• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Развитие людей – это самая большая гордость»

Интервью с Еленой Шакиной

Елена Шакина, заведующая Международной лабораторией экономики нематериальных активов, рассуждает об академической культуре разных стран, важности вовлечения студентов в исследовательские проекты и особенностях работы лабораторий в регионах.

Расскажите, как вы приняли решение связать свой профессиональный путь с экономикой, финансами и менеджментом? Всегда ли вы знали, что хотите заниматься наукой?

Не могу сказать, что я всегда знала, что хочу заниматься наукой. Да и выбор экономики, финансов и менеджмента был не совсем осознанным. Несмотря на то что эти специальности в конце 1990-х годов считались одними из самых востребованных и конкурентных, при поступлении я имела смутное представление о том, куда иду. При этом мне очень сильно нравилось, что Вышка в Перми тогда была новым университетом с прогрессивными взглядами, а построивший ее коллектив сильно отличался от всего того, что можно было видеть в экономике до этого.

Наукой я захотела заниматься уже в процессе обучения. Хорошо помню, как, будучи на третьем курсе, я смогла выиграть студенческий научно-исследовательский конкурс и как сильно меня это тогда вдохновило. Но здесь стоит сделать оговорку, что тогда наука в Вышке только начала формироваться, поэтому я все еще не до конца понимала, какой областью буду заниматься. Из-за этого у меня, наверное, был достаточно нестандартный путь становления в академии, если сравнивать его с путем большинства других молодых преподавателей и исследователей.

Международная лаборатория экономики нематериальных активов
Международная лаборатория экономики нематериальных активов

При каких обстоятельствах вы начали работать в Вышке?

Я стала работать в университете, еще будучи студенткой пермской Вышки, когда меня взяли лаборантом на кафедру финансового менеджмента. После окончания специалитета в Перми я поступила в аспирантуру московской Вышки. В Перми тогда аспирантуры не было, она открылась только в этом году. Мне сразу очень повезло с коллективом: я попала на кафедру финансового менеджмента, которой руководил Лев Ильич Якобсон, а моей научной руководительницей стала Марина Григорьевна Колосницына. По окончании этого этапа своего научного пути и защиты кандидатской я поняла, что несмотря на то, что я получила замечательный опыт благодаря работе с профессионалами своего дела, у меня все равно было недостаточно навыков, не появилось хороших статей. К тому же я все еще не знала, какой сферой хотела бы заниматься. Я защищала кандидатскую по государственным финансам, однако осознавала, что не хочу продолжать развиваться в данном направлении.

Параллельно у нас на кафедре успела образоваться небольшая группа коллег, которым было интересно изучать специфические модели поведения компаний и то, как они инвестируют в ресурсы, не имеющие материального воплощения (например, интеллектуальные). Сегодня эта тема обрела большую популярность, выходит множество статей, но тогда это считалось достаточно новым направлением. Мы стали проводить встречи, учиться собирать и обрабатывать данные, подаваться на различные гранты. И здесь нам опять же очень повезло: нам удалось получить внутренний грант Вышки «Учитель и ученики» (впоследствии мы получали этот грант целых три раза). Он сразу дал нам возможность увеличить коллектив, и к нам стали приходить молодые сотрудники, недавно окончившие учебу.

Внутренние ресурсы университета позволили нам создать задел для дальнейших более масштабных и серьезных проектов. После этого мы выиграли грант на международную лабораторию, два раза получали грант Российского научного фонда. Ничего бы этого не произошло, если бы в какой-то момент нас не поддержала Вышка. Внутренние гранты – отличные инструменты для того, чтобы давать молодым коллективам вроде нашего возможность наработать себе базу и использовать ее, чтобы стать более конкурентоспособными вовне.

Почему вы решили получать PhD в Университете Виго в Испании?

В то время, когда мы получили вышкинский грант в третий раз (тогда он стал называться «Научно-учебная группа»), я стала задумываться о получении опыта более серьезных и масштабных исследований, результаты которых можно было бы опубликовать в зарубежных научных журналах. Хотелось создавать исследования, которые были бы интересны более широкой профессиональной аудитории, а не только русскоязычному академическому сообществу. А для этого необходимо не только публиковаться на английском языке, но и выходить на другой уровень качества. Ведь в международных журналах выше и конкуренция, и стандарты качественного исследования. Пришлось признаться себе, что у меня не было достаточно навыков, чтобы это сделать. А значит, нужно было эти компетенции каким-то образом развивать, продолжать учиться.

Первой такой «остановкой» стала международная летняя школа при Университете прикладных наук г. Бремерхафен в Германии, посвященная управлению изменениями в экономике и финансах. Вышка в тот момент активно поддерживала идею участия студентов и молодых исследователей в таких мероприятиях. Как впоследствии выяснилось, школа эта была в большей степени ориентирована на студентов и их международный нетворкинг, поэтому мы с коллегой, с которой приехали на летнюю школу, были значительно старше и опытнее большинства участников. Тем не менее мне повезло встретить там будущего научного руководителя и соавторов.

Елена Шакина и Анхель Барахас в Виго (2012)
Елена Шакина и Анхель Барахас в Виго (2012)

Какие отличия от российской академической культуры вы заметили?

Несмотря на то что Университет Виго – далеко не самый сильный университет в Европе и мире, тем не менее в нем работают очень мощные специалисты. На научных семинарах я сталкивалась с серьезной критикой от коллег по департаменту, в котором я обучалась. А еще там гораздо более плотная академическая среда: почти невозможно было встретить человека, который не был бы вовлечен в какие-то исследовательские проекты. И это благотворно влияет на работу, ведь все активно занимаются исследованиями, разговаривают на одном языке и прекрасно понимают друг друга.

Сейчас очень радует, что и Вышка за последние годы сильно изменилась и сделала огромный шаг вперед и теперь действительно представляет собой сильный европейский университет. И пожалуй, основным моментом здесь является осознание того, что одного преподавания становится недостаточно. Нужно принимать участие в исследованиях, создавать какое-то новое знание и уже с ним выходить в аудитории. Например, в то время, когда я получала первую научную степень в Вышке, это 2004–2007 годы, перед преподавателями просто-напросто не стояло явной задачи публиковаться. А тех, кто это все-таки делал, воспринимали как отдельную группу, которую далеко не все понимали. И посмотрите, какой скачок был сделан с того момента!

Менеджмент и финансы – довольно прикладные области знаний. Как, на ваш взгляд, можно мотивировать студентов оставаться в академии?

Действительно, многие из тех, кто оканчивает те же бизнес-школы, не выбирают для себя академическую карьеру, ведь в целом в мире таким выпускникам довольно просто выйти на рынок труда и получить достойное продвижение. К тому же менеджмент – очень молодая и разнообразная наука. Здесь молодому исследователю найти место под солнцем относительно проще, чем, например, в области финансов или теоретической экономики, где уровень конкуренции очень высок. И в основном эта конкуренция имеет место среди немногочисленных выпускников самых сильных PhD-программ в мире.

Ну и самое важное. Я придерживаюсь мнения, что у каждого человека есть набор естественно сформированных предпочтений, на которые почти невозможно повлиять. Поэтому максимум, что можно сделать, – это вовремя заметить тех ребят, которые потенциально хотели бы заниматься наукой. Это очень специфический интерес, который есть далеко не у всех. И кстати, он далеко не всегда связан с каким-то очень высоким уровнем интеллекта. Понятно, что у людей, которые приходят в университет, есть какие-то амбиции по поводу развития своего мышления, но интерес к самому исследованию, к поискам есть у достаточно маленькой доли студентов, и это совершенно нормально. Поэтому бессмысленно пытаться менять предпочтения студентов, например «перекупить» тех, кто хочет идти в бизнес.

Задача университета – это сначала создать правильные условия для того, чтобы у студентов проявился интерес к науке, а затем вовремя заметить его и продолжать подпитывать дальше. Важно предоставлять студентам возможность присоединяться к исследовательским проектам, и делать это нужно как можно раньше, уже со второго или третьего курса бакалавриата. Затем для таких ребят нужно создавать исследовательские треки в магистратуре и аспирантуре, где им будет действительно интересно и где они смогут реализовывать свой потенциал.

Как создавалась Международная лаборатория экономики нематериальных активов?

Первоначальный коллектив лаборатории сформировался на основе нашей научно-учебной группы и партнерства с Университетом Виго. Сложилось так, что моя идея поехать получать PhD дала нам возможность создать международную лабораторию, а мой научный руководитель был привлечен к работе в лаборатории в качестве международного руководителя. В 2014 году мы официально открыли лабораторию в Перми и получили грант от Вышки, а уже в 2015 году нам удалось получить грант Российского научного фонда. Все это дало нам мощный импульс для развития.

Как выбирались направления для исследований?

Мы начинали с темы интеллектуальных ресурсов, а потом так сложилось, что достаточно много людей заинтересовались экономикой спорта, и теперь это одно из самых сильных наших направлений. Там доступны очень хорошие данные, и именно на работе с данными изначально была построена наша лаборатория. Мы занимались исключительно эмпирическими исследованиями и поэтому постоянно искали для работы новые интересные данные. Это стало в определенный момент отличительной чертой и конкурентным преимуществом наших проектов.

Позже у нас стали появляться направления, связанные с изучением российских компаний. Это очень интересный кейс, потому как российский рынок в целом был сформирован не так давно. И этот переход к рыночной экономике дает возможность тестировать разные гипотезы из экономических и организационных наук, используя, например, квазиэкспериментальный дизайн. Именно по этому направлению мы смогли получить поддержку Российского научного фонда.

То есть новые направления всегда находятся в движении, формируются довольно ситуативно. Порой ты просто читаешь какую-то интересную статью или слушаешь интересный доклад, и появляется желание изучить какие-то новые идеи, углубиться в новую область знаний. Мы всегда руководствовались тем, что нужно поддерживать любые идеи и проекты, даже те, которые не связаны с нами напрямую. В итоге в нашей лаборатории всегда появляется что-то новое, а какие-то проекты теряют свою актуальность и со временем завершаются.

Что изучает экономика нематериальных активов и почему это важно?

Сейчас уже все прекрасно понимают, что компании развиваются не за счет своих физических активов, станков на производстве или транспортной инфраструктуры, а благодаря другим ресурсам: идеям, технологиям, бизнес-моделям и, конечно, людям, которые готовы делиться с компанией своими знаниями, талантами, идеями... Проблема состоит в том, что, несмотря на очевидность этого знания, далеко не всегда так же очевидно то, как это описать и измерить. Очень сложно понять, сколько тебе нужно какого-то определенного актива или ресурса, чтобы получить тот или иной результат. Эти проблемы мы и пытаемся изучить в своих проектах.

В первую очередь мы определяем, что это за ресурсы и какова их конфигурация, а затем решаем более сложную задачу, переводя эту информацию в вид, доступный для количественного анализа. После этого мы смотрим, как компании аккумулируют эти активы и какие результаты получают. При каких условиях результат компании выше? А при каких ниже? Как выстроить политику в отношении интеллектуальных ресурсов в кризисные периоды? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы часто используем в исследованиях квазиэкспериментальные данные и сравниваем, как различные воздействия влияют на результат компании или, например, спортивной команды, если мы говорим об экономике спорта.

Фото из статьи "Самые красивые ученые Перми"
Фото из статьи "Самые красивые ученые Перми"
Николай Оберемченко / kp.ru

С какими главными вызовами вы столкнулись как руководитель международной лаборатории?

Наверное, самым главным вызовом для нас всех стало сохранение талантливых сотрудников и открытие филиала лаборатории в Санкт-Петербурге. С момента создания лаборатории мы мечтали сформировать достаточно большой коллектив. Мы хотели, чтобы нас и наши исследования начали узнавать. А для этого просто необходимо профессионально расти и расширяться. В Перми масштабироваться было очень сложно. Это в целом довольно распространенная проблема среди региональных вузов: кампусы с большим трудом удерживают талантливую молодежь. Молодые амбициозные ребята ищут больше возможностей и рассматривают переезд в столицы как важный этап своего профессионального развития. Несмотря на то что мы сформировали сильную команду в Перми и сохранили достаточно много исследователей, большинство из них все равно в итоге переезжали в Москву, Санкт-Петербург или за рубеж.

Впоследствии мы приняли решение открыть второе ядро лаборатории в Санкт-Петербурге. Оно еще совсем молодое, но уже начинает давать свои результаты. А в коллективе уже работает большое количество сильных специалистов, которым не нужно предоставлять дополнительные стимулы, чтобы остаться здесь.

Какими результатами работы лаборатории вы особенно гордитесь?

Развитие молодых исследователей – это и есть самая большая гордость и достижение лаборатории. По сути, это люди, которые самостоятельно себя развивали через наши проекты и смогли добиться огромного прогресса. Причем далеко не у всех из них за спиной имеется сильная аспирантская программа, как это принято в европейских вузах. И при этом каждый стал конкурентоспособным специалистом на международном академическом рынке.

Безусловно, делается очень много важной и интересной работы: проекты, исследования, публикации. Но все это больше инструменты для профессионального роста членов нашего коллектива. Ребята, которые к нам приходят, – это чаще всего молодые начинающие исследователи и преподаватели, которые за счет ресурсов университета и более опытных, в том числе зарубежных, коллег могут двигаться вперед. И нам хочется верить, что это не только приносит пользу нашим проектам, но и становится ценным для университета в целом.

 

Материал подготовлен при участии Алины Ефимовой

Автор текста: Ефимова Алина Вадимовна, 24 сентября, 2020 г.