• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главное, чтобы зритель был доволен!

Анна Безукладникова о праве как сервисе и театре

В театре имени Пушкина на Тверском бульваре идет замечательный спектакль «Аленький цветочек». Поставили его еще в 1950 году. На сцену в разное время выходили Вера Алентова в роли Аленушки, начинающий актер Владимир Высоцкий в роли лешего. Шли годы. Актриса Инна Кара-Моско, которая много лет назад была Аленушкой, теперь с удовольствием играет роль Кикиморы. Люди и их роли меняются, но постановка осталась прежней.

Как и 70 лет назад, Аленушка стоит на сцене, позади нее – декорации дворца чудища. Вдруг появляется голубка, совсем как живая. Она летит и садится на резной заборчик. Аленушке хочется напоить голубку, и тут же волшебным образом появляется золотая поилка, возникшая будто бы из ниоткуда. Зрительный зал в восторге, дети радостно хлопают в ладоши. И только очень внимательный зритель заметит, что и голубку, и поилку на сцену вынесли актеры в черных костюмах, которых в тени декораций далеко не всем было видно.

К чему это я? А к тому, что хочется, чтобы и работа юристов в университете напоминала работу актеров театра в черных костюмах: в обычных текущих процессах правовую работу не должно быть видно. Все будто бы происходит само по себе и вызывает восторг.

Мы к этому стремимся и стараемся делать наши сервисы доступными, понятными, а самое главное – удобными. Дирекция по правовым вопросам принимает заявки через единый личный кабинет, а оперативную консультацию можно получить у юристов по телефону «Горячей линии». Также подразделение может получить комплексную правовую поддержку и пригласить к себе юриста через сервис «Юрист – вездеход».

ВШЭ / Даниил Прокофьев

Немецкий театровед Эрика Фишер-Лихте говорит о том, что театральная постановка существует не автономно, а возникает из взаимодействия актеров и зрителей. Этим, отмечает она, от театра отличается телевидение: зритель не влияет на телеспектакль так, как он это делает в зале. Отсутствует «петля ответной реакции»[1].

И для юриста любой сервис – это сотрудничество. Поэтому на конечный результат влияет и то, как оформлена заявка, в полном ли объеме приложены документы, учтены ли установленные сроки рассмотрения задач. Безусловно, важна и содержательная обратная связь, поэтому выполнение юристами заявок можно оценить или заполнить на нашем сайте форму обратной связи. Мы просим делать это чаще!

Особенно мы ценим предложения коллег по улучшению наших сервисов. Так, например, раньше экспертиза локальных нормативных актов проводилась юристами предварительно через единый личный кабинет, а потом проекты документов проходили согласование в СЭД. И однажды Ирина Плисецкая, заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе факультета компьютерных наук, написала нам о том, что согласовывать документ через две системы долго и затруднительно – для клиента процедура согласования как бы задваивалась. Ее обращения было достаточно для того, чтобы мы проанализировали процессы и в итоге пересмотрели подход. Теперь проект локального нормативного акта можно запускать на согласование сразу через СЭД, а экспертиза через единый личный кабинет остается на усмотрение клиента.

Конечно, не любая правовая помощь должна быть незаметной. Там, где реализуются крупные проекты и разрешаются конфликты, юридическая поддержка заметна и является основой, а иногда и движущей силой для принятия решений. Поэтому работа юриста, действительно, чем-то напоминает работу талантливого актера театра, который в одной постановке играет главную роль, а в другой, оставаясь незамеченным на сцене, помогает другим актерам отыграть спектакль на «ура». Главное, чтобы и в том, и в другом случае, зритель остался доволен.


[1] Эрика Фишер-Лихте, «Эстетика перформативности» 

Автор текста: Безукладникова Анна Владимировна, 5 сентября