Даниил Прасолов, лицеист:
ИВР помогает лицеистам понять, что уже сейчас, в старших классах, они способны на что-то действительно крутое. Когда смотришь на проекты, которые перетекают в бизнес, на исследования, которые отвечают на действительно интересные вопросы, а потом вспоминаешь, что это сделали твои сверстники, ты поражаешься. Это дает надежду, что и ты что-то можешь. И ты делаешь.
Приходите в октябре на презентацию нашего документального фильма о Китай-городе!
Ева Ланцова, лицеист:
Итоговая выпускная работа – не только особая фишка лицея, но и серьезный бэкграунд, который получает каждый учащийся, готовясь к защите.
Написание ИВР схоже с написанием диплома (особенно при выборе исследования, а не проекта), а значит, когда лицеист поступит в высшее учебное заведение, он не будет метаться в панике, недооценивая важность дедлайнов, и спрашивать: «Кто такой научрук и зачем он мне нужен?».
ИВР усложняет жизнь в 10-11-х классах, но упрощает в университете.
Екатерина Бровко, учитель словесности:
Лицеисты, конечно, не всегда с восторгом относятся к тому, что в течение года им нужно подготовить к защите индивидуальную работу. Однако те, кто успешно завершил этот путь, говорят, что приобрели ценные навыки – например, при написании исследовательской статьи научились работать с большим количеством научной литературы, вычленять в потоке информации главное и оформлять рассуждение в объемный текст. Те, кто выбрал проектную работу, учатся уже на этапе планирования оценивать риски и продумывать запасные варианты действий, чтобы довести дело до конца к назначенному сроку.
Так или иначе, ИВР – это ценная для образования старшеклассника ситуация самостоятельности: учащийся сам выбирает область работы и формулирует тему, сам решает, нужна ли ему помощь, в какой момент и к кому обратиться, с кем сотрудничать. Кафедра исследовательской и проектной деятельности организует мероприятия – консультации, лекции по отдельным областям, цель которых – помочь лицеистам сориентироваться в процессе работы, но все они носят факультативный характер.
Даже если лицеисту удается найти того, кто ему помогает, он сам продолжает нести полную ответственность за работу. Думаю, это и есть ключевое приобретение, общее для всех типов ИВР: проживая роль главного действующего лица, выстроить систему взаимоотношений вокруг себя.
Светлана Пужаева, учитель словесности:
Многим ИВР поначалу кажется пыткой и ненужным начинанием, но всю ценность полученных навыков ребята понимают уже на первом курсе: им сделать любое исследовательское задание, написать курсовую оказывается гораздо проще, чем одногруппникам. И тогда я получаю от своих поднаучных ребят слова благодарности. Этот формат работы развивает целый спектр навыков и компетенций – от продвинутого уровня владения Word до умения анализировать информацию, делать обобщения, интерпретировать получаемые результаты. Как словесник я замечаю резкий скачок качества написания текстов, и не только научных.
Работа с текстом ИВР помогает ребятам лаконично и точно формулировать мысли, избегать многих речевых и грамматических ошибок, что пригодится в любой сфере, не говоря уже о ЕГЭ.
Дарья Шибалина, заведующая кафедройисследовательской и проектной деятельности учащихся Лицея НИУ ВШЭ:
В исследовании и проектировании развиваются умения, которые необходимы в любом контексте, в частности в учебном и профессиональном. Написание академической статьи, подбор качественных источников, соблюдение плана действий – результаты отработки подобных умений. Развивать их нужно на практике, разбирая примеры и получая обратную связь, чем мы и занимаемся в лицее. В будущем учащиеся справляются с исследовательскими и проектными задачами более уверенно и легко.
ИВР созвучна и с другими важными для лицея категориями. К ключевым ценностям относятся самостоятельность и ответственность, поэтому при поддержке преподавателей ребята сами выбирают тип ИВР и ее область (они могут поменять ее, обосновывая свое решение), разрабатывают тему и общаются с консультантами.
Для лицея речь идет не просто о формате индивидуальной выпускной работы, но об исследовательской и проектной деятельности, которая материализуется в том числе в ИВР.
Светлана Сучкова, руководитель Центра академического письма НИУ ВШЭ:
ИВР и подготовка к ней – подготовительный этап для обучения в высшем учебном заведении. В университете уже поздно формировать такие базовые навыки, как работа с литературой, анализ и синтез прочитанного, изложение своей позиции аргументированно на письме. Для успешной учебы в вузе все эти навыки нужны студенту сразу же, поэтому начинать нужно со школьных заданий и постепенного развития академических (учебных) компетенций. ИВР – пример такого задания.
Автор - Ярослава Контарь
ДаниилПрасолов, лицеист:
ИВРпомогаетлицеистампонять, чтоужесейчас, встаршихклассах, ониспособныначто-тодействительнокрутое. Когдасмотришьнапроекты, которыеперетекаютвбизнес, наисследования, которыеотвечаютнадействительноинтересныевопросы, апотомвспоминаешь, чтоэтосделалитвоисверстники, тыпоражаешься. Этодаетнадежду, чтоитычто-томожешь. Итыделаешь.
ПриходитевоктябренапрезентациюнашегодокументальногофильмаоКитай-городе!
ЕваЛанцова, лицеист:
Итоговаявыпускнаяработа–нетолькоособаяфишкалицея, ноисерьезныйбэкграунд, которыйполучаеткаждыйучащийся,готовяськзащите.
НаписаниеИВРсхожеснаписаниемдиплома(особеннопри выбореисследования, анепроекта), азначит, когдалицеистпоступитввысшееучебноезаведение, оннебудетметатьсявпанике, недооцениваяважностьдедлайнов, испрашивать: «Ктотакойнаучрукизачемонмненужен?».
ИВРусложняетжизньв10-11-хклассах, ноупрощаетвуниверситете.
ЕкатеринаБровко, учительсловесности:
Лицеисты, конечно, невсегдасвосторгомотносятсяктому, чтовтечениегодаимнужноподготовитькзащитеиндивидуальнуюработу. Однакоте, ктоуспешнозавершилэтотпуть, говорят, чтоприобрелиценныенавыки–например, принаписанииисследовательскойстатьинаучилисьработатьсбольшимколичествомнаучнойлитературы, вычленятьвпотокеинформацииглавноеиоформлятьрассуждениевобъемныйтекст. Те, ктовыбралпроектнуюработу, учатсяуженаэтапепланированияоцениватьрискиипродумыватьзапасныевариантыдействий, чтобыдовестиделодоконцакназначенномусроку.
Такилииначе, ИВР–этоценнаядляобразованиястаршеклассникаситуациясамостоятельности: учащийсясамвыбираетобластьработыиформулируеттему, самрешает, нужналиемупомощь, вкакоймоментиккомуобратиться, скемсотрудничать. Кафедраисследовательскойипроектнойдеятельностиорганизуетмероприятия–консультации, лекциипоотдельнымобластям, целькоторых–помочьлицеистамсориентироватьсявпроцессеработы, новсеониносятфакультативныйхарактер.
Дажееслилицеистуудаетсянайтитого, ктоемупомогает, онсампродолжаетнестиполнуюответственностьзаработу. Думаю, этоиестьключевоеприобретение, общеедлявсехтиповИВР: проживаярольглавногодействующеголица, выстроитьсистемувзаимоотношенийвокругсебя.
СветланаПужаева, учительсловесности:
МногимИВРпоначалукажетсяпыткойиненужнымначинанием, новсюценностьполученныхнавыковребятапонимаютуженапервомкурсе:имсделатьлюбоеисследовательскоезадание, написатькурсовуюоказываетсягораздопроще, чемодногруппникам. Итогдаяполучаюотсвоихподнаучныхребятсловаблагодарности. Этотформатработыразвиваетцелыйспектрнавыковикомпетенций–отпродвинутогоуровнявладенияWordдоуменияанализироватьинформацию, делатьобобщения, интерпретироватьполучаемыерезультаты. Каксловесникязамечаюрезкийскачоккачестванаписаниятекстов, инетольконаучных.
РаботастекстомИВРпомогаетребятамлаконичноиточноформулироватьмысли, избегатьмногихречевыхиграмматическихошибок, чтопригодитсявлюбойсфере, неговоряужеоЕГЭ.
ДарьяШибалина, заведующаякафедройисследовательскойипроектнойдеятельностиучащихсяЛицеяНИУВШЭ:
Висследованииипроектированииразвиваютсяумения, которыенеобходимывлюбомконтексте, вчастностивучебномипрофессиональном. Написаниеакадемическойстатьи, подборкачественныхисточников, соблюдениепланадействий–результатыотработкиподобныхумений. Развиватьихнужнонапрактике, разбираяпримерыиполучаяобратнуюсвязь, чеммыизанимаемсявлицее. Вбудущемучащиесясправляютсясисследовательскимиипроектнымизадачамиболееуверенноилегко.
ИВРсозвучнаисдругимиважнымидлялицеякатегориями. Кключевымценностямотносятсясамостоятельностьиответственность, поэтомуприподдержкепреподавателейребятасамивыбираюттипИВРиееобласть(онимогутпоменятьее, обосновываясвоерешение), разрабатываюттемуиобщаютсясконсультантами.
Длялицеяречьидетнепростооформатеиндивидуальнойвыпускнойработы, нообисследовательскойипроектнойдеятельности, котораяматериализуетсявтомчислевИВР.
СветланаСучкова, руководительЦентраакадемическогописьмаНИУВШЭ:
ИВРиподготовкакней–подготовительныйэтапдляобученияввысшемучебномзаведении. Вуниверситетеужепоздноформироватьтакиебазовыенавыки, какработаслитературой, анализисинтезпрочитанного, изложениесвоейпозицииаргументированнонаписьме. Дляуспешнойучебыввузевсеэтинавыкинужныстудентусразуже, поэтомуначинатьнужносошкольныхзаданийипостепенногоразвитияакадемических(учебных) компетенций. ИВР–примертакогозадания.
ЯрославаКонтарь