных принципах тайм-менеджмента. Особенно мне нравятся видеоролики о выстраивании структур различного рода. Это как-то примиряет с хаосом идей и желаний.
В последнее время появилось несколько роликов, связанных с преодолением трудностей в работе: например, если проект забуксовал, хочется поменять работу или сильно изменились жизненные условия и нужно менять стратегии тайм-менеджмента прямо здесь и сейчас. Кому-то нужно учиться отдыхать. Это тоже важный навык.
 
Оксана Гавришина
Этот видеопроект мне кажется очень важным, поскольку он работает сразу на нескольких уровнях. Задачи организации времени не рассматриваются тут отдельно от более широких задач человека в определённый момент жизни, и именно это делает конкретные методики, представленные в разных роликах, столь осмысленными. Материал подаётся очень корректно. Ни одна методика не преподносится как универсальная. В разных ситуациях разным людям полезны разные методики. Для меня был очень полезен ролик «Как планировать академический год».
В целом этот проект кажется мне очень дельным. Я особенно рекомендовала бы его людям, которые только вступают в профессию, и тем, у кого происходят существенные изменения в карьере и в жизни.
 
Анна Завалей
Для меня видеопроект оказался полезен с несколько необычной точки зрения. Дело в том, что лично мне из всех инструментов тайм-менеджмента лучше всего помогает простой список задач на день, составленный вечером предыдущего дня.
Но эти видео сподвигли меня подумать над более глобальными задачами: моими рабочими и личными планами на ближайшие пять лет, гармоничным лично для меня life-work balance и приоритетами при выборе сферы профессиональной занятости.
Я полагаю, что эти видео могут быть очень мотивирующими: 1) они показывают, что проблемы с распределением времени очень распространены; 2) они демонстрируют различные техники организации рутинных и творческих задач.
Вообще, я советую автору превратить эти видео в MOOC-курс.
 
Материал подготовила психолог, аналитик Управления академического развития
Мария Долинова
13 ноября, 2014 г.