• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертный совет кадрового резерва ВШЭ

24 апреля 2013 года состоялось первое заседание Экспертного совета кадрового резерва НИУ ВШЭ. О том, зачем нужен Экспертный совет и как будет осуществляться его деятельность, рассказывает координатор программы кадрового резерва, советник проректора Татьяна Ишмуратова.

Группа высокого профессионального потенциала (кадрового резерва) существует в Вышке с 2006 года. Это специальная программа для молодых преподавателей и исследователей Университета, которая призвана решать целый комплекс задач, связанных с активизацией академической деятельности, развитием профессиональных навыков и профессиональных связей. Её миссия заключается в формировании сообщества профессионалов, способных отвечать на вызовы времени, сохраняя и развивая лучшие традиции Университета.

В настоящее время сообщество резервистов состоит из 250 действующих участников и 400 выпускников. Многие уже сегодня участвуют в разработке программ выездных семинаров и методических мастерских, являются экспертами в конкурсах инициативных образовательных проектов (ИОП) и междисциплинарных научных семинаров (МНС), проводят мастер-классы и индивидуальные консультации, выступая в качестве наставников более молодых коллег. Особенностью новой институции станет тесное сотрудничество лидеров кадрового резерва (КР) с руководством Университета. Мы рассчитываем, что включение опытных резервистов в разработку стратегии программы кадрового резерва позволит сделать её более эффективной. Молодые коллеги смогут участвовать в обсуждении результативности текущих проектов и в проектировании новых форм работы с резервистами: опыт последних лет показал, что в выстраивании работы с кадровым резервом очень ценен взгляд изнутри. В то же время участие в ЭС позволит им приобрести опыт управления общеуниверситетским проектом.

На первом заседании было принято Положение об Экспертном совете и утверждён состав Совета на период до января 2015 года. В Совет вошли представители руководства Университета, систематически принимающие участие в работе с резервистами: проректор М.М. Юдкевич (председатель Совета), первый проректор В.В. Радаев, проректор С.Ю. Рощин, исполнительный директор Фонда образовательных инноваций О.Э. Черненко, советник проректора Т.В. Ишмуратова, начальник Управления академического развития А.В. Гришина и директор по международной академической интеграции Ю.В. Гринкевич. Лидеры группы высокого профессионального потенциала определились по результатам программы «Академическая малина», задачей которой было выявить самых активных участников мероприятий кадрового резерва. Ими стали выпускники М.А. Лытаева, Т.В. Левина, А.В. Пашкевич, Г.И. Пеникас, З.М. Погосова, А.Н. Степанова и Е.В. Талалакина. Одним из ключевых вопросов первого заседания ЭС стала организация работы с резервистами в учебных и научных подразделениях. Анализ отчётов за 2012 год показал, что в настоящее время работа с группами КР в подразделениях чаще носит ситуативный, нежели системный характер. Резервистов приглашают к участию в научных мероприятиях и проектах. Молодых преподавателей включают в разработку учебно-методических материалов и проведение занятий со студентами. В некоторых подразделениях организуются обсуждения планов и результатов исследовательской деятельности резервистов, проводятся консультации по подготовке публикаций, резервистов привлекают к написанию статей в соавторстве и др. Но, несмотря на весь спектр имеющихся в наличии позитивных результатов, считать работу с кадровым резервом вполне эффективной пока рано. Один из главных критериев результативности резервистов  — наличие качественных публикаций. В 2012 году при значительном росте (с 14% до 22%) доли изданных глав и книг лишь 73% резервистов опубликовали одну или более научную работу, что на 11% меньше, чем в предыдущем году. Это означает, что не все резервисты выполнили требования, предъявляемые к ним на промежуточном и конечном этапах программы. Соответственно, кадровая комиссия Университета была вынуждена принять решение об отказе в продлении срока пребывания в группе высокого профессионального потенциала двадцати коллегам по результатам первого года, а результаты ещё двадцати одного резервиста, окончившего программу КР, признала неудовлетворительными. Другой значимый показатель академической активности  — выступления резервистов на научных мероприятиях. В прошедшем году 84% резервистов выступили на научных мероприятиях, причём 68% — на мероприятиях международного уровня. Это очень хорошие показатели! Но при этом в мероприятиях, организованных НИУ ВШЭ, приняли участие всего 55%. В ряде случаев кадровые комиссии подразделений сами не рекомендовали коллег на второй год программы (в 2012 году таких было одиннадцать человек) либо резервисты не прошли конкурс ППС, что тоже ведёт к отчислению. А ведь речь идёт о молодых коллегах, которые всего год назад были зачислены в КР как самые перспективные преподаватели и научные сотрудники своего подразделения. Хотелось бы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

Базовым ресурсом повышения результативности резервистов и должна стать системная работа с группами КР в учебных и научных подразделениях. ЭС принял ряд рекомендаций по этому вопросу. В частности, было предложено более внимательно подходить к отбору кандидатов на этапе формирования групп КР, организовывать консультирование потенциальных резервистов, рассказывать им об их правах и обязанностях. Важно вникнуть в профессиональную ситуацию каждого молодого коллеги и через приобщение к разного рода мероприятиям помочь ему включиться в активную жизнь подразделения, Университета и профессионального сообщества. Уже на старте коллеги должны иметь чёткое представление о требованиях, предъявляемых к ним при переходе на второй год программы и по её окончании. В следующем полугодии Управление академического развития планирует провести для ответственных по подразделениям специальный семинар об организации работы с резервистами, в котором примут участие члены ЭС.

Также на Совете обсуждались вопросы интеграции в программу КР коллег из МИЭМ. В ближайшее время эта тема будет дополнительно изучена и при необходимости спланированы специальные мероприятия.

Кроме того, Совет пришёл к выводу о необходимости согласования процедур кадрового резерва и кадровой комиссии Университета. В частности, обсуждалась возможность привязки показателей результативности пребывания коллег в КР к их дальнейшему кадровому росту в Вышке.

Заседания Экспертного cовета предполагается проводить ежеквартально. Следующее заседание намечено на сентябрь. На нём будут обсуждаться практики наставничества и результаты конкурсов КР. До конца 2013 года планируется также рассмотреть технологии проведения выездных семинаров с точки зрения повышения их эффективности и подвести итоги программы кадрового резерва за 2013 год.

 

Свои комментарии по поводу создания Экспертного совета дали его участники.

Исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций», советник первого проректора Оксана Черненко

Экспертный Совет кадрового резерва НИУ ВШЭ — это ещё одна форма сотрудничества программы «Фонд образовательных инноваций» и академического блока. Наше взаимодействие началось несколько лет назад и уже вылилось в целый ряд интересных и вполне успешных проектов: конкурс на привлечение к преподаванию учебных ассистентов, видеозаписи лекционных курсов, проведение регулярных методических мастерских с участием победителей ежегодных конкурсов образовательных инноваций.

Члены кадрового резерва — уже сегодня активные участники конкурсных программ ФОИ. Но крайне важно сделать так, чтобы задуманное и реализованное в рамках отдельных проектов вошло в ткань учебного процесса, чтобы эти разработки стали своеобразными точками роста, чтобы межкампусные междисциплинарные проекты резервистов получали развитие в русле общего образовательного процесса Университета. Это позволит поддерживать единые академические стандарты на всём образовательном пространстве Вышки.

Наличие в Вышке разнообразных форм поддержки различных идей и инициатив — это здорово, но не менее важно получить результаты такой поддержки, в частности, добиться включения в учебные планы новых академических (междисциплинарных) курсов, а в существующие образовательные программы учебных дисциплин — результатов академических исследований.

Надеюсь, что моё участие в Экспертном совете позволит получить, помимо удовольствия от работы в классной команде, ещё больший эффект от нашего сотрудничества.

 

 

Доцент кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики, выпускница кадрового резерва Екатерина Талалакина

Экспертный совет кадрового резерва ВШЭ задуман как связующее звено между руководством и резервистами. Как ветеран кадрового резерва, «прослуживший» в данной структуре четыре года (два года в категории «Новые преподаватели» и два года в категории «Будущие профессора») и имеющий представление о нём как изнутри, так и извне, я считаю очень важным выработать стратегию вовлечения резервистов в мир новых возможностей, открывающихся в КР.

Многие молодые коллеги не осознают, что КР — это не только структура, где тебе доплачивают уже за то, что ты ослепительно молод (по выражению Вадима Валерьевича Радаева), но ещё и инструмент профессионального роста. Я рассматриваю КР как некий элитный клуб, в который тебя принимают не только потому, что руководство верит в твой потенциал (для категории «Новые преподаватели»), но и на жёсткой конкурсной основе (для категории «Будущие профессора»). Привилегия членства в этом клубе заключается в том, что все резервисты представляют разные факультеты, отделения и кафедры, что даёт возможность включиться в сеть междисциплинарных контактов, на развитие которых и направлены все мероприятия КР. Для меня важно, что уже на первом заседании ЭС этой теме было уделено большое внимание.

25 июня, 2013 г.