• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты и аналитики Вышки: кто они?

Сегодняшний выпуск «Окон роста» посвящён различным аспектам экспертно-аналитической деятельности НИУ ВШЭ. Об актуальной повестке и основных направлениях работы экспертов Вышки рассказывают представители экспертного сообщества Вышки Леонид Гохберг, Андрей Жулин, Андрей Клименко и Илья Долматов.

Директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Клименко

В чём заключается работа экспертов?

Есть несколько уровней этой работы. Верхний уровень — это участие экспертов Вышки в работе координационных и совещательных органов при институтах власти. Нас приглашают, и мы в лице ректора или отдельных экспертов входим в состав этих совещательных и консультационных органов:  участвуем в заседаниях, даём профессиональные рекомендации, выражаем свою точку зрения. Причём в зависимости от органа и характера участия это может быть как индивидуальная, так и коллективная (НИУ ВШЭ в целом) точка зрения.

Наряду с этим Вышка сама по себе является довольно известной экспертной и инновационной площадкой, где происходит множество публичных обсуждений, инициируемых её подразделениями — институтами и факультетами, лабораториями и кафедрами, научно-учебными группами и просто группами по интересам, а также отдельными сотрудниками и руководством Университета. В Университете проходит множество круглых столов, организуемых Вышкой совместно с другими экспертными и общественными организациями и представителями бизнеса. На таких обсуждениях вырабатываются и апробируются позиции по многим вопросам, которые затем могут быть положены в пакет наших рекомендаций органам власти. Например, Институт государственного и муниципального управления совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) уже не один год разрабатывает тематику оптимизации контрольно-надзорной деятельности, затрагивающую условия ведения бизнеса в России.

Довольно много обсуждений проводится во «внутреннем кругу», среди институтов и специалистов ВШЭ, что важно для выработки консолидированного мнения Университета по самым разным вопросам. Например, в моём институте уже на протяжении нескольких лет анализируется состояние системы контроля и надзора в РФ, во многом определяющей состояние бизнес-климата. Результаты докладываются на ежегодных конференциях РСПП. 

Много различного рода инициативных аналитических исследований и мониторингов, необходимых для обоснования позиции Вышки и формирования информационных баз, которые затем используются в рамках консалтинга. Зачастую такие работы мы проводим за свой счёт, как бы инвестируя в будущие проекты. В частном порядке наши специалисты выступают в качестве экспертов на телевидении, радио, в печати и т.д. Это нельзя назвать работой, но, по сути, такая активность является частью экспертизы, формирующей общественное мнение, а иногда и влияющей на принятие решений.

 

Как формируется экспертная повестка?

Повестка экспертной работы с органами власти, естественно, определяется их планами, которые находят отражение в содержании государственного задания для ВШЭ и тематике отдельных крупных государственных контрактов. Направления этой работы оформляются заранее, на год вперёд. Конечно, далеко не всегда всё идет по плану. Периодически возникают какие-то новые актуальные проблемы. Так, в прошлом году большое число экспертных групп ВШЭ совместно с Министерством финансов РФ занималось вопросами поиска резервов для оптимизации бюджетных расходов.

Что касается инициативной тематики, то она рождается в головах экспертов. Для поддержки толковых инициатив в Вышке есть различные инструменты. Например, Фонд развития прикладных исследований, выделяющий средства на создание опережающих научных заделов, поддержку прикладных исследований на предпроектной стадии, а также популяризацию наиболее интересных решений. За счёт фонда были профинансированы, например, такие проекты, как: формирование научно-методических заделов по вопросам Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года; исследование хода и результатов внедрения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на региональном уровне в РФ; анализ развития системы открытого правительства.

В результате у ВШЭ сложился довольно широкий тематический спектр экспертной работы, который постоянно расширяется на протяжении уже многих лет. Для того чтобы составить о нём представление, достаточно взглянуть на названия наших научных подразделений.

 

В 2008 году за Высшей школой экономики была официально закреплена функция по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности правительства РФ. Об опыте сотрудничества Вышки с органами власти рассказывает директор по экспертно-аналитической работе, директор Центра анализа деятельности органов исполнительной власти,  проректор НИУ ВШЭ Андрей Жулин.

Какие виды работ Университет выполняет для руководства страны?

Прежде всего, это разработка рекомендаций в адрес руководства страны по актуальным вопросам социально-экономического и социально-политического развития. Примером может служить «Стратегия-2020», которую Вышка разрабатывала по поручению тогда ещё премьер-министра Владимира Путина. Эта работа продолжалась около года, и в ней было задействовано больше тысячи человек. И хотя как программный документ «Стратегия-2020» не была утверждена, существенная часть рекомендаций, подготовленных нами, сейчас воплощается в различных отраслевых стратегиях, концепциях и программах.

Другой пример такого крупного  проекта — работа прошлого года по независимой оценке федерального бюджета, которая велась, опять же, по поручению президента с участием Министерства финансов и результатом которой стали предложения по оптимизации расходов федерального бюджета. Были найдены существенные резервы и предложены стратегии расходования средств.

Основная часть нашей деятельности связана с практически ежедневным реагированием на запросы правительства Российской Федерации и Администрации президента, связанные с экспертизой документов, проектов федеральных законов, актов правительства, отраслевых стратегий. И как правило, мы оперативно и качественно даём рекомендации по корректировке этих документов. Причём это касается совершенно разных сфер. Хотя нам ближе социально-экономические вопросы, компетенция Вышки всё время расширяется, и сегодня мы участвуем и в обсуждении вопросов транспорта, вопросов связи, вопросов внешней политики, вопросов оборонного комплекса и мн.др.

В прошлом году возник новый вид деятельности — прикладные проекты. Это направление создавалось в интересах правительства РФ, прежде всего социального блока, курируемого Ольгой Голодец. Сегодня работа ведётся также для Администрации президента. Особенность этих проектов в том, что от нас ждут не просто научных отчётов или публикаций, а конкретных регулярных рекомендаций по конкретным вопросам: политика в отношении семей с детьми, политика на рынке труда, политика в сфере профессиональных стандартов, политика в вопросах государственного управления и т.п. — всего в этом году мы ведём порядка сорока тем.

Ещё одно направление связано с регулярным участием экспертов Вышки в работе различных совещательных, консультативных органов. Например, Вышка лидирует по числу представителей в Экспертном совете при председателе правительства Дмитрии Медведеве: эксперты НИУ ВШЭ представлены там в большем количестве, чем эксперты любой другой организации. Сейчас пошла волна создания новых совещательных органов — общественных советов, и мы стараемся максимально в них участвовать, чтобы понимать, что происходит, и иметь возможность оперативно влиять на качество принимаемых решений. Ректор Вышки входит в десяток правительственных и президентских советов и правительственных комиссий, где он практически каждую неделю выступает с позиций Университета по широкому кругу вопросов.  

 

Какие показатели служат для измерения результативности вашей деятельности?

Формально результаты нашей деятельности можно измерять количеством опубликованных докладов Высшей школы экономики на ту или иную тему. Но это не даст полной картины. Реальный результат — это учёт наших рекомендаций в конкретных решениях, в выборе направлений государственной политики. Есть статистика исполнения данных нам поручений, но сами поручения весьма разнородны. И тот факт, например, что мы выполняем больше пятидесяти поручений в год, мало о чём говорит, потому что одно поручение может быть выполнено за один день, а другое требует нескольких месяцев работы; в каком-то проекте занят один эксперт, а в каком-то участвует до ста человек. Поэтому я бы здесь количественными показателями не оперировал.

 

Об аналитических публикациях и других видах публичной деятельности экспертов Вышки рассказывает директор Института статистических исследований и экономики знаний, первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Публикуются ли результаты работы экспертов и аналитиков в открытом доступе?

Да, и очень много. Многие научные подразделения Университета реализуют собственную программу аналитических публикаций. Можно выделить несколько типов  таких публикаций.  Во-первых, это полноценные аналитические доклады, подготовленные по результатам значимых исследований, представляющих интерес для широкой аудитории. Во-вторых, это текущая аналитика в виде экспресс-информации. Один из примеров — «цифры дня», ежедневно публикуемые на портале Вышки. Центр развития и Центр конъюнктурных исследований ВШЭ регулярно, с периодичностью в несколько недель, выпускают аналитику, которая пользуется огромной популярностью. Уже  более десяти лет при поддержке Минобрнауки Вышка реализует проект «Мониторинг экономики образования», в рамках которого издаются и широко распространяются аналитические бюллетени по итогам тех или иных специализированных социологических и статистических исследований. Мы в ИСИЭЗ сейчас запускаем серию информационных бюллетеней по разного рода мониторинговым проектам. Наконец, третий вид публикаций — это статсборники по тем отраслям статистики, где Вышка является признанным лидером: статистике образования, науки, инноваций, информационного общества. Институт управления государственными ресурсами Бориса Рудника издаёт специальные информационно-статистические сборники по бюджетным расходам в социальной сфере, в сфере образования, культуры и т.д., которые уже стали брендовым продуктом Вышки.

 

Что изменилось в вашей деятельности с присоединением Вышки к программе «5-100»?

Изменения произошли в блоке прикладной науки в целом, а не в одном только экспертно-аналитическом сегменте: это создание в Вышке новых научных подразделений по актуальным направлениям (в частности, Института энергетики), развитие кооперации между подразделениями прикладного блока и международными лабораториями.

За последнее время резко усилилось внимание к научным публикациям по итогам прикладных исследований, выросла и наша активность в публичном информационном пространстве. Количество информационных материалов, которые Вышка начала генерировать за последние полгода, возросло по экспоненте. Практически каждый день появляются highlights по итогам  исследований, которые ведут разные подразделения Университета. ИСИЭЗ в течение последнего года опубликовал не менее десяти аналитических докладов, которые рассылаются в федеральные и региональные органы власти, в крупные компании и в СМИ. По крупным проектам, имеющим общественное значение, проходят регулярные пресс-конференции или брифинги для прессы. Серьёзную роль в поддержке инициативных проектов и распространении результатов играет созданный более года назад Фонд развития прикладных исследований.

Одно из решающих конкурентных преимуществ Вышки заключается в том, что наша аналитика опирается на серьёзный научный задел, созданный в рамках реализации программы фундаментальных исследований либо в рамках масштабных контрактных проектов.

 

В последние годы Вышка реализовала целый ряд крупных исследовательских проектов нового типа. О некоторых из них в интервью директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, заместителя директора Дирекции научных исследований и разработок Ильи Долматова.

Каковы основные механизмы поиска и получения заказов на экспертно-исследовательскую работу?

Для наращивания объёмов прикладных научных исследований и экспертно-аналитической работы Вышка использует различные механизмы: от регулярного мониторинга объявляемых конкурсов и торгов и участия в них до прямых переговоров с потенциальными заказчиками. В основном, исследовательские коллективы ВШЭ самостоятельно находят заказы по профилю своей деятельности. Будучи профессионалами в своей области, они постоянно исследуют конъюнктуру рынка, расширяют тематику своих работ, в связи с чем в последние несколько лет заметно увеличилось присутствие ВШЭ на региональных рынках и в корпоративном секторе.

 

В чём секрет спроса именно на вышкинских экспертов?

Сложно говорить за заказчика, но исходя из практики можно назвать несколько ключевых факторов, объясняющих выбор Вышки в качестве исполнителя научно-исследовательских и экспертно-аналитических работ. Во-первых, это высокая квалификация экспертов, подтверждаемая огромным практическим опытом выполненных проектов. Во-вторых, это возможность реализовывать комплексные (междисциплинарные) проекты: в ВШЭ представлены практически все направления по социально-экономическим вопросам, и эта линейка постоянно расширяется. В-третьих, это объективность подхода, независимый взгляд на поставленную проблему. Это возможно благодаря высокому уровню деловой репутации, которой ВШЭ очень дорожит. И порой мы не берёмся за проекты, если думаем, что полученные нами результатами могут быть использованы для манипулирования в недобросовестных целях.

Так что никакого специального секрета спроса на наших экспертов нет. Всё решает профессионализм и репутация. Заказчик, обращающийся к исследовательскому коллективу ВШЭ по профильной теме, всегда может ознакомиться с информацией о деятельности того или иного научного подразделения и с результатами реализованных им проектов через общедоступные ресурсы.

 

Продолжаете ли вы каким-то образом вести проекты, подготовленные вами, на стадии их реализации?

В большинстве случаев проект не заканчивается формальным моментом подписания акта выполненных работ. Как правило, реализация проекта сопровождается последующими консультациями разработчиков-экспертов ВШЭ.

Уместным будет пример из деятельности Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий. В прошлом году в интересах Минэкономразвития был реализован проект по среднесрочному прогнозированию цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию. Работа получила высокую оценку. Институт продолжает осуществлять экспертно-аналитическую поддержку министерства по данному вопросу уже не в рамках проведённой работы по государственному контракту. Так, последний прогноз Минэкономразвития, одобренный правительством в мае этого года, готовился при непосредственном участии наших специалистов.

 

Расскажите, пожалуйста, о крупнейших экспертных проектах вашего института.

За последние несколько лет Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий выполнил целый ряд крупных исследовательских проектов, новых для Вышки. Помимо уже названного проекта для Минэкономразвития это проект для Минэнерго по разработке модели прогнозирования энергоёмкости валового внутреннего продукта России и отраслей экономики. Другой проект — это разработка концепции развития пригородного сообщения в Пермском крае на период до 2030 года, направленная на  улучшение ситуации с обеспечением транспортной мобильности населения. Наконец, ещё один проект — это аудит тарифов на тепловую энергию в масштабе всей страны. Работа в этом направлении началась после совещания премьер-министра Дмитрия Медведева и руководителя «Газпрома» Алексея Миллера, на котором было поручено разобраться в вопросах обоснованности тарифов на тепловую энергию в связи с тем, что в ряде теплоснабжающих организаций образовалась большая задолженность по газу. «Газпром» обратился к нам с предложением выступить экспертами. На сегодняшний день получены предварительные результаты, которые уже прошли обсуждение с представителями «Газпрома» и Федеральной службы по тарифам. Идёт подготовка материалов для представления доклада в правительство.

 

Какие задачи по повышению результативности экспертной деятельности стоят перед ВШЭ в ближайшем будущем?

Основные задачи связаны с продвижением экспертной деятельности на региональных рынках и в корпоративном секторе.

26 июня, 2014 г.