• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИВР: что это и зачем?

ИВР (индивидуальная выпускная работа) – обязательный этап учебного процесса для каждого лицеиста. Работу можно выполнить как в виде научного исследования, так и в виде проекта – создать продукт, который может быть не только полезным, но и прибыльным. Но зачем ИВР школьникам? Мы задали этот вопрос учащимся, сотрудникам лицея и коллегам из университета.

Даниил Прасолов, лицеист:

ИВР помогает лицеистам понять, что уже сейчас, в старших классах, они способны на что-то действительно крутое. Когда смотришь на проекты, которые перетекают в бизнес, на исследования, которые отвечают на действительно интересные вопросы, а потом вспоминаешь, что это сделали твои сверстники, ты поражаешься. Это дает надежду, что и ты что-то можешь. И ты делаешь.

Приходите в октябре на презентацию нашего документального фильма о Китай-городе!

 

Ева Ланцова, лицеист:

Итоговая выпускная работа – не только особая фишка лицея, но и серьезный бэкграунд, который получает каждый учащийся, готовясь к защите.

Написание ИВР схоже с написанием диплома (особенно при выборе исследования, а не проекта), а значит, когда лицеист поступит в высшее учебное заведение, он не будет метаться в панике, недооценивая важность дедлайнов, и спрашивать: «Кто такой научрук и зачем он мне нужен?».

ИВР усложняет жизнь в 10-11-х классах, но упрощает в университете.

 

Екатерина Бровко, учитель словесности:

Лицеисты, конечно, не всегда с восторгом относятся к тому, что в течение года им нужно подготовить к защите индивидуальную работу. Однако те, кто успешно завершил этот путь, говорят, что приобрели ценные навыки – например, при написании исследовательской статьи научились работать с большим количеством научной литературы, вычленять в потоке информации главное и оформлять рассуждение в объемный текст. Те, кто выбрал проектную работу, учатся уже на этапе планирования оценивать риски и продумывать запасные варианты действий, чтобы довести дело до конца к назначенному сроку. 

Так или иначе, ИВР – это ценная для образования старшеклассника ситуация самостоятельности: учащийся сам выбирает область работы и формулирует тему, сам решает, нужна ли ему помощь, в какой момент и к кому обратиться, с кем сотрудничать. Кафедра исследовательской и проектной деятельности организует мероприятия – консультации, лекции по отдельным областям, цель которых – помочь лицеистам сориентироваться в процессе работы, но все они носят факультативный характер.

Даже если лицеисту удается найти того, кто ему помогает, он сам продолжает нести полную ответственность за работу. Думаю, это и есть ключевое приобретение, общее для всех типов ИВР: проживая роль главного действующего лица, выстроить систему взаимоотношений вокруг себя.

 

Светлана Пужаева, учитель словесности:

Многим ИВР поначалу кажется пыткой и ненужным начинанием, но всю ценность полученных навыков ребята понимают уже на первом курсе: им сделать любое исследовательское задание, написать курсовую оказывается гораздо проще, чем одногруппникам. И тогда я получаю от своих поднаучных ребят слова благодарности. Этот формат работы развивает целый спектр навыков и компетенций – от продвинутого уровня владения Word до умения анализировать информацию, делать обобщения, интерпретировать получаемые результаты. Как словесник я замечаю резкий скачок качества написания текстов, и не только научных.

Работа с текстом ИВР помогает ребятам лаконично и точно формулировать мысли, избегать многих речевых и грамматических ошибок, что пригодится в любой сфере, не говоря уже о ЕГЭ.

 

Дарья Шибалина, заведующая кафедройисследовательской и проектной деятельности учащихся Лицея НИУ ВШЭ:

В исследовании и проектировании развиваются умения, которые необходимы в любом контексте, в частности в учебном и профессиональном. Написание академической статьи, подбор качественных источников, соблюдение плана действий – результаты отработки подобных умений. Развивать их нужно на практике, разбирая примеры и получая обратную связь, чем мы и занимаемся в лицее. В будущем учащиеся справляются с исследовательскими и проектными задачами более уверенно и легко.

ИВР созвучна и с другими важными для лицея категориями. К ключевым ценностям относятся самостоятельность и ответственность, поэтому при поддержке преподавателей ребята сами выбирают тип ИВР и ее область (они могут поменять ее, обосновывая свое решение), разрабатывают тему и общаются с консультантами.

Для лицея речь идет не просто о формате индивидуальной выпускной работы, но об исследовательской и проектной деятельности, которая материализуется в том числе в ИВР. 

 

Светлана Сучкова, руководитель Центра академического письма НИУ ВШЭ:

ИВР и подготовка к ней – подготовительный этап для обучения в высшем учебном заведении. В университете уже поздно формировать такие базовые навыки, как работа с литературой, анализ и синтез прочитанного, изложение своей позиции аргументированно на письме. Для успешной учебы в вузе все эти навыки нужны студенту сразу же, поэтому начинать нужно со школьных заданий и постепенного развития академических (учебных) компетенций. ИВР – пример такого задания.

 

Автор - Ярослава Контарь

ДаниилПрасолов, лицеист:

ИВРпомогаетлицеистампонять, чтоужесейчас, встаршихклассах, ониспособныначто-тодействительнокрутое. Когдасмотришьнапроекты, которыеперетекаютвбизнес, наисследования, которыеотвечаютнадействительноинтересныевопросы, апотомвспоминаешь, чтоэтосделалитвоисверстники, тыпоражаешься. Этодаетнадежду, чтоитычто-томожешь. Итыделаешь.

ПриходитевоктябренапрезентациюнашегодокументальногофильмаоКитай-городе!

 

ЕваЛанцова, лицеист:

Итоговаявыпускнаяработанетолькоособаяфишкалицея, ноисерьезныйбэкграунд, которыйполучаеткаждыйучащийся,готовяськзащите.

НаписаниеИВРсхожеснаписаниемдиплома(особеннопри выбореисследования, анепроекта), азначит, когдалицеистпоступитввысшееучебноезаведение, оннебудетметатьсявпанике, недооцениваяважностьдедлайнов, испрашивать: «Ктотакойнаучрукизачемонмненужен?».

ИВРусложняетжизньв10-11-хклассах, ноупрощаетвуниверситете.

 

ЕкатеринаБровко, учительсловесности:

Лицеисты, конечно, невсегдасвосторгомотносятсяктому, чтовтечениегодаимнужноподготовитькзащитеиндивидуальнуюработу. Однакоте, ктоуспешнозавершилэтотпуть, говорят, чтоприобрелиценныенавыкинапример, принаписанииисследовательскойстатьинаучилисьработатьсбольшимколичествомнаучнойлитературы, вычленятьвпотокеинформацииглавноеиоформлятьрассуждениевобъемныйтекст. Те, ктовыбралпроектнуюработу, учатсяуженаэтапепланированияоцениватьрискиипродумыватьзапасныевариантыдействий, чтобыдовестиделодоконцакназначенномусроку. 

Такилииначе, ИВРэтоценнаядляобразованиястаршеклассникаситуациясамостоятельности: учащийсясамвыбираетобластьработыиформулируеттему, самрешает, нужналиемупомощь, вкакоймоментиккомуобратиться, скемсотрудничать. Кафедраисследовательскойипроектнойдеятельностиорганизуетмероприятияконсультации, лекциипоотдельнымобластям, целькоторыхпомочьлицеистамсориентироватьсявпроцессеработы, новсеониносятфакультативныйхарактер.

Дажееслилицеистуудаетсянайтитого, ктоемупомогает, онсампродолжаетнестиполнуюответственностьзаработу. Думаю, этоиестьключевоеприобретение, общеедлявсехтиповИВР: проживаярольглавногодействующеголица, выстроитьсистемувзаимоотношенийвокругсебя.

 

СветланаПужаева, учительсловесности:

МногимИВРпоначалукажетсяпыткойиненужнымначинанием, новсюценностьполученныхнавыковребятапонимаютуженапервомкурсе:имсделатьлюбоеисследовательскоезадание, написатькурсовуюоказываетсягораздопроще, чемодногруппникам. Итогдаяполучаюотсвоихподнаучныхребятсловаблагодарности. ЭтотформатработыразвиваетцелыйспектрнавыковикомпетенцийотпродвинутогоуровнявладенияWordдоуменияанализироватьинформацию, делатьобобщения, интерпретироватьполучаемыерезультаты. Каксловесникязамечаюрезкийскачоккачестванаписаниятекстов, инетольконаучных.

РаботастекстомИВРпомогаетребятамлаконичноиточноформулироватьмысли, избегатьмногихречевыхиграмматическихошибок, чтопригодитсявлюбойсфере, неговоряужеоЕГЭ.

 

ДарьяШибалина, заведующаякафедройисследовательскойипроектнойдеятельностиучащихсяЛицеяНИУВШЭ:

Висследованииипроектированииразвиваютсяумения, которыенеобходимывлюбомконтексте, вчастностивучебномипрофессиональном. Написаниеакадемическойстатьи, подборкачественныхисточников, соблюдениепланадействийрезультатыотработкиподобныхумений. Развиватьихнужнонапрактике, разбираяпримерыиполучаяобратнуюсвязь, чеммыизанимаемсявлицее. Вбудущемучащиесясправляютсясисследовательскимиипроектнымизадачамиболееуверенноилегко.

ИВРсозвучнаисдругимиважнымидлялицеякатегориями. Кключевымценностямотносятсясамостоятельностьиответственность, поэтомуприподдержкепреподавателейребятасамивыбираюттипИВРиееобласть(онимогутпоменятьее, обосновываясвоерешение), разрабатываюттемуиобщаютсясконсультантами.

Длялицеяречьидетнепростооформатеиндивидуальнойвыпускнойработы, нообисследовательскойипроектнойдеятельности, котораяматериализуетсявтомчислевИВР. 

 

СветланаСучкова, руководительЦентраакадемическогописьмаНИУВШЭ:

ИВРиподготовкакнейподготовительныйэтапдляобученияввысшемучебномзаведении. Вуниверситетеужепоздноформироватьтакиебазовыенавыки, какработаслитературой, анализисинтезпрочитанного, изложениесвоейпозицииаргументированнонаписьме. Дляуспешнойучебыввузевсеэтинавыкинужныстудентусразуже, поэтомуначинатьнужносошкольныхзаданийипостепенногоразвитияакадемических(учебных) компетенций. ИВРпримертакогозадания.

 

ЯрославаКонтарь

Авторы текста: Бровко Екатерина Леонидовна, Жукова Светлана Юрьевна, Сучкова Светлана Анатольевна, Шибалина Дарья Валерьевна, 12 сентября, 2018 г.