• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

География в Вышке: интервью с Николаем Куричевым

hse.ru / Николай Куричев

Об истории Института географии РАН и образовании факультета географии в Вышке, предметных направлениях географической науки, сочетании фундаментальных и прикладных исследований, а также о возможных карьерных стратегиях выпускников рассказывает декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев.

 

Расскажите, пожалуйста, как формировался Институт географии РАН?

Институт географии Российской академии наук (ИГ РАН) существует уже более ста лет. Он был одним из первых научных институтов, созданных в 1918 году советской властью. В связи с тем, что страна на тот момент находилась в крайне тяжелом экономическом положении, остро встал вопрос о возможности использования природного потенциала для улучшения ситуации. С этой целью для изучения природных ресурсов (полезных ископаемых, лесного хозяйства, земельного потенциала) и других смежных тем была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил, при которой в том числе функционировал Отдел промышленной географии. Это подразделение и стало зародышем будущего Института географии РАН.

Какие основные направления исследований и научные школы представлены в Институте?

Здесь стоит начать с того, что география как наука состоит из двух основных предметных направлений: физическая география, наука о земле и природных системах, которая изучает их организацию, функционирование и изменения во времени, а также их связь с воздействием человека; и общественная география (социальная, экономическая, политическая, культурная), изучающая, как в пространстве организуется социум и экономика. Кроме того, существует отдельная методическая ветвь, к которой относятся картография, геоинформатика и дистанционное зондирование, другими словами, методы сбора и обработки данных, которыми мы пользуемся. В ИГ РАН представлены все три этих направления.

В области физической географии подразделения Института охватывают, без преувеличения, все основные ветви наук о земле в их географической части: климатологию, гидрологию, геоморфологию, биогеографию и так далее.

Если говорить о научных школах, то в первую очередь это палеогеография. В Институте работал Андрей Величко, без всякого преувеличения не только специалист по палеогеографии мирового уровня, но и создатель эволюционной географии как таковой. К сожалению, Андрея Алексеевича уже нет с нами, но это направление в Институте продолжает развиваться, в том числе Андреем Паниным и Ольгой Соломиной, научным руководителем факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ.

С палеогеографией тесно связана гляциология – наука о ледниках. Например, в контексте изменения климата гляциология изучает, по каким причинам и с какой скоростью происходит сокращение ледников. Ведь в разных уголках мира ситуация совершенно разная. На фоне общего сокращения горного оледенения в отдельных районах наблюдается противоположный тренд: ледники растут, так как эффект увеличения осадков перекрывает эффект повышения температуры. Не менее интересно в ледниках то, что они несут в себе информацию о прошлом природной среды. Исследователи бурят скважины, вынимают оттуда ледниковый керн, в котором законсервированы пузырьки воздуха. Анализируя состав этого воздуха мы можем определить состав атмосферы и климат прошлых эпох. Отделом гляциологии ИГ РАН долгое время руководил академик Владимир Котляков, а сейчас его возглавляет Станислав Кутузов, руководитель направления «Глобальные изменения окружающей среды и климата» нашего факультета.

Я бы отметил и климатологию. Лабораторией климатологии заведует Владимир Семенов, известный специалист по моделированию климата, в Лаборатории антропогенных изменений климатической системы работает Сергей Семенов, соруководитель направления «Глобальные изменения окружающей среды и климата» нашего факультета.

Очень интересные исследования о миграциях животных и распространении различных видов растений, в том числе инвазивных видов (вторгающихся на территорию, где ранее они не были распространены) делает лаборатория биогеографии Аркадия Тишкова.

Николай Куричев
Николай Куричев

Общественной географией занимаются три подразделения: Отдел социально-экономической географии, Лаборатория геополитических исследований и Лаборатория географии мирового развития. Если говорить о социальной географии, то без преувеличения можно сказать, что школа Института – лучшая в стране. В этом направлении работают такие первоклассные специалисты, как Татьяна Нефедова, Андрей Трейвиш, в области культурной географии – Владимир Стрелецкий, в области географии транспорта – Сергей Тархов, в области теоретической географии и исследований систем расселения – Вячеслав Шупер. В Лаборатории геополитических исследований коллеги работают над крайне интересными исследованиями в области критической геополитики.

Лаборатория картографии и Лаборатория геоинформационных систем занимаются развитием цифровой картографии, методов дистанционного зондирования, управлением пространственными данными. Лабораторией картографии заведует Андрей Медведев, руководитель направления «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование» факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ. Не так давно у него вышла книга «Создание тактильных и тифлографических карт» о методах представления картографической информации для слепых и слабовидящих. Это уникальный продукт для России, да и в мире существует буквально считанное число команд, которые делают что-то похожее.

В целом список можно еще продолжать и продолжать, все-таки Институт географии РАН – это действительно сила.

 

Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями собственными научными интересами и профессиональной траекторией.

У меня достаточно замысловатая профессиональная траектория, не характерная для Института географии, да и для академической среды в целом. Впрочем, начиналась она довольно типично. Я закончил географический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, как и большинство моих коллег. Моим научным руководителем во время учебы в университете был Александр Горкин, крупный специалист по географии промышленности США, а также географии территориальной организации промышленности в более широком плане. В 2013 году я защитил кандидатскую диссертацию о территориальной организации американской промышленности в мирохозяйственном контексте. С 2012 года я работал в Институте географии.

В последние годы сфера моих научных интересов сместилась: отойдя от географии промышленности, я стал больше заниматься вопросами социальной географии, начал изучать взаимосвязь миграции и жилищного строительства. Я и мои коллеги исследовали эту взаимосвязь на примере Москвы и Московской области. Уже много десятилетий наблюдается постоянный приток населения в столичную агломерацию, если говорить географическими терминами. Каждый год сюда приезжают 230–250 тысяч человек. Первый вопрос, который встает перед всеми мигрантами, это вопрос жилья: либо аренды, либо покупки. Спрос со стороны мигрантов стимулирует в Москве и Московской области колоссальное жилищное строительство, которое сдерживает рост цен на жилье и стимулирует дальнейший миграционный приток. Мигранты из разных регионов и городов разного размера по-разному ведут себя на столичном рынке жилья, так что здесь мы выходим на проблемы пространственного неравенства, а значит, и на проблемы региональной политики и стратегии пространственного развития страны и столичного региона.

Вулкан Армаган, Армения
Вулкан Армаган, Армения
Фото с БПЛА Андрея Медведева, Институт географии РАН

Параллельно со всем этим у меня развивался прикладной трек моих профессиональных интересов, связанный в большей степени с энергетическим сектором. С 2013 года я работал в ООО «НИИгазэкономика», научно-исследовательском институте экономики и организации управления в газовой промышленности, это дочерняя компания Газпрома, головной научный центр компании в области стратегического планирования, прогнозирования и управления. Я был заместителем директора в Центре исследований энергетических рынков. Центр занимался анализом и прогнозированием объемов спроса и предложения производителей, а также уровня цен на энергетических рынках (включая не только рынок природного газа, но и рынки нефти и нефтепродуктов, электроэнергетические рынки, продукцию газохимии), оценкой логистических цепочек и инвестиционных проектов.

 

Получается, в Вашей карьерной траектории переплелись академическая деятельность и работа в бизнесе?

У меня действительно в этом плане довольно редкое сочетание академического и прикладного треков. Но между ними нет разрыва, и в процессе развития нашего факультета в равной мере востребовано и то, и другое.

По своей сути задачи, которыми мне приходилось заниматься в исследованиях энергетических рынков, – это задачи экономической географии. Для того, чтобы принять решение о размещении нового завода, важно оценить, на каких географических рынках будет реализовываться продукция, есть ли на этих рынках соответствующий спрос, какая ожидается цена реализации. Нужно выбрать экономически эффективный способ доставки этой продукции, составить транспортную цепочку. Это очень комплексная задача, в которой требуется учесть технологические, экономические, регуляторные, политические факторы.

Нередко на решения влияют различные природные факторы: замерзаемость портов, к примеру, оказывает сильное воздействие на их пропускную способность. Когда мы говорим об энергетических рынках, да и о любых рынках массовой продукции, все эти факторы начинают играть огромную роль, а потому связанные с решением этих проблем задачи носят экономико-географический характер.

 

Предлагаю перейти к теме Факультета географии и геоинформационных технологий. Как завязалось сотрудничество между ИГ РАН и Вышкой?

Факультет географии – это совместный проект Института географии РАН и Высшей школы экономики. Чтобы ответить на вопрос о том, как появилась эта идея, стоит разделить его на две составляющие: зачем это потребовалось ИГ РАН, и зачем это нужно Вышке.

Что касается Вышки, то ее долгосрочная стратегия развития предполагает охват всего набора классических университетских дисциплин. В рамках этой стратегии в последние годы возникли факультеты физики, химии, биологии и биотехнологии. Подошла очередь и наук о земле и, собственно, географии. Все факультеты естественных наук создаются в сотрудничестве с одним или несколькими институтами Российской академии наук. Это логично, потому что поднять такие фундаментальные естественные направления с нуля трудно. Тем более, что для многих из них необходима материальная база, наличие специальных лабораторий, приборов, площадок и станций. И самое главное – это, конечно, люди. Все-таки Российская академия наук традиционно наиболее сильна в естественных науках, почему и возникла заинтересованность со стороны Вышки.

Полевые почвенные работы, Тува
Полевые почвенные работы, Тува
Фото Юлии Коноплянниковой, Институт географии РАН

Со стороны Института географии интерес определяется ключевыми проблемами, с которыми сталкивается современное географическое сообщество. В первую очередь это проблема подготовки современных кадров. Не секрет, что во многих областях науки, и география не исключение, есть разрыв между опытными специалистами старшего поколения и научной молодежью. Между этими двумя активными группами образовалась пустота, во многом связанная с активным оттоком кадров в 90-е годы. Только в последние годы накопилась критическая масса активных молодых людей до 35 лет, хорошо интегрированных в мировую науку. Вместе с тем, науки о земле за последние десятилетия вышли на качественно новый этап развития в связи с огромным прогрессом средств сбора данных: от беспилотников и космической съемки до всевозможных сенсоров, средств обработки данных и математического моделирования. Не меньшие методические и концептуальные изменения произошли и в общественной географии. В результате в географическом сообществе накопился запрос на географическое образование нового поколения. Сам по себе ИГ РАН, очевидно, реализовать программы высшего образования не может, нужна площадка. А какая у нас в стране еще есть площадка для реализации подобных инновационных инициатив, кроме как Высшая школа экономики? На этой почве и сложился альянс.

 

В 2020 году Факультет планирует открытие первой бакалаврской программы. Что будет представлять собой данная программа?

Сейчас бакалаврская программа «География глобальных изменений и геоинформационные технологии», которая запустится в 2020 году, является нашим главным приоритетом. Мы активно ее продвигаем, принимаем участие в днях открытых дверей. Программа предусматривает три специализации, которые отражают общую структуру географической науки, о которой шла речь ранее: физическая география, общественная география и геоинформационные технологии.

Давайте начнем с физической географии. Наш подход здесь существенно отличается от того, что можно наблюдать в других университетах, где физическая география традиционно сильно раздроблена. Частные географические дисциплины: климатология, биогеография, геоморфология, гидрология, экология и природопользование и так далее, существуют в виде отдельных образовательных программ. Мы строим нашу программу по-другому. Во-первых, в современных условиях почти любые исследования, фундаментальные или прикладные, являются междисциплинарными, объединяя разные географические дисциплины. Во-вторых, ниша для узких специалистов на рынке труда, как правило, не столь велика и уже закрыта существующими образовательными программами. Именно поэтому мы по физической географии создали единое направление и структурировали его вокруг тематики глобальных изменений климата и окружающей среды. Это некая рамка, которая позволяет связать все эти частные направления физико-географических исследований в единое целое. Мы придерживаемся мнения, что в бакалавриате должна быть достаточно широкая специализация. Дальше, если человек хочет углубиться в какую-то конкретную тему, он может продолжить обучение в магистратуре.

Второе направление – это общественная география (социально-экономическая, политическая, культурная). Здесь мы также придерживаемся принципа единства направления и отказываемся от дробления, которое иногда осуществляют по территориальному (отдельно социально-экономическая география зарубежных стран, отдельно – России) или по тематическому признаку. Мы делаем акцент не столько на изучении отдельных территорий или процессов, сколько на освоении студентами современных исследовательских методов, которые они затем могут применять к различному материалу.

На горячих источниках Сахама, Боливия
На горячих источниках Сахама, Боливия
Фото Станислава Кутузова, Институт географии РАН

Геоинформатика является третьим направлением. Оно включает в себя цифровую картографию, дистанционное зондирование Земли, управление пространственными данными, а также создание на этой базе пользовательских продуктов.

Отличительной чертой нашей программы выступает то, что первые два года студенты будут учиться вместе, получая базовую подготовку по всем направлениям, и только после этого они выбирают конкретную специализацию. Это важно по целому ряду причин. Во-первых, за два года можно успеть понять, что из себя представляет то или иное направление, чем там занимаются, и что это, собственно, за люди. Это дает возможность сделать информированный выбор направления. Во-вторых, совместное обучение в течение первых двух лет поможет построить взаимное понимание между студентами. География находится на стыке естественных и социальных наук, которые сильно различаются научным языком, методами исследования, даже философскими основаниями. Это не только проблема, но и возможность. Чтобы ее использовать, чтобы географы разных специализаций понимали друг друга, у них должна быть достаточно обширная общая база. Наконец, за эти первые два года мы хотим дать студентам действительно глубокую подготовку по геоинформационным технологиям, научить их основам, которые будут востребованы в условиях быстрого прогресса сферы IT и средств обработки пространственных данных.

 

Географическая наука тесно связана с путешествиями и экспедициями. Планируются ли подобные выезды для будущих студентов?

Действительно, подготовить географа без опыта полевой работы невозможно, поэтому экспедиции обязательно будут включены в программу обучения студентов. По окончании первого курса для всех студентов предусмотрена общегеографическая практика. Это стандартная история, которая традиционно работает на всех географических факультетах. Трехнедельная практика будет проходить на Курской биосферной станции ИГ РАН. Это отличная база для того, чтобы продемонстрировать студентам применение различных методов исследований.

После второго курса каждое направление организует свою полевую (экспедиционную) практику. У нее две основные функции. Первая – это углубление знакомства с избранной студентом специализацией, с ее методами полевых исследований. Вторая – это, по сути, профориентация. Студент выбирает, с каким направлением ехать в экспедицию, и тем самым намечает выбор специализации. Но у него есть возможность передумать: если человек, съездив на практику с каким-то направлением, осознает, что ему это направление не подходит, мы даем ему возможность изменить свой выбор. Для нас очень важно, чтобы люди осознанно выбирали направление своей будущей профессии, потому что мотивация оказывает определяющее влияние на продуктивность и результаты проектных работ студентов.

 

В каких сферах выпускники бакалаврской программы смогут применять полученные знания и навыки?

В первую очередь это все, что связано с геоинформационными технологиями. Сегодня геотехнологии прочно проникли в повседневную жизнь: поисковики и социальные сети адаптируют выдачу запросов, рекламу и рекомендации в зависимости от того, где вы находитесь. Такие сервисы, как Яндекс.Такси или Яндекс.Транспорт представляют из себя, по сути, геоинформационные решения, в основе которых лежат технологии спутникового позиционирования и высококачественные цифровые карты, решающие оптимизационные задачи с учетом вашего маршрута и перемещений других людей и транспорта.

В сфере геоинформационных технологий есть три основных взаимосвязанных ниши: геоаналитика, обработка данных дистанционного зондирования и управление пространственными данными.

На раскопках в Старой Руссе
На раскопках в Старой Руссе
Фото Юлии Карповой, Институт географии РАН

Первый крупный сегмент – это геоаналитика. Сейчас на рынке существует много компаний, которые на этом специализируются. Кроме того, в огромном количестве крупных компаний присутствуют отделы по геоинформационной аналитике. Ритейлеры, банки, компании сферы услуг – все они используют методы геомаркетинга при принятии решений о том, где открывать новые магазины или сетевые точки. И здесь геоаналитика выходит на первый план, поскольку выбор места для размещения объекта оказывает огромное влияние на проходимость, на состав покупателей, а, следовательно, на выручку и на прибыльность.

Вторая история – это дистанционное зондирование, то есть съемка Земли из космоса, с беспилотников и самолетов. Если аэрофотосъемка является достаточно традиционной технологией, то в области беспилотников сегодня происходит настоящий бум. Беспилотники стали широко доступны по цене и вышли на массовый рынок, увеличилось время, в течение которого они могут находиться в воздухе, улучшилось качество съемки. Дистанционное зондирование с помощью беспилотников позволяет решать задачи оперативного мониторинга в случае природных или техногенных катастроф, задачи оперативного управления, высокоточной съемки и так далее. Космическая сфера также переживает большой прогресс. Численность спутниковых группировок постоянно растет, вместе с чем растет и частота, с которой мы можем получать со спутника снимки, а также разрешение этих снимков. Претерпевают существенные изменения и средства анализа снимков, все более широкое распространение получают методы машинного зрения, элементов искусственного интеллекта, анализа больших данных.

Третья составляющая – это управление пространственными данными. Современная экономика дата-центрична: новые продукты и сервисы создаются на основе использования различных источников данных. Объем этих данных растет экспоненциально. Когда мы исследуем какую-либо территорию, то неизбежно сталкиваемся с наличием десятков, а то и сотен баз данных, которые содержат пространственную информацию об этой территории: космические снимки, кадастровые данные, данные мобильных операторов, данные о перемещениях людей, и так далее. Но все эти данные существуют в разных форматах, не сопоставимых между собой. В результате мы не можем непосредственно использовать их для решения конкретных задач. Отсюда вытекает необходимость в специалистах, которые могут этими пространственными данными и специфической инфраструктурой управлять.

Если говорить о направлении «Глобальные изменения окружающей среды и климата», то здесь тоже имеется выраженная прикладная составляющая – это зеленая экономика и экологическая тематика в самом широком смысле слова. В мире, в первую очередь в европейских странах, все эти темы буквально на наших глазах превращаются из разговоров в абсолютно конкретные вещи: появление новых рынков, новых продуктов, новых стандартов. И компании постепенно вынуждены к этому адаптироваться, учитывать экологические и социальные аспекты своей работы, что способствует появлению механизмов экологического аудита, экологического менеджмента. Экологическая экспертиза сейчас является неотъемлемой составляющей любого крупного инвестиционного проекта. На старших курсах мы как раз планируем дать студентам ряд прикладных дисциплин, связанных с экологической тематикой, стратегиями адаптации к изменениям окружающей среды.

В специализации «Общественная география» я вижу два основных направления прикладной работы. Первое – это сфера экономической географии, то, чем я много лет занимался профессионально. Наиболее очевидным карьерным треком здесь выступают пространственные решения для компаний – геомаркетинг и оценка рынков, транспорт и логистика, локационные решения и все, что с этим связано. Специалисты этого профиля востребованы как в аналитических подразделениях крупных компаний, так и в консалтинге. Другое направление – это управление территориями, регионами, городами. Государственное управление сталкивается с различными вопросами, требующими понимания пространственного разнообразия, закономерностей развития различных территорий. Это создает необходимость в специалистах по региональным стратегиям и региональной политике.

Николай Куричев (слева)
Николай Куричев (слева)

Выходит, подход Факультета достаточно практико-ориентирован, и вы намерены готовить студентов не только для академии?

Да, мы совершенно сознательно стремились уйти от строго академической направленности. Такое количество географов, занятых только в науке, ежегодно стране попросту не нужно. Естественно, мы бы хотели, чтобы часть наших выпускников пошла в фундаментальную науку. Для Института географии РАН это одна из важнейших целей проекта. Цель создания географического образования нового поколения – это свежие кадры нового поколения, воспитанные на современной основе. Причем здесь имеется в виду не только профессиональная подготовка на высоком уровне, но и психологические качества людей, их умение мыслить современными категориями. Но мы при этом отлично понимаем, что в академическую науку после выпуска в любом случае пойдет меньшинство, допустим, 5-10 выпускников. Встает вопрос: куда пойдут все остальные? Поэтому мы и закладываем здесь прикладные принципы.

 

Есть ли у Факультета планы по открытию магистерских программ в ближайшее будущем?

Магистратура на факультете обязательно будет создаваться. К 2024-му году наши первые студенты закончат бакалавриат, и мы просто обязаны предоставить им возможность продолжить обучение по профилю. Пускай и не все этой возможностью воспользуются, в конце концов, сейчас у студента много вариантов: продолжить обучение в Вышке или в другом университете, поехать учиться за границу, поработать несколько лет, чтобы понять, какая именно магистратура ему нужна.

Что касается того, какие это могут быть магистратуры, то здесь перед нами стоит сложная задача. В отличие от бакалавриата, магистратура должна иметь более узкую специализацию. Однако создание магистратур по всем трем направлениями, представленным в бакалаврской программе, не представляется возможным или обоснованным. Поэтому мы должны будем упаковать все три наших направления, по всей видимости, в две магистерские программы. Кроме того, нужно учитывать, что в Вышке существуют магистерские программы разных типов: исследовательские, скорее фундаментальные и более прикладные. Здесь у нас пока еще не выработано четкое решение. Общий подход состоит в поиске таких актуальных междисциплинарных проблем, которые будут сочетать в себе все три направления. В любом случае, мы планируем запуск магистратуры даже чуть раньше первого выпуска бакалавриата – на 2022 или 2023 год.

Полевые геоморфологические работы в Западном Тянь-Шане, Узбекистан
Полевые геоморфологические работы в Западном Тянь-Шане, Узбекистан
Фото Марии Кладовщиковой, Институт географии РАН

Планируется ли сотрудничество с другими подразделениями и факультетами Вышки, запуск международных программ?

Естественно, мы планируем это делать и уже начали взаимодействовать с коллегами из целого ряда факультетов и подразделений: Факультет городского и регионального развития, Институт образования, Институт статистических исследований и экономики знаний, факультеты компьютерных, социальных, экономических наук. Но пока мы находимся на стадии обсуждения наших будущих проектов. Все-таки наш факультет был создан не так давно, в октябре прошлого года, а поэтому сегодня наши приоритеты немного другие.

Что касается международного сотрудничества и взаимодействия с региональными вузами, то здесь мы намерены активно использовать весь тот широкий инструментарий, который был создан Вышкой и применяется на всех факультетах. Для сотрудничества с региональными вузами можно использовать зеркальные лаборатории, программу стажировок, программу по привлечению российских постдоков и так далее. На международном уровне – это академическая мобильность, студенческий обмен, визиты профессоров. У моих коллег имеется достаточно широкая сеть контактов в европейских университетах. Часть из них уже является партнерами Вышки, поэтому здесь мы можем как создавать новое направление сотрудничества по части географии, так и заключать соглашения с новыми университетами, которые пока не являются партнерами Вышки.

 

11 марта